Файл: Культура ресторанного обслуживания (КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «культура обслуживания»
1.2. Правила обслуживания клиентов
2. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
2.1. Тип и класс предприятий общественного питания
2.2. Культура и технология обслуживания посетителей предприятий общественного питания
3. Методология управления предприятием ресторанного типа
3.1 Анализ тенденций современной гастрономии в ресторанном бизнесе
ВВЕДЕНИЕ
Культура обслуживания предприятий питания – такая тема затрагивает не только сферу психологии, но и чисто технического мастерства. Культура обслуживания предприятий питания в громной мере зависит от знания официантом норм этикета, таких как, подавать приборы и блюда обязательно слева от гостя, а убирать - справа и т.д.
Обслуживание посетителей предприятий питания затрагивает комплекс всех задач, и эти задачи сливаются в единое целое и осуществляются в интересах клиентов и это играет определяющую роль в том, насколько клиентам понравилось предприятие питания, и зависит положительный отзыв о предприятии питания, а так же зависит желание клиента возвращаться снова и снова. С другой стороны, гостеприимство - это культурные, человеческие взаимоотношения. Гостеприимство определяется тем, как применяются на практике элементы обслуживания, а также насколько клиенты предприятий питания чувствуют заботу, внимание и бережное отношение к ним. Даже безукоризненное с технической точки зрения обслуживание не доставит полного удовлетворения клиентам, если они не ощутят теплоты и радости работы обслуживающего персонала, так как от них зависят большинство элементов приятного обслуживания.
В данной работе выделим различные типы предприятий общественного питания и рассмотрим понятие культуры обслуживания в данных предприятий, а так же рассмотрим правила обслуживания и технологию обслуживания посетителей.
1. КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Понятие «культура обслуживания»
Прежде всего именно руководство предприятия общественного питания должно развивать культуру обслуживания посетителей, и должна быть такая культура, которая будет направлена на обслуживание клиента придерживаясь и беря за основу определенных правил обслуживания, процедур обслуживания, системы мотиваций и действий обслуживания.
Что такое - Организационная культура? Это - система ценностей и убеждений, благодаря, которой члены организации понимают ее задачи и обеспечивают их правилами поведения - обслуживания в организации. Культура существует в каждой организации. Существуют компании, в которых культуре уделяют меньше внимания или она и вовсе может быть низкой. Если же компания хорошо управляемая, то каждый сотрудник этой компании является носителем этой культуры. Высокая культура помогает организациям – предприятиям, тем, что она помогает определить то, как будут вести себя сотрудники на рабочем месте, и они знают, как действовать , а так же что ожидают от них. Еще высокая культура предоставляет сотрудникам дополнительную мотивацию, а так же заставляет их хорошо относиться к своей компании, в которой они работают. Они знают, цели поставленные в компания и как они в этом должны ей помочь [4, с. 341].
Культура одна из основ фундамента на предприятии - организации. Сотрудники действуют как одно целое, тогда когда на предприятии высокая культура. Иногда бывает так, что предприятие имеет высокую культуру взаимоотношений – коллектива, как единого целого, но не имеет высокую культуру обслуживания. Первый шаг в развитии организации это - высокая культура обслуживания, которая должна побуждать сотрудников в своих действиях ориентироваться на потребности и запросы клиента. И такая система управления на предприятии или органзации, требует от руководства определенных обязательств, временных и финансовых средств и ресурсов.
Могут возникнуть трудности с наймом сотрудников, их обучение или системе поощрения, при переходе на такую систему, а именно на систему, которая ориентируется только на клиента.
Прежде, чем строить грамотный менеджмент, руководство должно создать определенные условия для служащих. Культура обслуживания не следует из меморандума СЕО. Благодаря правильным и расчетливым действиям руководства, система управления которая ориентируется на клиента, будет рости. Например, менеджер гостиницы, который использует время, приветствуя приезжающих гостей при регистрации и интересуясь как они себя чувствуют, демонстрирует заботу о клиентах.
