Файл: Культура ресторанного обслуживания (КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «культура обслуживания»
1.2. Правила обслуживания клиентов
2. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
2.1. Тип и класс предприятий общественного питания
2.2. Культура и технология обслуживания посетителей предприятий общественного питания
3. Методология управления предприятием ресторанного типа
3.1 Анализ тенденций современной гастрономии в ресторанном бизнесе
Прочие услуги, оказываемые предприятиями общественного питания достаточно разнообразны, например, услуги по прокату столового белья, посуды, приборов, инвентаря для проведения торжественных мероприятий. Такие услуги обычно пользуются спросом у жителей сельских районов или организаций, которые готовятся к проведению корпоративных праздников.
Кроме продуктов питания, в ресторанах и кафе клиентам - посетителям предлагаются сувениры. Например, в заведениях с национальной кухней посетителям предлагаются продукцию - сувениры и изделия народных художественных промыслов, изделия национальных скульпторов и художников. В столовых и кафе, которые размещены у крупных транспортных дорого - магистралей, посетителям предлагаются в ограниченном ассортименте товары для личного комфорта и гигиены, периодические печатные издания, услуги связи и др.
К дополнительным услугам относятся услуги по упаковке еды, которую посетители желают забрать с собой. Повышенное удобство обеспечивает наличие в пунктах питания телефонной связи, особенно в пунктах питания, расположенных возле дорог, в сельских районах. Удобство обеспечивают услуги гардероба по хранению личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителей. В идеале, чтобы ресторан довал гарантию на сохранность вещей оставленную в гардеробе.
Если посетитель приехал на автомашине, ему может быть предложена услуга парковки на автостоянку организации, а если он без автомашины — вызов такси. А также в современном мире, есть стойки с планшетами, гле можно выбрать любой язык и заказать такси, где уже автоматически указано местоположение. [8, с. 194].
В состав персонала организаций общественного питания входят специалисты, исполняющие услугу по приготовлению пищи (повара и кулинары) и специалисты по сервису, обслуживающие посетителей (официанты, бармены, администраторы). Эти работники имеют специальную профессиональную подготовку и проходят профилактические медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.
В состав помещений организации общественного питания входят зона обслуживания (контактная зона), и административная и производственная зоны.
Зона обслуживания посетителей состоит из зала питания, вестибюля, гардероба, туалетной комнаты и др. Зал комплектуется мебелью для приема пищи, мебелью и приспособлениями для подачи блюд, средствами для разлива напитков. Интерьер оформляется в соответствии с фирменным стилем организации.
Залы организаций общественного питания, в особенности залы ресторанов, делятся на зоны. Если зал состоит из нескольких частей, то их объединяют проемами или остекленными дверями. Дифференциация большого зала на отдельные функциональные зоны применяется довольно часто.
Обычно в залах ресторанов предусматриваются место для оркестра, площадка для танцев, иногда небольшая эстрада. Площадка для танцев выделяется более концентрированным освещением, оформлением пола и потолка.
При залах ресторанов, как правило, имеются банкетные залы, которые размещаются либо отдельно, либо выделяются из общей площади при помощи раздвижных перегородок.
Для повышения эффективности работы предприятия, при размещении производственных помещений соблюдается принцип последовательного осуществления стадий технологического процесса производства собственной продукции и обслуживания посетителей [8, с. 195].
При подборе оборудования для производственных цехов учитываются принятые нормы оснащения организаций общественного питания технологическим, холодильным и иным оборудованием, установленным в зависимости от мощности и типа организации.
В производственных цехах кухни в соответствии с характером технологического процесса размещаются различные виды оборудования.
Технологические помещения, в которых готовятся продукты питания, включают:
- цех по приготовлению холодных закусок;
- цех по приготовлению горячих блюд;
- мясной цех;
- рыбный цех;
- цех разделки овощей;
- кондитерский цех и пекарню;
- производство газированных вод и напитков;
- мойку;
- сервизную комнату;
- бельевую комнату;
- складские помещения (для хранения продуктов питания, холодильный склад, склад оборудования).
Оборудование организаций общественного питания:
-
- мебель зала обслуживания;
- столовое белье;
- столовые приборы;
- производственно-технологическое оборудование.
2.2. Культура и технология обслуживания посетителей предприятий общественного питания
Технология обслуживания посетителей зависит типа и класса организации. Обслуживание в ресторанах и кафе выполняют официанты. Столовые и фаст-фуды работают методом самообслуживания, а в барах обслуживание за стойкой выполняет бармен, иногда обслуживание за столиками выполняют официанты [8, с. 200].
В ресторане обслуживание потребителя в контактной зоне включает встречу потребителя, предложение услуг питания, посадку за столик, приему заказа, подачу блюд. А также для удобства, во многих ресторанах около стала имеется кнопка вызова официанта.
При приеме заказа после отбора блюд или после обслуживания официант получает оплату заказа по наличному или безналичному расчету, в зависимости от формы обслуживания.
Обслуживание посетителей за столиками выполняют официанты.
