Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие и сущность франчайзинга
1.2 Модель масштабирования бизнеса
1.3 Франчайзинг как стратегия развития бизнеса
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ОСОБОГО ВИДА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ
2.2 Проблемы и перспективы развития франчайзинга промышленных предприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в экономической науке и практике возникает множество проблем, которые требуют особого внимания. Это первоочередные проблемы, связанные с конкурентоспособностью страны в целом и ее структурных взаимосвязанных элементов, устойчивостью развития страны, региона или отдельно взятого предприятия.
Глобальная экономическая рецессия послужила причиной преломления тенденции к наращению темпа развития сферы услуг и приковала внимание мирового сообщества к реальному сектору, так как именно он, согласно ожиданиям и прогнозам экспертов, станет той сферой, в которой возникнут инновации, и запустится повышательная волна экономического цикла.
Благодаря преобладанию крупного бизнеса в промышленности построенный на его основе экономический рост характеризуется повышенной устойчивостью и потому еще более востребован в контексте борьбы с последствиями мирового экономического кризиса [1]. Этим объясняется возрастание актуальности вопросов, связанных с активизацией развития предпринимательства в промышленном секторе народного хозяйства.
Согласно концепции экономической безопасности, в процессе экономической рецессии страна не может обеспечить экономическую безопасность [2]. Именно благодаря такой формулировки проблематики растет интерес к росту устойчивости экономики как высшей степени экономической безопасности [3]. При этом устойчивость в данном случае рассматривается как стабильный экономический рост, сформированный на базе развития промышленных предприятий, инновативного пути их развития. То есть устойчивость это нечто большее, чем показатели экономики страны. Данный элемент включает в себя не только внешние проявления усточивости социально-экономической системы, а еще и внутренние фундаментальные параметры роста, которые могут обеспечить промышленные предприятия [4, 5, 6].
В связи с этим возникает проблема разработки высокоэффективных и научно-обоснованных инструментов развития промышленных предприятий, которые в последние годы функционировали стихийно.
Наша гипотеза в заключается в том, что такой современный инструмент, как франшиза, успешно применяемый в интересах развития предприятий в сфере услуг, в промышленности также может продемонстрировать стабильные и высокие результаты.
Данная работа построена по гипотетико-дедуктивному принципу, то есть предполагает проверку выдвинутой научной гипотезы, и преследует цель обоснования необходимости и исследования перспектив развития промышленного предприятия на основе франшизы. При проведении исследования авторы опираются на опыт современной России, выбор которой в качестве объекта для изучения обусловлен индустриальной направленностью российской экономики.
Целью данной работы является анализ франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования франчайзинга;
- провести оценку франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений в РФ.
Объект исследования – франчайзинг на промышленных предприятиях.
Предмет исследования - франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие и сущность франчайзинга
Франчайзинг — коммерческие отношения между фирмами, когда организатор-франчайзер малому пред- приятию-франчайзи права на продажу своих товаров и услуг за плату, используя разработанную бизнес-модель, ноу-хау, фирменный дизайн. Иными слова, франчайзинг — предоставление в пользование готового прибыльного бизнеса. Таким образом, франшиза — это полная бизнес-система, франчайзинговый пакет, передающийся франчайзи от франчайзера.
Система франчайзинга выгодна для обеих сторон. Для франчайзера — это средство роста, возможность расширения и укрепления своих позиций на рынке, не требующие вложений. Франчайзи в свою очередь получает стабильный бизнес, приносящий доход. Для предприятий малого бизнеса — это большая мотивация, потому как его управляющий является не наемным работником, а хозяином. Еще одним неоспоримым преимуществом франшизы является «выживание» бизнеса в то время, как небольшой процент независимых компаний выживает в первые пять лет, львиная доля франчайзинговых предприятий успешно развивается.
Возникает вопрос: что нужно сделать для того, чтобы стать владельцем фирмы-франчайзи и каков «порядок наследования прав»? На самом деле, все не так просто — сначала придется пройти отбор, так как управление первыми франчайзи чрезвычайно важно для дальнейшей успешной работы системы. Обычно франчайзер составляет описание для идеально подходящей кандидатуры. Например, владелец франшизы Ростикс дополнительным требованием выдвигает предыдущий опыт деловых отношений. При удачном прохождении отбора будет заключен договор, который будет определять формальные отношения сторон и формулировать обязанности франчайзи, и выдано руководство по франшизе с подробными инструкциями по ведению дела.
Также будут прописаны три вида выплат в пользу франчазера: первоначальный взнос, размер постоянных выплат и плата за маркетинг и рекламу. Последним компонент франшизы — тип и объем поддержки. В обязанности сетевой компании перед франчайзи входит начальное и постоянное обслуживание. В начальный пакет входят исследование рынка, планировка торговых помещений, консультация по финансовым вопросам, руководство по осуществлению операций, программы подготовки руководителей и обучения служащих.
Поддержание работы требует специальных программ таких, как руководство на местах. Коммерческое планирование, общенациональная реклама, контроль качества, переподготовка руководителей и служащих. Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что в данном бизнесе система управления налажена, благодаря четкому распределению обязанностей, обозначению прав и полномочий каждой из сторон.
Сейчас система франчайзинга начала активно развиваться и в России, поэтому мы можем, проанализировав рынок, оценить возможности открытия собственной франшизы на территории нашей страны.