В некоторых компаниях, включая Hyatt, McDonald's и Hertz, управленцы работают рядом с персоналом, обслуживающим клиентов. Это показывает служащим, что руководство не хочет терять контакт при работе с клиентами и таким образом менеджеры проявляют заботу и о служащих, и о клиентах. Внутренняя программа маркетинга, должна поддерживаться руководством, в противном случае, она будет неэффективна. Организации не могут ожидать от служащих работы, ориентированной на клиента, если это явно не поддерживается менеджерами компании.
Низкая культура. Организации, которые отличаются низкой общей культурой предпринимательства, слабо соблюдают или совсем не соблюдают обычных норм и ценностей обслуживания. Служащие часто руководствуются в своей работе политикой компании и инструкциями руководства, хотя они могут и не требоваться для качественного обслуживания клиента. Как правила в этих компаниях нет норм и правил культуры. Служащие не знают установки компании, на то, как им себя вести, или как должны действовать в определенных ситуациях, когда в самой организации не определены хотя бы основные ценностные ориентиры.
Например они должны получить положительное одобрение своего непосредственного руководителя перед тем, как принять решение по возникшей проблемной ситуации. Этот руководитель в свою очередь будет передавать ответственность наверх, получив одобрением своих начальников. Но возникает некоторая задержка, так как пока проблему донесут до руководства вышестоящего звена, клиент теряет время. В компании с высокой культурой обслуживания служащий персонал знает, что надо делать и как справиться, с теми или иными проблемами, что бы не не касаться руководства. Что и служит огромным плюсом, так как клиенты получают быстрые ответы на возникающие вопросы.
La Quinta Motor Inns собирает служащих своих гостиниц из каждого из 18 регионов в головную контору для специальных сессий. Цель этих сессий:
1) высказать признательность служащим;
2) подчеркнуть, что все служащие уполномочены делать все необходимое, чтобы оправдать ожидания гостя. Когда фирма уполномочивает сотрудников на самостоятельные решения в пользу потребителя, это перемещает полномочия и ответственность при принятии решения от различного рода начальников к рядовым служащим [4, с. 342].
В ресторане быстрого обслуживания не разрешалось посетителям использовать служебный телефон, и в один из вечеров один посетитель, на которого напали недалеко от ресторана, попросил разрешения позвонить по телефону, но служащие отказали ему в предоставлении телефонного аппарата, так как их инструкция предписывала не разрешать посетителям пользоваться телефоном. Руководство приучило сотрудников действовать строго по правилам и сотрудники оказались неспособны к принятию решений, которые выходили выходящих за рамки инструкции. А в прессе эта история была представлена как яркий пример безразличного отношения к человеку. Так ресторан получил отрицательную рекламу своего обслуживания и отношения к посетителям.
Когда в организации высокая культура, то сама атмосфера данной организации чувствуется. Так, у сотрудников Marriott уже вошло в привычку сразу же «поворачиваться лицом к клиенту». Глава компании Й. Уиллард Билл Марриотт последовательно наставляет, обучает и напоминает сотрудникам о важности клиента и его запросов. Сеть Four Seasons включает несколько гостиниц, и в любой из них сотрудники встречают гостя тепло и радостно, с искреннем желанием ему помочь. Существует большая разница в восприятии гостем сотрудника, который просто запомнил приветствие и повторяет его приезжающим, и служащего, который искренне заинтересован в постояльцах и показывает это всем своим поведением. Служащие в гостиницах Four Seasons всегда на высоте и этим укрепляют решение приезжающих останавливаться именно в этих гостиницах.
