Файл: Культура ресторанного обслуживания (КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «культура обслуживания»
1.2. Правила обслуживания клиентов
2. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
2.1. Тип и класс предприятий общественного питания
2.2. Культура и технология обслуживания посетителей предприятий общественного питания
3. Методология управления предприятием ресторанного типа
3.1 Анализ тенденций современной гастрономии в ресторанном бизнесе
Руководитель, это пример для сотрудников, так как он появляется к сотрудникам, так они и будут проявляться к гостям. Руководитель задает положительный климат в ресторане.
- Чаще произносите имя клиента. Среди вещей которое приятно человеку – посетителю (клиенту) далеко не последнее место занимает звучание его имени. Необходимо узнать в непринужденной форме имена гостей и называть их по имени при всяком удобном случае во время их трапезы. Проще всего узнать имена клиентов это метрдотелю, заглянув в лист заказа столов или вежливо спросить об этом в тот момент, когда он усаживает гостей за столик. Не стоит стыдиться называть гостей предупредительно господин такой-то или госпожа такая-то, если только они сами не предложат быть менее официальным.
- Кафетерий самообслуживания. Из рассказа Б. Марвина: “Когда я занялся программой питания Олимпийских тренировочных центров США, то выбрал стандартный воинский тип кафетерия. Спортсмены всегда, хотя и были накормлены, но не были довольны. В первую очередь я перевел всю процедуру на самообслуживание. То есть дал спортсменам возможность выбора еды на свой вкус и по своему желанию из определенного ассортимента. Каждый мог брать столько, сколько ему нужно. “[5, с. 55].
2. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
2.1. Тип и класс предприятий общественного питания
Основными услугами, предоставляемыми организациями общественного питания, являются услуги по изготовлению кулинарной продукции, созданию условий приобретения ее и потребления.
К организациям общественного питания относятся предприятия, которые предназначены для производства продукции кулинарии, мучных кондитерских и булочных изделий, реализации их и/или организации потребления (ГОСТ Р 50647).
Деятельность по предоставлению услуг общественного питания регламентируется Правилами оказания услуг общественного питания [8, с. 187].
Организации общественного питания делятся на типы и классы. Тип организации общественного питания определяется ассортиментом продукции, которая реализуется, ее разнообразием и сложностью изготовления, инженерно-техническое оснащенностью и оборудование, методами обслуживания и квалификация персонала, качество обслуживания и номенклатурой услуг, которые предоставляются потребителям.
Тип организации общественного питания — это вид организации с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс организации общественного питания — это совокупность отличительных признаков организации определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания [8, с. 188].
В зависимости от предлагаемых услуг различают услуги питания ресторана, бара, кафе, столовой, закусочной.
Ресторан — организация общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Рестораны различаются:
- по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран);
- по месту расположения (ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.).
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый.
Рестораны и бары различных классов должны соответствовать следующим требованиям:
"люкс" — изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей — для баров;
"высший" — оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков и коктейлей — для баров;
"первый" — гармоничность интерьера, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных — для баров [8, с. 189].
Услуга питания ресторана — это услуга по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и вино-водочных изделий, оказываемая квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Бар — организация общественного питания с барной стойкой, реализующая смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Бары различаются:
по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления реализуемой продукции (молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар);
по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, варьете-бар и др.).
Первоначальные формы американских баров преобразовались в несколько видов. В настоящее время наиболее распространенными из них являются:
- американский коктейль-бар;
- бар при отеле;
- бар при ресторане;
- дневной бар;
- танцевальный бар;
- бар-эспрессо;
- бар мороженого, снежный бар;
- пляжный бар;
- пул-бар.
Американский коктейль-бар — это старейшая и самая распространенная форма баров, основу которого составляет баротека, тут сосредоточена большая часть продуктов. В отличие от старых баров в оборудование входят уютные кресла и столики и наибольший удельный вес в ассортименте баров занимают коктейли. Предлагаются и некоторые услуги питания (простые блюда, закуски и сопутствующие товары – по мелочам).
Бары при отелях обеспечивают людям, проживающим в отелях, возможность общения между собой, тут реализуется широкий ассортимент напитков и закусок, и устанавливаются музыкальные автоматы. Дизайн подобных баров часто похож с дизайном американских баров.
Бары при ресторанах обеспечивают продажу напитков и многочисленных коктейлей. Посетитель за стойкой бара быстрее, получит напиток, чем посетитель за столиком, где напитки подаются по меню. При потреблении напитков, посетители делают основной заказ.
