Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях (Теоретические основы понятия инвестиций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по Index of Economic Freedom за 2014 и 2015 гг.[32]

Группа

Индексы

Значение индексов

2014

2015

Законность

Обеспечение права собственности

25,0

25,0

Свобода от коррупции

24,0

22,1

Размер государственного участия в экономике

Фискальная свобода

86,9

85,6

Государственные расходы

54,4

61,5

Эффективность национального законодательства

Свобода в области бизнеса

69,2

70,0

Свобода в области трудовых отношений

52,6

55,8

Свобода в денежной сфере

66,7

69,4

Открытость рынков

Свобода в области торговли

77,4

74,6

Инвестиционная свобода

25,0

25,0

Финансовая свобода

30,0

30,0

Итоговый ранг (значение индекса)

139
(51,1)

140
(51,9)

В 2015 г. составители индекса сделали вывод о том, что экономическая свобода в России находится в состоянии застоя, так как за 20-летнюю историю индекса он повысился менее, чем на 1.

Заметные улучшения свободы в области торговли и свободы в денежной сфере происходят на форе существенного снижения инвестиционной и финансовой свободы, свободы в области бизнеса и обеспечения прав собственности, что делает экономику России «в основном несвободной». В числе причин такого положения названы недостаточная правовая база, кумовство и коррупция, поразившая всю экономику, политические репрессии, зависимость государственного бюджета от экспорта природных ресурсов, слабая защита частной собственности, уязвимость судебной власти (подверженность политическому давлению, непоследовательность в применении закона), устаревший Трудовой кодекс РФ, ограничивающий рост занятости и вмешательство государства в экономику (большое количество государственных предприятий в некоторых секторах экономики, в том числе в финансовом секторе, обширные субсидии, применение экспортных пошлин на нефтепродукты и других средств, чтобы влиять на цены на внутреннем рынке).


Таким образом, по оценкам международных экспертов индекс экономической свободы находится на очень низком уровне и достаточно четко выделяет наиболее слабые звенья инвестиционного климата России, в том числе не улавливаемые рейтингом «Doing Business».

4. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации статистических и динамических компонент: официальных данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. При расчете индекса выделено 3 субиндекса: базовые требования, усилители эффективности и инновационный фактор, которые включают 12 столпов конкурентоспособности, объединяющих 114 показателей, характеризующих национальную конкурентоспособность.

Таблица 8

Место России в рейтинге The Global Competitiveness Index[33]

Год составления

Рейтинг России

Количество стран в рейтинге

2012-2013

67

144

2013-2014

64

148

Россия в 2016 г. поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с 2015 г. положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за 2016 г. поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран.

К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостатоточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место). Как и в 2013 г., ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.


Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).

Можно сделать вывод о том, что достижение определенного рейтингового места, используемого в качестве индикатора в официальных документах, не будет способствовать реальному улучшению ситуации, поскольку нами было показано, что повышение ранга России в одном рейтинге сопровождается сохранением низкого места в других.

2.2. Факторы, ухудшающие инвестиционный климат России

Рассмотрим ряд причин, ухудшающих инвестиционных климат России.

1.Высокий уровень коррупции.

Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) обеспечивает ранжирование государств по уровню совокупной коррумпированности, то есть учитывает разные виды и формы коррупции, что обеспечивается самим способом построения индекса.

Таблица 9

Место России в рейтинге The Corruption Perceptions Index[34]

Год составления

Рейтинг России

Количество стран в рейтинге

2015

133

176

2016

127

177

Несмотря на снижение в 2016 г. на 6 баллов, Россия в 2016 г. находится на 127 месте по индексу коррупции из 177 стран, охваченных исследованием.

2.Сложность открытия и ведения бизнеса. Как указывалось выше, в ежегодном рейтинге по благоприятным условиям ведения бизнеса DoingBusiness (составляется Всемирным банком и IFC) за 2016 г. Россия поднялась со 112 на 93 место. Стремительный скачок нашей страны сразу на 19 пунктов позволил России войти в тройку лидеров по темпам улучшения деловой среды. К слову, ближайшими «соседями» по рейтингу оказались Барбадос и Сербия.

Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: налогообложение, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и другим критериям. По трем параметрам (защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование) Россия показала худшие результаты, чем в 2014 г. В любом случае, 93-е место – это по-прежнему очень далеко от ТОПа. Кроме того, вряд ли оценку Всемирного банка можно назвать объективной, ведь данное исследование проводится лишь в столицах (в нашем случае, соответственно, в Москве). А ведь разница в доходах Москвы и, например, Ингушетии составляет 40 раз. Эксперты Всемирного банка подчеркивают высокую бюрократизацию всех важных процедур в бизнес-сфере. Так, например, для строительства здания в России необходимо собрать более 50 документов (в Сингапуре разрешительных документов понадобится всего 11). Для улучшения ситуации нужно, как минимум, уменьшить время регистрации форм и разрешить осуществлять операции через Интернет.