Поворот организационной структуры компании на ориентацию вниз. Классическая организационная структура компании — это треугольник. На примере гостиницы, главный административный и главный исполнитель, это - директор и находятся в высшей точке треугольника. Следующий уровень, это генеральный менеджер, и далее идут руководители отделов, начальники, рядовые служащие и клиенты (рис. 1). Кэн Блэншард, автор книги «Менеджер на одну минуту», утверждает, что проблема обычной организационной структуры состоит в том, что каждый сотрудник работает на своего начальника. А поскольку служащие хотят добится определеных успехов в организации, то они больше всего обеспокоены тем, как руководство оценивает их работу. Например, глав отделов беспокоит, что генеральный менеджер думает о них, а генеральные менеджеры хотят, чтобы весь коллектив сотрудников высоко их ценил. Каждый сотрудник озабочен, тем, как он выглядит перед начальником, следовательно вся организация очень мало внимания уделяет клиенту [4, с. 343].
В компании, обладающей высокой культурой обслуживания, на первом месте всегда стоит клиент, а администрация и руководство — в самом низу организационной структуры. При таком типе организации работа каждого сотрудника направлена на то, чтобы как можно лучше обслужить клиента. Общекорпоративное руководство помогает генеральным менеджерам обслуживать клиента, генеральные менеджеры поддерживают соответствующие отделы в обслуживании клиента, начальники отделов разрабатывают системы, которые позволяют руководителям участков лучше обслуживать клиента, и руководители участков помогают рядовым служащим в обслуживании клиента [4, с. 344].
Рис.1. Организационные структуры компании, ориентированные вверх и вниз (приложение 1)
В гостинице Ritz-Carlton посыльный по ошибке принес гостю багаж лишь через час после того, как тот поселился в гостинице. После того, как багаж был доставлен с опозданием, посыльный сам лично рассказал об этом руководителю своего участка, и руководитель участка сам лично принес извинения гостю, а так же отметил в компьютере банка – данных гостиницы, что у этого гостя были проблемы, и он должен получить исключительное обслуживание в течение всего остального времени его пребывания. Это гуманный способ решения проблемы, но такое исключительная редкость. С классической - обычной организационной структурой в гостиницы, если служащий допустил ошибку он пытается скрыть данное допущение в надежде, что руководство об этом не узнает. Так как существуют меры наказания. Но существуют гостиницы с такой организационной структурой, как Ritz-Carlton, где организационная структура повернута сверху вниз так, и самая главная задача самым наилучшим образом обслужить клиента. В нашем примере, посыльный был обеспокоен, прежде всего, проблемой постояльца и знал, что его начальник примет все меры, которые позволят исправить ошибку и обеспечить клиенту самое высокое обслуживание, и клиент он будет настолько доволен, что данная ошибка для него уже будет мелочью. Вот такая система, ориентирована на клиента, направлена на то, чтобы клиент даже при ошибках остался в итоге доволен и возвращался снова и снова. И она позволяет каждому работать с целью лучше обслужить гостя. При обычной же организационной системе персонал работает так, чтобы был доволен хозяин.
1.2. Правила обслуживания клиентов
Существует ряд правил по обслуживания клиентов:
- Смотрите собеседнику в глаза. Прежде всего улыбка – согревает душу человека. Персонал организации должен прежде всего уметь устанавливать контакт с каждым новым посетителем - клиентом с помощью прямого взгляда и широкой открытой улыбкой.
- Идите навстречу пришедшим гостям. Гостеприимство напрямую зависит от того на сколько установлены личные отношения с клиентами. А чтобы легче этого добиться, обязательно нужно обращаться с гостями как с личностями, а не как с клиентами. Нужно взять за правило: те, кто приветствует гостей предприятия при входе, должны выходить им навстречу из-за стойки. А лучше всего не ставить подобных стоек, что позволит быть ближе клиенту. На мой взгляд, прологом еды на предприятии общественного питания должна быть улыбка кого-нибудь из обслуживающего персонала при встрече посетителей, когда они входят в ресторан. Но это не значит, чтобы метрдотель был прикован к входной двери, просто кто-то должен всегда знать, что происходит на входе, и направляться к вновь прибывшим гостям, едва они появляются в дверях ресторана. Самое грамотное обслуживание, это когда каждый знает свою задачу, делает это с любовью, не суетится и не медлит. Таким образом сотрудник сможет создать наиболее комфортные условия для посетителя, который находится в ресторане.