Дневные бары работают только в течение дня, тут проходят встречи деловых людей. Такие бары распространены в Англии и Америке и являются центрами общения людей. Музыки, как правило в дневных барах нет.
Танцевальные бары предоставляют услуги бара и услуги по проведению танцевального досуга. Современной формой танцевального бара являются дискотеки. На дискотеках предлагаются напитки, как освежающие, так и и безалкогольные и освежающие алкогольные напитки с запахом плодов и ягод (алко-попсы) [8, с. 190].
Бары-эспрессо - возникли в Италии и во Франции. Такие бары рассчитаны на быструю смену посетителей. Мебель бара – эспрессо имеет ограниченное число сидячих мест, предполагает потребление напитков стоя. Количество блюд ограничено. Наибольший удельный вес в ассортименте занимают разновидности кофе (кофе-эспрессо) и аперитивы.
Бары мороженого, снежные бары существуют в большом количестве в местах, где люди занимаются зимними видами спорта. Там помещения для баров иногда сооружаются из снега и льда, с нег обливается водой, пока не образуются ледяные глыбы необходимой формы. В этих барах заказываются такие напитки, как глинтвейн, грог, чай, кофе, в основном это горячие напитки.
Пляжные бары обеспечивают услуги бара на пляжах. Такие бары предлагают много безалкогольных и легких алкогольных напитков.
Пул-бары устраивают рядом с плавательным бассейном. Ассортимент напитков состоит из экзотических коктейлей.
Услуга питания бара — это услуга по изготовлению и реализации широкого ассортимента напитков, закусок, кондитерских изделий, покупных товаров и созданию условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе обеспечивают питание и отдых потребителей с
предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном
ассортимента продукции. В кафе реализуются фирменные,
заказные блюда, изделия и напитки.
Кафе различаются:
- по ассортименту реализуемой продукции (кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная);
- по контингенту потребителей (молодежное, детское и др.).
Услуга питания кафе — это услуга по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с организациями других типов и, в основном, несложного изготовления, а также по созданию условии для их потребления [8, с. 191].
Столовая — общедоступная или обслуживающая определенный сегмент потребителей организация общественного питания, производящая и реализующая блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Столовые различаются:
- по ассортименту реализуемой продукции (общего типа
и диетическая); - по обслуживаемому контингенту (школьная, студенческая и др.);
- по месту расположения (общедоступная, по месту учебы, работы).
Услуга питания столовой — это услуга по приготовлению кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или специальных рационов питания для различных групп контингента (рабочих, школьников, туристов и др.), а также по созданию условий для реализации и потребления на предприятии.
Закусочная — организация общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд, которые не сложны в приготовлении из определенного вида сырья, в данном заведении проходит быстрое обслуживание гостей. Закусочные разделяются по ассортименту реализуемой продукции, общего типа и специализированные, например сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т. д..
Услуга питания закусочной — это услуга по приготовлению узкого ассортимента кулинарной продукции, в том числе из определенного вида сырья, а также созданию условий для ее реализации и потребления.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей [8, с. 192].
Услуги по изготовлению кулинарной продукции и изделий кондитерских включают:
— изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе, в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятиях общественного питания;
- изготовление блюд из сырья заказчика в организации;
- услугу повара, кондитера по изготовлению блюд, кондитерских и кулинарных изделий на дому.
Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:
—организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов, ритуальных мероприятий, конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха и т. д.;
- услугу официанта (бармена) по обслуживанию на дому;
- доставку кондитерских изделий и кулинарной продукции по заказам потребителей;
- бронирование мест в зале организации общественного
питания; - продажу талонов для абонементов на обслуживание
скомплектованными рационами;
— организацию рационального комплексного питания.
Услуги по реализации кулинарной продукции включают:
— реализацию кулинарной продукции и кондитерских
изделий через магазины и отделы кулинарии вне предприятия;
— реализацию кулинарной продукции вне организации; — отпуск обедов на дом;
— комплектацию наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам, для самостоятельного приготовления кулинарной продукции (разносную и мелкорозничную сеть).
Услуги по организации досуга включают:
проведение концертов, организацию музыкального обслуживания, программ варьете и видеопрограмм;
предоставление газет, журналов, настольных игр,
игровых автоматов, бильярда.
Информационно-консультативные услуги включают:
- консультации специалистов по изготовлению, украшению кулинарной продукции и кондитерских изделий и сервировке стола, консультации диетсестры по вопросам употребления кулинарной продукции при различных видах заболеваний, например в диетических отделениях и столовых;
- организацию обучения кулинарному мастерству.