Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это обусловлено тем, что благодаря франшизе промышленное предприятие работает по проверенной и успешной на рынке бизнессхеме, не осуществляет самостоятельно расходы на рекламу и проведение маркетинговых исследований, получая их от франчайзера, а также получает доступ к налаженным франчайзером лучшим условиям поставок промышленного сырья и материалов.

Промышленное предприятие, предоставляющее франшизу, приобретает возможность расширения бизнеса, не неся при этом значительных дополнительных расходов и не сталкиваясь со сложностями управления усложненной сетью бизнеса. Оно также диверсифицирует источники своих доходов и увеличивает их благодаря получению роялти от франчайзинга. Это предоставляет ему значительные преимущества по сравнению с промышленным предприятием, не предоставляющим франшизу.

Исследование особенностей развития промышленных предприятий (табл. 4) позвляет сделать вывод о том, что франчайзинг как инновационная форма развития промышленных предприятий как точки роста стагнирующих промышленных предприятий.

Таблица 4. Исследование особенносей точек роста и франчайзинга как формы развития промышленных предприятий

Точка роста

Франчайзинг

Обеспечение условий для повышения конкуренто- способсности промышленного предприятия на основе повышения инновационных технологий

Содействие внедрению инновационных технологий

Формирование повышенного спроса на товары промышленных предприятий, основанных на инновационных технологиях и механизмах их производства

Обеспечение промышленных предприятий опытными образцами, маркетинговыми исследвоаниями рынка, знанием потребностей клиента

Результаты:

Обеспечение инновационной деятельности промышленных предприятий

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности промышленных предприятий

Обеспечение устойчивого развития промышленных предприятий

Генерация возможностей по формированию эффективного инновационного портфеля для инвестирования

в промышленные предприятия

Как мы знаем, механизм, формирующий развитие предприятий приводится в действие точками роста. Важно отметить, что точки роста должны иметь инновационный характер (как указано в табл. 4). Именно такая особенность способствует движению экономической системы вперед, позволяя ей превосходить других. Франчайзинг позволяет интегрировать возможности точек роста и развития промышленных предприятий.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзинг как инновационная форма развития промышленных предприятий возможна.

Однако в условиях введения санкционых мер ряда стран против России сложилась непростая ситуация, в которой развитие промышленных предприятий нивелировано. Для выявления перспектив развития промышленных предприятий проведем SWOT - анализ развития промышленных предприятий современной России (табл. 5).

Таблица 5. SWOT-анализ развития промышленных предприятий современной России

Преимущества развития промышленных предприятий современной России

Проблемы развития промышленных предприятий современной России

Наличие производственных мощностей, сформированных в советский период нашей страны

Неблагоприятный инвестиционный климат. Слабое развитие предпринимательства

Вынужденное повышение конкурентоспособности промышленных предприятий после вступления России в ВТО

Неспособность эффективного импортозамещения

Возможная отмена санкционных мер и восстановление деловых отношений

Расширение санкицонных мер

Ресурсообеспеченность экономики

Сырьевая ориентация экономики

Выход российских промышленных предприятий на мировые рынки

Усиление конкуренции на международных рынках

Как мы видим из таблицы 5 к числу положительных возможностей развития промышленных предприятий относятся: наличие производственных мощностей, оставшихся после советского периода развиия нашей страны, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, которое произошло вынуждено, в связи с вступлением России в ВТО, возможная отмена санкционных мер против российского бизнеса, высокая ресурсообеспеченность нашей экономики, а также возможность выхода промышленных предприятий для ведения своего бизнеса на международные рынки.

2.2 Проблемы и перспективы развития франчайзинга промышленных предприятий

Проблемы развития промышленных предприятий включают в себя: неблагоприятный инвестиционный климат, который препятсвует развитию предпринимательства в России, неспособность эффективно наладить национальное производство (неэффективное импортозамещение), возможное расширение санкционных мер против России, и соответственно будут вынуждено свернуты операции по торговле на мировых рынках, сырьевая ориентация экономики, которая направлена на добычу полезных ископаемых и продажу их на экспорт без какой-либо переработки, усиление конкуренции на международных рынках, что возможно приведет к массовому банкротству отечественных промышленных предприятий.


Таким образом, можно заключить, что проблемы развития промышленных предприятий достаточно сложны. Однако если их решать с помощью передачи опыта, технологий, то можно нивелировать большую часть представленных проблем. Инструментом, который регламентирует передачу технологий, является франчайзинг.

Тем не менее, как показывает практика, в современной России не распространен франчайзинг среди промышленных предприятий. Так, по данным на 2017 г. более половины предприятий (51%), реализующих (предоставляющих и приобретающих) франшизу сосредоточены в сфере розничной торговли, 27% - в сфере быстрого питания, 15% - в сфере услуг. Промышленные предприятия попадали в категорию «другие сферы», доля которых на российском рынке франчайзинга составляет 7%.

На основании выявленных преимуществ франчайзинга в данном исследовании предлагается использовать его в интересах активизации развития предпринимательства в реальном секторе экономики современной России.

Для этого рекомендуется создание государственного центра по поддержке франчайзинга, который будет оказывать поддержку промышленным предприятиям, собирающимся или реализующим франчайзинг в своей хозяйственной деятельности.

В функции государственного центра по поддержке франчайзинга в отношении российскихфранчайзеров должна входить юридическая помощь в защите и отстаивании их интересов в области конфиденциальной информации и ноу- хау, предоставляемых франчайзи. В отношении российских франчайзи функциями данного центра должны стать юридическая поддержка франчайзинговых операций, а также финансовая поддержка при запуске бизнеса на основе франшизы, включая предоставление льготных кредитных ресурсов.