Обслуживание включает предварительные операции: расстановку столов и стульев, накрывание столов скатертями, сервировку стола. Основные этапы работы официантов включают подачу посетителю, сидящему за столиком, меню, прием заказа, подачу готовых напитков, затем хлеба, холодных закусок, салатов, первых горячих и вторых горячих блюд, десерта. По мере необходимости официант убирает освобожденные бокалы, подставки, посуду. По просьбе посетителя официант подает счет, принимает деньги и пробивает чек. После ухода посетителя официант убирает со стола посуду, меняет скатерть, сервирует стол для следующих посетителей.
Обслуживание посетителей в баре тоже имеет свои особенности. Перед обслуживанием посетителей в баре бармен проводит подготовку столиков для бара: скамеек к столам с необходимыми компонентами, раскладку карт бара, выкладку чипсов, орешков и других закусок, приготовление напитков [8, с. 201].
Обслуживание посетителей за стойкой бара выполняется барменом и бар-боем. Бармен принимает заказ, исполняет и готовит напитки, смешивает ингредиенты напитка, взбалтывает их в миксере при необходимости, оформляет заказ в кассе, устанавливает подставки под бокалы и стаканы, на которые затем ставится заказанный напиток, сервирует на стойке место потребителя, предоставляет потребителю счет по его просьбе и расчет, прощается с посетителями, промывает стойку и обновляет вазочки с закусками (орешки, чипсы и т. п.).
После заказа потребитель вправе в любое время отказаться от заказа, в том случае если заказ был полностью оплачен. При обслуживании потребителей предприятие общественного питания должно предоставлять потребителям возможность проверки массы и объема предлагаемой продукции.
Состав и подача блюд при обслуживании посетителей регламентируется меню [8, с. 202].
Меню (франц. menu, от лат. minuo — делю на меньшие части) — это перечень блюд и напитков, составляющих завтрак, обед, ужин, подаваемых в организациях общественного питания.
Основное меню и, соответственно, ежедневное обычно заказывают в составе трех, максимально четырех блюд. Дополнительные меню (меню для ужина, для праздника, для банкета) охватывает от 4 до 6 блюд. Сокращенное меню включает рыбные, горячие, холодные блюда, жаркое с добавлением гарнира, овощей и салатов. В классическую последовательность меню не включается кофе, но он присутствует во время завтрака, обеда или ужина, частично он выносится в особое меню или в конце обычного.
Шеф-повар или диетсестра корректируют меню на основе принципов физиологии питания, с учетом спроса, национальности, возраста и вероисповедания посетителей, современных форм питания, полноценности продуктов, их калорийности, доступности, а также вкусовых качеств.
При составлении меню учитываются возможности производства в зависимости от площади кухни, вентиляции, наличия приборов и машин, посуды, количества вспомогательного и специального материала. При утверждении меню анализируются экономические показатели (калькуляция, себестоимость, цены, наличие сырьевых ресурсов).
Наряду с услугами питания посетителям предлагаются другие возмездные услуги. Если дополнительные услуги оказываются отдельно от услуг общественного питания, исполнитель услуги не вправе их навязывать. Потребитель вправе отказаться от предлагаемых услуг, непосредственно не связанных с услугами общественного питания [8, с. 203].
3. Методология управления предприятием ресторанного типа
Методология управления предприятием ресторанного типа – это система, в которой реализуются функции управления организацией. Система управления включает:
- подсистему общего и линейного руководства; подсистему планирования и маркетинга персонала;
- подсистему найма и учета персонала;
- подсистему трудовых отношений;
- подсистему условий труда;
- подсистему развития персонала;
- подсистему мотивации поведения персонала;
- подсистему социального развития;
- подсистему развития организационных структур управления;
- подсистему правового обеспечения; подсистему информационного обеспечения.
В крупных организациях ресторанного типа (сетях) функции этих подсистем выполняются различными подразделениями. Принципы управления организацией - теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления.
В РФ традиционно распространены:
- принцип единства распорядительства;
- принцип отбора, подбора и расстановки кадров;
- принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
- принцип контроля исполнения решений и др.
В западных корпорациях ресторанного типа используются:
- принцип пожизненного найма;
- принцип основанного на доверии контроля исполнения заданий;
- принцип консенсуального принятия решений и др.
При неэффективном процессе менеджмента могут возникать следующие актуальные проблемы в управлении организации:
- не очень хорошая репутация предприятия;
- неудовлетворительное качество товаров;
- приумножение шансов обанкротиться.
Л. Кэри выделяет, что основная психологическая функция в процессе управления состоит в том, чтобы комплексно воздействовать на работу всей организации, осуществлять эффективную деятельность по всем направлениям работы как во внешней, так и во внутренней среде. В управлении внутренние переменные никогда не должны рассматриваться отдельно, так как задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис. 2). Следует отметить то, что все основные переменные в организации ресторанного типа взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Взаимосвязь основных переменных в организации ресторанного типа схематично представим на рисунке 2.
Рисунок 2 - Взаимосвязь основных переменных
Основные переменные также принято называть социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие основные переменные). Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторы прямого и косвенного воздействия на организацию
№ Фактора |
Среда прямого воздействия |
Среда косвенного воздействия |
1 |
конкуренты |
международное окружение |
2 |
потребители |
политические факторы |
3 |
поставщики |
экономические факторы |
4 |
партнеры |
научно-технический прогресс |
5 |
Государство |
социально-культурные факторы |