Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие и сущность франчайзинга
1.2 Модель масштабирования бизнеса
1.3 Франчайзинг как стратегия развития бизнеса
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ОСОБОГО ВИДА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ
2.2 Проблемы и перспективы развития франчайзинга промышленных предприятий
В настоящий момент наша страна имеет около 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, способных обеспечить занятостью 25 % населения и создать приблизительно 20 % ВВП страны [3]. Чтобы повысить устойчивость системы экономики нашей страны малому предпринимательству необходимо проходить процесс непрерывного развития.
Франчайзинг является способом решения проблемы повышения устойчивости предприятия в малом бизнесе. На сегодняшний день франчайзинг - эффективный способ ведения бизнеса. Франчайзеру - это возможность расширить свой бизнес, а для франчайзи- это способ стать владельцем. Отметим, что франчайзинг на данный момент можно назвать весьма действенным инструментов, который дает возможность увеличивать показатели эффективности в малом бизнесе. Здесь возможно объединение достоинств малого и крупного бизнеса. Предприятие, получив передовую технологию и поддержку, основываясь на франчайзинге, становится наиболее конкурентоспособным.
В российском законодательстве практически отсутствует понятие франчайзинга. Здесь применяется термин «коммерческая концессия». Однако данные понятия не синонимичны. Франчайзингу сложно развиваться ввиду не разработанности правовой базы. В нашей стране франчайзинг широко распространен в области питания, услуг образования, розничной торговли, туризма, спорта и пр. [3].
Отечественные ученые дают следующее определение франчайзингу - форма предпринимательства, которая основывается на ряде взаимоотношений, закрепленных через соглашения, где одна сторона (франчайзор) дает право на возмездной основе совершать действия от своего имени другой стороне (франчайзи).
Основываясь на данных Международной Ассоциации Франчайзинга следует сказать, что сейчас по всему миру насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров с более 1,2 млн. франчайзи, объем продаж сетей составляет 2,1 трлн. долларов США, занятость около 18 млн. человек.
Франчайзинг интересен и выгоден малому бизнесу как система. Франчайзи, будучи владельцем, имеет интерес в положительном исходе и уменьшении, чем отличается от руководителя по найму. Личные вложения франчайзера практически не являются задействованными в процессе расширения бизнеса, соответственно, снижаются риски. Франчайзи совершает покупку готового бизнеса, занимающего некое место на рынке, имея положительный имидж. Франчайзи приобретает весьма отлаженный бизнес, не продвигая готовый товар.
Покупая франшизу франчайзи использует готовые рекламные и маркетинговые программы франчайзера. Итак, франчайзи делает рекламу собственного товара, опираясь на более масштабную рекламу, нежели рядовыеорганизации.
Для реализации деятельности, чтобы франчайзи мог начинать собственное дело как можно быстрее, франчайзер помогает и поддерживает, обеспечивая необходимым методическим материалом, выдает рекомендации касаемо материала, оборудования, поставщиков, технологий ведения дела, реализует процесс обучения, консультаций помогает решить появившиеся проблемы.
По всему миру принято считать, франчайзинговый бизнес наиболее надежен, нежели свободного плана предпринимательство. Франчайзер, будучи заинтересованной стороной, может являться гарантом в получении кредитов или лизинга.
Но стоит отметить, что во франчайзинге свобода действий весьма ограничена в сравнении с типичным предпринимательством. Процесс контроля деятельности франчайзи, одобрение большинства сделок, требования франчайзера оговорены в франшизном договоре. Многие предприниматели не ведут деятельность в подобной форме, из-за желания самостоятельно принимать решения. Но для тех, кто разумно строит партнерские отношения с франчайзером, ограничение свободы действий не может стать серьезным недостатком.
Негативный момент для франчайзера заключается в потребности продумать кропотливую работу с франчайзи, потому что успешность бизнеса находится в зависимости от них. Обеспечить непрерывный эффективный контроль важно франчайзи, чтобы гарантировать высокое качество и продуктивное ведение бизнеса.
Основа экономического успеха франчайзера - это высокий уровень репутации франшизной системы. Сохранить и поддержать данную репутацию крайне важно бизнесу.
Также, для любой франчайзер имеет риск, что франчайзи поведет себя недобросовестно. Например, намеренное снижение финансовых показателей для уменьшения роялти -периодического платежа, который франчайзи должен выплачивать франчайзеру.
Возможен разрыв франшизного договора под видом благовидного предлога и дальнейшая реализация бизнес-идеи под иным брэндом - это частый пример недобросовестности франчайзи.
Имеется третий участник франчайзинга, он выступает в лице потребителя.
Преимущества, которые имеет потребитель - увеличение рабочих часов, высокий уровень обслуживания, расширение территориальных границ франшизных представительств, разнообразный выбор, постоянные цены, возрастающая возможность купить качественный товар.
Негативные обстоятельства для потребителя могут быть в ограничении конкуренции, из-за чего сужается потребительский выбор. Недостаточная обученность франчайзи выражается на качестве товаров и уровне сервиса.
Таким образом, анализируя основные положительные и отрицательные стороны для всех сторон-участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что указанные недостатки являются лишь естественной платой за получение вышеназванных преимуществ. Для экономики страны в целом франчайзинг имеет много положительных особенностей. Несмотря на то, что в сравнении с западными странами франчайзинг в России развивается медленно, перспективы его развития самые благоприятные.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ОСОБОГО ВИДА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ
2.1 Франчайзинг в РФ
Совершенно очевидно, что устойчивость и конркурентоспособность страны или предприятия определяется уровнем его развития. Опыт предприятий сферы услуг показывает, что одним из наиболее действенных механизмов, способствующих повышению устойчивости и онку- рентопсособности предприятия, является франшиза [7,8].