- Уделять внимание вновь прибывшим гостям в первые 30 секунд. В распоряжении встречающего гостя – посетителя имеется примерно 30 секунд с того момента, как люди только что вошли в ресторан, на то, чтобы улыбнуться им и дать знать, что их приход не остался незамеченным. Но если в этот момент все заняты каким-то очень важным делом, которое нельзя отложить, необходимо побыстрее завершить это дело и заняться гостями. Если люди ощущают свою значительность с того момента, как они вошли в ресторан, они проведут время в более приподнятом настроении и хорошем расположении духа [5, с. 54].
- Предлагайте половину порции. Данный подход будет оценен теми, особенно кто сидит на диете, а так же и пожилые посетители ресторанов. Такое обслуживание может принести значительную пользу. И буде привлечено больше клиентов, так как людей, которые предпочитают перекусить, становится все больше и они не хотят искушать себя полноценным обедом . Так же появится возможность предложить полпорции за 60—75 процентов от цены, которая указана в меню, при этом не буду нарушены рамки приличия. Данный подход позволит основным блюдам оставаться такими же привлекательными, как и закуски, что и позволит расширить границы и возможности продаж.
- Подача блюда шеф - поваром. Бывает время, когда часы пик прошли, и наступило затишье, то можно, что бы чтобы сам шеф-повар подавал еду и обслуживал клиентов. Только для этого нужен будет еще комплект униформы официанта, но как гости будут приятно удивлены когда к их столу подойдет сам шеф и подаст заказ и обслужит гостя со словами: «Я только что приготовил это блюдо для вас. Надеюсь, вам понравится это блюдо!». Такая подача блюда приятно впечатлит гостя и он не только сам вернется в данный ресторан, но и будут советовать знакомым посетить это ресторан с изюминкой в обслуживании.
- Щедрость на бесплатные закуски. Когда вы едите в Lambert's Cafe в штате Миссури (там, где разбрасывают булочки), к столику все время подходят официанты и предлагают то, что не заказывал клиент, например : жареную овощную икру, макароны и помидоры, белую фасоль, закуску из красного перца и что – то другое. НО - все это предлагается бесплатно! Или так например в Москве в ресторане Novikov, подают комплимент от шеф повара, это - нарезанные овощи с оригинальным - пикантным соусом, что помогает аппетиту разыграться. Хозяину ресторана (заведения общепита) нужно задуматься, сможет ли он использовать такой прием в своем ресторане и какая выгода из этого может быть извлечена?
- Вино наливать за столом. Когда клиент заказывает бокал вина, его наливают в баре и к столику приносят уже в бокале, но как показывает практика, привлекательнее, когда бутылку или кувшин вина приносят к столику и там наполняют бокал, что и придает винам больше шарма, и не только таким винам, но и домашнему вину. Это создаст доверие гостя.
- Если один человек заказывает воду, приносите ее всем, сидящим за этим столиком. Вода - это такой компонент меню, который все чаще всего подается по просьбе клиентов во многих ресторанах. Если один человек за столом заказывает воду, естественно предположить, что кто-нибудь из его соседей также захочет утолить жажду, это такая человеческая натура, желание испить воды по цепной реакции. Можно ввести такую практику, приносить воду всем сидящим за одним столом и тем самым сэкономить на своих силах и времени, лучше это время потратить на другие столики.
- Присутствие руководства. Согласитесь, в человеке, который при вашем посещении ресторана демонстративно ни о чем ином не думает, кроме как о вашем хорошем настроении и добром расположении духа, есть нечто особенное, что делает его в ваших глазах симпатичным и привлекательным.