Файл: Управление запасов на предприятиях гостиничного комплекса (Теоретические аспекты управления запасами на предприятии).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии
Глава 2. Анализ управления запасами в ООО «Отель «Мечта»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Отель «Мечта»
2.2. Анализ соблюдения нормативов запасов
2.3. Анализ товарооборачиваемости запасов
Глава 3. Управление системой товароснабжения ООО «Отель «Мечта» и пути её совершенствования
3.1. Общая характеристика резервов повышения эффективности деятельности ООО «Отель «Мечта»
3.2 Минимизация текущих затрат ООО «Отель «Мечта» по обслуживанию товарных запасов
Введение
В процессе развития, а также по мере изменения экономических условий все предприятия сталкиваются с необходимостью совершенствования своих экономических структур. При этом предприятия преследуют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами предприятия.
На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса с помощью современных методов реинжиниринга. Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.
В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства.
Объектом исследования является ООО «Отель «Мечта», занимающееся гостиничным бизнесом.
Предмет исследования – запасы ООО «Отель «Мечта».
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию управления запасами ООО «Отель «Мечта».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы управление запасами на предприятии;
- проанализировать состояние управления запасами на предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию управления запасами на предприятии.
Методологической основой исследования являются учебная и методическая литература, статьи в периодической печати и Интернет ресурсы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии
В производстве под запасами подразумевают находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления[1].
Рассмотрим основные причины, которыми руководствуется предприятие, создавая запасы (рис.1.1).
Рис.1.1. Причины создания запасов[2]
Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами, будь то создание и содержание запасов или отсутствие необходимого объема запасов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Затраты, связанные с управлением запасами
Затраты, связанные с содержанием |
Затраты, связанные с отсутствием необходимого объема |
– отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов; |
– потери от простоя производства; |
– расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов); |
– потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на сладе в момент возникновения повышенного спроса; |
– оплата труда специального персонала; |
|
– дополнительные налоги; |
– потери от закупки мелких партий по более высоким ценам; |
– постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения. |
– потеря потенциальных покупателей и др. |
По перечисленным выше причинам предприятия отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.
Управление запасами - это процесс определения и поддержания оптимального размера запасов, а также обеспечение их финансирования, это важный инструмент управления прибылью[3]. Запасы являются важнейшим элементом оборотных активов предприятия. Абсолютно на любом предприятии существует запасы, которые можно разделить на следующие группы: сырье, материалы и полуфабрикаты; незавершенное производство; готовая продукция.
Следует отметить, что для финансового менеджера предметно-вещностная природа запасов не играет существенной роли, для него важно лишь стоимостное выражение запасов, в которых застаиваются денежные средства в течение технологического (производственного) цикла. Поэтому можно объединить эти, на первый взгляд, разнородные активы в одну группу и рассматривать их в контексте данной тематики.
Построение стратегии в управлении запасами играет огромную роль как в технологическом, так и в финансовых аспектах. Для менеджера финансового отдела запасы представляют собой иммобилизованные средства (средства, отвлеченные из оборота)[4]. Независимо от того, используют ли предприятия какую-либо определенную стратегию по управлению запасами, руководство осознанно или интуитивно пытается следовать принципам управления запасами с целью минимизации издержек. В управлении запасами основное внимание уделяется решению четырех вопросов:
- можно ли оптимизировать управление величиной запасов?
- каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии?
- какой объем запасов является минимально необходимым?
- когда следует заказывать очередную партию запасов?
Необходимо заметить, что ни дефицит, ни избыток запасов положительно не отражается на деятельности предприятия. Необходимо найти золотую середину - баланс. Так, дефицит запасов вызывает остановку производства, падение объемов реализации, вследствие чего, предприятие недополучает прибыль. Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, росту налогов на имущество предприятия, недополучению доходов из-за застаивания денежных средств в запасах, и, в следствие чего, может привести к моральному устареванию запасов[5].