На основе данных рекомендаций нами разработана перспективная модель развития промышленных предприятий на основе франшизы в современной России, которая приведена на рис. 2.

Рисунок 2. Перспективная модель развития промышленных предприятий на основе франшизы в современной России

Как видно из рис. 2, российские промышленные предприятий могут выступать франчайзерами как для отечественных, так и для иностранных франчайзи, тем самым фронтируя мировые промышленные рынки. Российские франчайзи также могут получать франшизы от иностранных франчайзеров, приобретая возможность использовать успешные мировые бизнес-схемы. Благодаря этому достигается импортозамещение в промышленности, унификация промышленных предприятий и их ускоренная модернизация, транснационализация бизнеса промышленных предприятий, стабилизация роста и развития реального сектора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя основные положительные и отрицательные стороны для всех сторон-участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что указанные недостатки являются лишь естественной платой за получение вышеназванных преимуществ. Для экономики страны в целом франчайзинг имеет много положительных особенностей. Несмотря на то, что в сравнении с западными странами франчайзинг в России развивается медленно, перспективы его развития самые благоприятные.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что франшиза представляет собой перспективный инструмент развития современного промышленного предприятия. В современной России и других индустриально-ориентированных странах, находящихся в условиях кризиса и демонстрирующих спад развития реального сектора экономики, франчайзинг может использоваться в качестве механизма возрождения промышленных предприятий.

Благодаря франчайзингу промышленные предприятия, пришедшие в упадок, могут получить новую жизнь, обновив бизнес-модель и получив доступ к сильному успешному бренду. Государство играет центральную роль в этом процессе, осуществляя поддержку промышленным предприятиям, терпящим кризис. Для этого рекомендуется использовать предложенные рекомендации и перспективная модель развития промышленных предприятий на основе франшизы в современной России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Созинова А.А. Мировой финансово-экономический кризис как фактор воздействия на процессы реорганизации предпринимательских струк- тур//Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. Т.2. № 8. С. 295-298.
  2. Миронова О.А. Концепция экономической безопасности и ее развития//Инновационное развитие экономики. 2017. Т.2, № 6 (36). С. 266-269.
  3. Попкова Е.Г., Островская В.Н. Экономическая безопасность современной России: состояние и перспективы//Дайджест-финансы. 2016. № 4. С. 53-63.
  4. Буньковский Д.В. Оценка потенциала малого и среднего производственного предпринимательства в нефтепереработке и нефтехимии: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск, 2012. 203 с.
  5. Буньковский Д.В. Методика оценки потенциала возникновения и развития производственного предпринимательства в нефтепереработке и нефтехимии / Д.В. Буньковский // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - №4. - С. 128-132.
  6. Буньковский Д. В. Оценка потенциала возникновения и развития малого предприятия по производству серобетона / Д. В. Буньковский // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 4. С. 120-122.
  7. Лаптев А.В., Ганебных Е.В. Сущность франчайзинга в современной экономике//В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК-2017). Сб. ст. 2-е изд.: ВятГУ. 2017. С. 3977-3981.
  8. Лаптев А.В., Созинова А.А. Особенности формирования стратегии развития франчайзинговых компаний//Торговля, предпринимательство и право. 2017. № 4. С. 40-45.
  9. Лаптев А.В. Основные методы мотивации трудовой деятельности во франчайзинговых компа- ниях//В сб.: Инновационное развитие территорй: государство, бизнес, общество. Сб.тр. V Всерос. Науч.-практ. конф. научн., научно-пед. работн. и аспирантов. Челябинск. 2016. С. 61-65.
  10. Bogoviz, A., Mezhov, S. (2016). Models and tools for research of innovation processes. ModernAppliedScience,9 (3), с. 159-172.
  11. Brookes, M., Altinay, L. (2017). Knowledge transfer and isomorphism in franchise networks. International Journal of Hospitality Management, 62, с. 33-42.
  12. Franchise Direct (2017). 2017 Топ 100 Отчета: Рынок Франчайзинга Внимания. URL: http ://www.franchisedirect.com/infor- mation/2017top100reportfranchisemarketspot- light/?r=5737 (data accessed: 22.08.2017).
  13. Fujii, H., Managi, S. (2017). Economic development and multiple air pollutant emissions from the industrial sector. Environmental Science and Pollution Research, 23(3), с. 2802-2812.
  14. Kellner, A., Peetz, D., Townsend, K., Wilkinson, A. (2017). ‘We are very focused on the muffins’: Regulation of and compliance with industrial relations in franchises. Journal of Industrial Relations, 58(1), с. 25-45.
  15. Kinahan, K.L. (2017). Design-Based Economic Development: Understanding the Role of Cultural Institutions and Collections of Industrial and Product Design. Economic Development Quarterly, 30(4), с. 329-341.
  16. Korobkin, D., Fomenkov, S., Kravets, A., Kolesnikov, S., Dykov, M. (2016). Three-steps methodology for patents prior-art retrieval and structured physical knowledge extracting. Communications in Computer and Information Science, 535, pp. 124-136.
  17. Malyshkov, V.I.; Ragulina, Y.V. (2015). The entrepreneurial climate in Russia: The present and the future. Life Science Journal, 11 (6), pp. 118-121.
  18. Perrigot, R., Herrbach, O., Cliquet, G., Basset, G.