3.Противоречивость и количество законодательных актов. Запутанность отечественной законодательной базы известна далеко за пределами нашей страны. Скажем, Конституция – самый важный документ любого государства, в России содержит 137 статей (для сравнения, в Конституции США всего 7 статей и 27 поправок)[35].

4. Высокий уровень экономической преступности. В нашей стране уровень экономической преступности (в том числе, и киберпреступлений) гораздо выше среднемирового и среднеевропейского показателей. В такой ситуации доверять свои деньги недостаточно защищенным компаниям захочет далеко не каждый инвестор.

Среди причин, снижающих инвестиционную привлекательность России, можно назвать и высокую стоимость заемных средств, и жесткую привязку России к собственной нефти как к основному источнику наполнения бюджета, и низкое качество образования.

В числе факторов, ухудшающих инвестиционный климат в России, отдельно стоит отметить отсутствие экономического роста и неразвитость фондового рынка. По итогам 2015 г. около половины акций ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) показали отрицательную динамику (в том числе, и такие «гиганты» как ВТБ, Газпром, Роснефть и Лукойл).

События, начавшиеся в марте 2014 г. на Украине только усугубляют ситуацию в экономике России. Инвестиционная привлекательность России для внешних инвесторов снизилась очень сильно, что влечет за собой:

  • систематическое снижение стоимости активов, как котирующихся на биржах, так и прочих, в том числе земельных массивов;
  • экспорт газа, нефти, металла и прочих сырьевых ресурсов будет сокращаться, как в результате введения санкций, так и в результате усложнения механизмов транспортировки сырья конечному потребителю, что повлечет за собой сведение к минимуму инвестиционных программ госмонополий (РЖД, Газпром);
  • неустойчивый, стремящийся к снижению курс рубля, который не позволит инвесторам создавать финансовые и прочие инвестиционные модели участия в российских проектах, что повлечет за собой срыв многих уже начавшихся инвестиционных проектов;
  • снижение потребительской активности, которая отразится на всех секторах рынка, от банковского до технологического;
  • рост цен на весь импорт, без возможности быстрого создания импортозамещающих производств в виду отсутствия технологий, кадров и оборудования.


2.3.Анализ эффективности инвестиционной политики РФ

Современные экономические условия, как для России, так и для всего мира, характеризуются продолжительной кризисной ситуацией, обусловленной снижением темпов роста ВВП, объемов международной торговли товарами и услугами, низким уровнем мировых цен на нефть. Как следствие.

Замедление роста ВВП стран – торговых партнеров и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках привели к снижению экспортных доходов России. Наряду с финансовыми санкциями в отношении российских компаний и банков и повышенной внешнеэкономической неопределенностью это оказывало давление на курс рубля, снижение реальной заработной платы населения, рост безработицы.

Снижение доступности кредитных ресурсов, в том числе вследствие роста премии за риск, удорожание импортируемых инвестиционных товаров усилили инвестиционный спад. В связи с чем одним из приоритетных направлений общегосударственной политики становится инвестиционная политика. Инвестиционная политика государства реализуется в целях повышения эффективности общественного производства, подъема национальной экономики и усиления экономического роста.

Задачи инвестиционной политики различных государств имеют схожий состав, включающий стимулирование инноваций, развитие высоких технологий, приоритетные отрасли, защита прав собственности и снижение инвестиционных рисков[36].

В Российской Федерации инвестиционная деятельность регулируется Конституцией РФ, кодексами РФ, федеральными законами, постановлениями правительства РФ, региональными законодательными актами, местными законодательными актами. Целью инвестиционной политики РФ является поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие инфраструктуры Российской Федерации[37].

Проведение эффективной инвестиционной политики предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата, как совокупности политических, социально-культурных, финансовоэкономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. В 2010 году улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России[38].

В условиях адаптации экономики России к воздействию экономических санкций и падению мировых цен на нефть в 2014 году произошло снижение инвестиционного спроса. Основным индикатором ухудшения инвестиционного климата является динамика оттока и притока средств, отражающая настроения отечественных и зарубежных инвесторов. Чистый отток капитала из России Признаки восстановления появились в первой половине 2015 года, обусловленные постепенным возвращением капитала из оффшорных зон, хотя чистый приток ПИИ оставался на гораздо более низком уровне, чем в предыдущие годы. На притоке ПИИ негативно отразились экономические санкции против нефтяного сектора, который является основным получателем иностранных инвестиций.