Стоит отметить сразу, что не каждая компания сможет успешно развиваться на основе франчайзинга. Во- первых, у компании должен быть хорошо раскрученный брэнд, на создание которого могут уйти годы, десятки лет. Именно брэндом компания дорожит больше всего. Во-вторых, нужно просчитать экономическую модель фрначайзи. Франчейзер должен предоставить отточенную идею бизнеса. В-третьих, успешность бизнеса должна быть показана на практике.
Также необходимо определить тип франчайзинга, подходящего компании: это может быть бизнес-франшиза, когда предлагается налаженный бизнес независимым предпринимателям (CoffeeshopCompany), может быть товарная франшиза, когда передается право на рас-
пространение продукции, производимой франчазером (BMW, Incanto) или же производственная франшиза, когда вы получаете право на производство и распространение с использованием товарного знака.
В нашей стране используется в основном товарный франчайзинг (Эконика-обувь, Красный куб). Франчайзинг бизнес-формата является более затратным и сложным, требует больше времени для запуска системы. Такой формат в основном используется для развития сетевой продовольственной розницы (Пятерочка, Дикси).
Для полноты картины можно также рассмотреть цены на покупку известных франшиз:
PapaJohns: паушальный взнос — 1000000 руб., роялти — 6%, суммарные инвестиции — 10000000 руб., срок окупаемости — 2 года; а Шоколадница: паушальный взнос — 2500000 руб., роялти — 7%, суммарные инвестиции — 6000000-15000000 руб.
Однако указанное разделение носит все же условный характер, а значит, каждый может выбрать наиболее подходящую модель. Таким образом, для открытия собственной франшизы вам необходим опыт в предпринимательстве, достаточное количество средств на покупку франшизы и права управления ей, а также вы должны быть конкурентно способным в отборе на роль руководителя франчайзи.
1.2 Модель масштабирования бизнеса
На сегодняшний день существует четыре модели масштабирования бизнеса:
- развитие филиалов;
- удаленные продажи;
- масштабирование вверх, вниз и вширь;
- франчайзинг.
Для экономики России франчайзинг является относительно новым явлением и, в связи с этим, одним из актуальных вопросов для изучения. Мировая практика уже давно доказала тот факт, что клонирование бизнеса через франчайзинг является одним из эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и фирм, желающих развиваться дальше.
Слово «франшиза» пришло из Америки и в переводе означает «лицензия», «привилегия». Франчайзинг - это передача исключительных прав на использование товарного знака и технологий [1].
Франчайзер - тот, кто создал технологию, задокументировал и продает ее на определенных условиях, то есть продавец [1].
Франчайзи - тот, кто берет эти права на определенных условиях, по определенному договору во временное пользование, то есть покупатель [1].
Управление во франчайзинге намного проще, чем управление полноценным филиалом. Основная цель каждого франчайзера - иметь как можно больше франчайзи, так как именно от франчайзи формируется доход от франчайзинговой деятельности. В связи с этим, франчайзи имеют возможность хорошо зарабатывать и заинтересованы в развитии бизнеса больше, чем наемные сотрудники.
Управлять сетью франчайзинговых компаний выгодно за счет увеличения объема общего сбыта и закупок. Да и чем больше компаний открывается, тем больше узнаваемость бренда и выше рыночная стоимость товарного знака, как главного нематериального актива любой фирмы.
Немаловажно отметить и тот факт, что франчайзинг позволяет работать и с другими городами и регионами.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что результатами и преимуществами от франчайзинга, как модели масштабирования бизнеса являются:
• для продавца:
- получение единовременного платежа за продажу франшизы;
- получение ежемесячных платежей за использование франшизы в виде фиксированной суммы или процента с продаж;
- получение денег за поставку сырья или продукции, или оборудования;
- возможность работать в регионах или других городах;
- возможность еще большей раскрутки товарного знака фирмы;
- получение еще одной компании;
- завоевание еще большей доли рынка.
• для покупателя:
- возможность работать по готовой успешной бизнес-модели («купить себе работу»);
- возможность сократить расходы, связанные с открытием новой фирмы с нуля;
- возможность работать под известным и раскрученным брендом;
- помощь в запуске бизнеса;
- помощь в развитии бизнеса;
- возможность быть частью компании федерального уровня.
Конечно, существуют и определенные минусы при использовании франчайзинга на практике. В основном они связаны с определенными неточностями и разногласиями российского законодательства, неспособностью франчайзера управлять ростом сети, неспособностью, необученностью и нечестностью франчайзи и т.д. Хотя если грамотно и четко построить процесс управления и контроля, можно минимизировать некоторые из этих рисков.
1.3 Франчайзинг как стратегия развития бизнеса
За последние годы в нашей стране проблема развития и становления предпринимательства вызывает большой интерес специалистов в данной области. Бизнес можно назвать важным элементом рыночной экономики, который помогает государству развиваться в нужном русле. Рынок будет эффективно работать только лишь в ситуации наличия в экономике большого числа предпринимательских структур. Создание необходимых условий для становления малого бизнеса подразумевает то, что население будет получать доход, а государство и регионы — налоги.
Малый и средний бизнес имеет весьма большое значение для экономики России. Он оказывает влияние не просто на увеличение экономических показателей в целом и становление научно-технического прогресса, но и дает возможность решить социальные проблемы государству.
Большое значение малое и среднее предпринимательство играет в области обеспечения занятости населения, поскольку оно охватывает весьма существенное число экономически активного населения. Это способствует снижению показателей безработицы по стране. Итак, полноценное и верное развитие экономики нашей страны без эффективного становления, поддержания и укрепления позиций субъектов малого и среднего бизнеса невозможно.