Между франчайзи и франчайзером происходит постоянный, ускоренный обмен информацией, опытом, что способствует повышению эффективности деятельности франшизных предприятий, повышению их конкурентоспособности и устойчиовсти. Преимуществом франчайзинга является наличие эффективных, проверенных инструментов, позволяющих стимулировать экономическое развитие предприятия,
Структура рынка франчайзинга в России в 2017 г. в графической интерпретации представлена на рис. 1. Она изучается авторами с помощью метода структурного анализа.
На втором этапе определяются возможности, перспективы и преимущества инновационного развитии его инновационного потенциала, конкурентоспособности [9].
Однако данное направление слабо развито в экономической практике промышленных предприятий, что обуславливает необходимость оценки возможности использования в данном аспекте и методической проработки применения для промышленных предприятий, чему и посвящено данное исследование.
Проверка выдвинутой научной гипотезы осуществляется в два последовательных этапа. На первом этапе изучается современная практика применения франшизы в экономике России в интересах развития предпринимательства. Для этого авторы обращаются к методу регрессионного анализа.
С помощью данного метода авторы определяют наличие (о нем свидетельствует значение коэффициента детерминации г2) и характер (его отражает расчетный коэффициент в в модели парной линейной регрессии вида у=а+вх) связи показателей интенсивности использования инструмента франчайзинга (количество франчайзеров: х1 и количество франчайзи: x2) и показателей развития предпринимательства (число предприятий: у1 и оборот предприятий: y2). Статистическая информация, используемая при проведении анализа, приведена в табл. 1.
Таблица 1. Динамика значений показателей интенсивности использования инструмента франчайзинга и показателей развития предпринимательства в России
в 2011-2017 гг.
Показатели |
Динамика значений показателей |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Число предприятий, шт. |
4823,3 |
4866,6 |
4886,4 |
4843,4 |
4886,0 |
5043,6 |
5548,0 |
Оборот предприятий, млрд руб. |
81196,1 |
97435,3 |
107178,9 |
114625,7 |
129195,0 |
141547,3 |
155702,0 |
Количество франчайзеров, тыс. шт. |
500 |
600 |
631 |
675 |
721 |
1050 |
1155 |
Количество франчайзи, тыс. шт. |
700 |
840 |
884 |
911 |
919 |
1400 |
1540 |
Рисунок 1. Структура рынка франчайзинга в России в 2017 г.
Источник: составлено авторами на основе материалов: (Franchise Direct, 2017).
Концептуальные вопросы развития современного предприятия отражены в трудах таких авторов, как [10, 11, 12, 13, 14].
Прикладные особенности функционирования и развития реального сектора экономики в целом и промышленных предприятий в частности в различных современных хозяйственных системах обозначены в материалах исследований таких ученых, как [15, 16, 17].
Теоретико-методические и практические аспекты работы схемы франчайзинга и применения такого инструмента как франшиза к развитию современного предприятия обсуждаются в публикациях таких деятелей науки, как [18, 19, 20, 21].
Параметры полученных моделей парной линейной регрессии, необходимые для проверки выдвинутой научной гипотезы, приведены в табл. 2.
Таблица 2. Параметры полученных моделей парной линейной регрессии
Модель парной линейной регрессии |
Расчетный коэффициент р в регрессионной модели |
Коэффициент детерминации г2 |
У1(х1) |
1,88 |
0,76 |
y2(x1) |
94,27 |
0,85 |
У1(Х2) |
1,72 |
0,77 |
У2(Х2) |
75,81 |
0,84 |
Как видно из табл. 2, при увеличении количества франчайзеров на 1 тыс. шт. в современной России происходит увеличение числа предприятий на 1,88 шт. и оборота предприятий на 94,27 млрд руб. При увеличении количества франчайзи на 1 тыс. шт. в современной России происходит увеличение числа предприятий на 1,72 шт. и оборота предприятий на 75,81 млрд руб.
Коэффициенты детерминации высоки для всех составленных моделей парной линейной регрессии, что свидетельствует об их статистической значимости. Полученные результаты в ходе проведения регрессионного анализа свидетельствуют о том, что франчайзинг оказывает сильное положительное влияние на предпринимательство в современной России.
Выделенные нами возможности, перспективы и преимущества развития современного промышленного предприятия на основе франшизы по сравнению с обычным способом ведения предпринимательства отражены в сравнении в табл. 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ развития современного промышленного предприятия на основе франшизы и без нее
Критерии сравнения |
Объекты сравнения |
|
- |
Промышленное предприятие, использующее франшизу |
Промышленное предприятие, созданное с нуля |
Уровень бизнес-рисков |
низкий |
высокий |
Бремя маркетинговых затрат |
низкое |
высокое, зачастую непосильное |
Условия работы с контрагентами |
максимально благоприятные |
зачастую неблагоприятные |
Доступность расширения бизнеса |
высокая |
низкая |
Сложность расширения бизнеса |
низкая |
высокая, зачастую непосильная |
Диверсификация источников дохода |
высокая |
низкая |
Как видно из табл. 3, промышленное предприятие, использующее франшизу, характеризуется гораздо низким уровнем бизнес-рисков, низким бременем маркетинговых затрат и более благоприятными условиями работы с контрагентами по сравнению с промышленным предприятием, созданным с нуля (без использования франшизы).