Решение любой оптимизационной задачи начинается с того, что устанавливается целевой критерий. В случае запасов, таким критерием выступают затраты, связанные с поддержанием запасов (затраты по хранению запасов, затраты по размещению и выполнению заказов). Очевидно, что при увеличении количества запасов, растут затраты на их хранение (требуется большая площадь для хранения, возрастают затраты на электроэнергию и т.д.). Стоит отметить, что в отличие от затрат на хранение, общие затраты находятся в прямой зависимости от объемов запасов, чаще всего эта зависимость носит обратный характер (при большем объеме можно получить скидку при заказе крупной партии). Данную зависимость можно отразить с помощью графика (рис.1.1):
Рис. 1.1. Модель оптимальной партии заказа
На основании графика можно вывести модель управления запасами:
График функции общих затрат имеет вид параболы, поэтому, дифференцируя по q и приравнивая к нулю первую производную, можно найти такое значение q, при котором функция достигает минимума. Соответствующая величина называется оптимальной партией заказа (Economic Order Quantity, EOQ). Формула расчета имеет вид:
В рамках данной теории разработаны схемы управления запасами, позволяющие определить уровень запасов, при котором необходимо произвести очередной заказ. Одна из таких схем имеет вид:
RP = MU ⋅ MD
SS = RP - AU ⋅ AD
MS = RP - LU ⋅ LD
Стратегия управления заказами в этом случае следующая. На основе статистики рассчитывают значения исходных факторов системы моделей. Как только уровень запасов опускается до величины RP или ниже, делают заказ на поставку сырья или материалов. Если поставка осуществляется максимально эффективно, то уровень запасов компании может достичь своей максимальной величины MS. Если после совершения заказа ежедневное потребление сырья и материалов достигло максимума, а поставка по каким-либо причинам затянулась, компании приходится использовать страховые запасы, т.е. уровень запасов может опуститься ниже величины SS, а при самых неблагоприятных условиях может быть равен нулю.
Данная модель носит абстрактный характер и имеет ряд условностей. Однако дает общую логическую основу для управления запасами на предприятии. На практике системы управления запасами могут быть разделены на две группы. Классифицирующим признаком выступает использование того или иного механизма обновления данных об имеющихся запасах. Первый тип – системы с периодическим обновлением данных о запасе (periodic inventory)[6]. При использовании данной системы производиться фактический подсчет запасов на предприятии, обычно в конце планового периода. Эта система проста в эксплуатации, однако имеет один весомый недостаток – она не учитывает запасы «в пути». Этого недостатка лишена вторая система – система с непрерывным обновлением данных (perpetual inventory). В данной системе операции с запасами фиксируются по мере их происхождения, а также позволяют учитывать запасы «в пути». Для управления запасами может быть использована интегрированная система отчетности с формированием данных для управления запасами[7].
Результатами управления запасами являются: снижение производственных потерь по причине недостатка в запасах; ускорение оборота; максимальное уменьшение излишков ТМЗ; снижение затрат предприятия на хранение ТМЗ; уменьшение потерь от порчи, старения запасов; оптимизация налогообложения.
Особому контролю и ревизии должны подвергаться устаревающие и неходовые товары, которые образую большую часть иммобилизованных средств. Данная практика применяется и в России. При анализе недостач и потерь от порчи ТМЦ, вовремя не списанных с баланса предприятия, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников и применить в отношении них штрафные или взыскательные процедуры. Необходимо также проверить и условия хранения ценностей, обеспечить их сохранность по количеству и качеству, проводить инвентаризацию и анализировать ее результаты. Несмотря на то, что рассмотренная модель – стандартная, активно применяется в практиках других стран, ее декомпозиция и анализ полезны. Ее адаптация применительно к российским условиям предполагает осмысление предпосылок, при которых она может давать хорошие результаты, и введение дополнительных условий, которые для базовой модели являются нетипичными, например, повышенного риска несвоевременных поставок или нелинейного характера зависимости затрат на хранение на малых и средних предприятиях от величины партии поставок. Расширение использования подобных моделей на практике предполагает усиление практической ориентации высшего образования[8].
Информационные потоки (ИП) - это поток сообщений в устной, документной и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций[9].
Информационные потоки в сферах производства и товарного обращения являются сопутствующими по отношению к материальному потоку и содержат информацию, необходимую для управления его движением.
В связи с этим важной задачей считается установление причин возрастания роли ИП в современных экономических системах. К данным причинам относится следующее: