Файл: Лицензионные договоры (Понятие и правовая природа лицензионного договора в сфере авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В переводе с латинского слово «лицензия» (licentia) означает «право», «разрешение». Предоставленная автором (его правопреемником) результата интеллектуальной деятельности лицензия, как правило, не имеет национальных ограничений и может быть реализована на рынках всех стран мира. Лицензия в праве интеллектуальной собственности нашла свое отражение в обороте интеллектуальной деятельности, а именно в предоставлении права использования (лицензии на использование) такого результата или такого средства в предусмотренных лицензионным договором пределах.

Целью курсовой работы является рассмотрение лицензионного договора.

В вязи с поставленной целью в качестве основных были определенны следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и правовую природу лицензионного договора

в сфере авторского права;

  1. Классифицировать лицензионные договора в сфере авторского права;
  2. Охарактеризовать субъекты лицензионного договора в сфере авторского права, их права и обязанности;
  3. Выявить ответственность сторон за нарушение лицензионного договора в сфере авторского права.

Объектом исследовании курсовой работы , являются лицензионные договора.

Предметом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения лицензионного договора.

Структура настоящей работы состоит из введения, заключения и двух глав, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦЕНЗИОННОГО ДОГОВОРА В СФЕРЕ АВТОРСКОГО ПРАВА.

1.1. Понятие и правовая природа лицензионного договора в сфере авторского права.

С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ). Ее особенность заключается в новизне не только для гражданского права в целом, но и для авторского права. Это связано с утратой юридической силы Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1. Соответственно, на смену авторскому договору пришел лицензионный.


Четвертая часть Гражданского кодекса РФ устанавливает возможность обладателя исключительного права распорядиться им любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права, т.е. практически не ограничивает свободу договора в данной сфере. При этом ст. 1234 и 1235 Гражданского кодекса РФ устанавливают две основные договорные модели распоряжения исключительным правом:

(а) договор об отчуждении исключительного права,

(б) лицензионный договор.

Законодатель, таким образом, примирил две существующие в советско-российской доктрине теории, объясняющие механизм перехода исключительного права:

(1) теорию разрешения, постулирующую неразрывность связи исключительного права с его обладателем[1], и

(2) теорию уступки, рассматривающую исключительное право в качестве обычного предмета гражданского оборота[2].

По договору об отчуждении исключительного права происходит переход исключительного права от праводателя (ауктора) к его преемнику (сукцессору), т.е. полная уступка исключительного права (теория уступки). По лицензионному договору исключительное право не переходит, а имеет место лишь предоставление лицензиату права использования интеллектуального продукта - исключительное же право сохраняется у первоначального обладателя (теория разрешения)[3]. Какие бы особенности ни были присущи лицензионному договору, объектом которого является тот или иной результат интеллектуальной деятельности, в первую очередь на него распространяются условия статей 1235 – 1237 Гражданского кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 1235 Гражданского кодекса РФ "по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах".

По общему правилу под договором в гражданском праве понимается соглашение двух или более сторон, направленное на возникновение, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей[4]. По мнению выдающегося российского ученого Д.И. Мейера, "договор (contraktus, pactum) представляет собой соглашение воли двух или нескольких лиц, которое порождает право на чужое действие, имеющее имущественный интерес"[5].


Г.Ф. Шершеневич писал: "Договором называется соглашение двух или более лиц, направленное к установлению, изменению или прекращению юридических отношений. Продукт воли нескольких лиц, называемых в настоящем случае контрагентами, договор является видом юридической сделки"[6].
Известный российский правовед К.П. Победоносцев определил договор как "сознательное соглашение нескольких лиц, в котором все они совместно изъявляют свою волю для того, чтобы определить между собою юридическое отношение, в личном своем интересе по имуществу... Не всякое добровольное соглашение может быть признано договором, подходящим под действие законов гражданских, т.е. порождающим право на чужое действие, имеющее ценность в общежитии..."[7]. По мнению В.И. Казанцева и В.Н. Васина, "гражданско-правовой договор является разновидностью сделки, а потому к нему применяются правила о дву- и многосторонних сделках. Понятие "договор" в гражданско-правом смысле тесно сочетается с понятием "обязательства"[8].

Все эти определения применимы также и к лицензионному договору. Соответственно к нему применяются и правила доктринальной классификации договоров.
Прежде всего необходимо указать на то, что к лицензионному договору применяются общие положения о сделках (ст. 153 - 181 Гражданского кодекса РФ), об обязательствах (ст. 307 - 419 Гражданского кодекса РФ) и о договоре (ст. 420 - 453 Гражданского кодекса РФ), поскольку иное не установлено четвертой частью Гражданского кодекса РФ или не вытекает из содержания или характера исключительного права. Из этого следует, что, с одной стороны, данный договор входит в общую систему гражданско-правовых договоров и к нему применяются общие правила, а с другой - он отличается определенным своеобразием, выражающимся в наличии у него в том числе следующих специфических черт.

Лицензионный договор может быть: :
- консенсуальным ( от лат. сonsensus - соглашение ), когда для его совершения достаточно соглашения сторон, и реальным: законодатель в ст. 1235 Гражданского кодекса РФ употребляет аналогичные словесные конструкции - "передает или обязуется передать" и "предоставляет или обязуется предоставить"[9].

Общепризнано, что разграничение между реальными и консенсуальными договорами проводится по моменту заключения договора. Отдельным ученым представляется, что договоры, переносящие право от праводателя к правопреемнику при наступлении определенного срока или условия, не могут быть квалифицированы в качестве реальных или консенсуальных. С одной стороны, преемник не может требовать передачи права до наступления указанного в договоре факта (что не характерно для консенсуальных договоров). С другой стороны, при невозможности передачи права, наступившей по вине праводателя (например, уступка данного права третьему лицу до наступления установленного договором срока/условия), контрагент будет иметь возможность требовать возмещения убытков (что несвойственно реальным договорам)[10]. Если консенсуальный договор порождает обязательство с момента достижения соглашения между сторонами (п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ), то для перфекции реального договора требуется также передача имущества (п. 2 ст. 433 Гражданского кодекса РФ)[11]. Реальная модель договора в первую очередь защищает интересы передающего, так как приобретатель не наделяется правом требовать передачи[12].


По консенсуальному договору о распоряжении исключительным правом обладатель исключительного права с момента достижения соглашения по всем существенным условиям возлагает на себя обязанность по передаче данного права (предоставлению права использования). При этом у приобретателя (лицензиата) появляется право требовать совершения данной передачи, а также требовать государственной регистрации договора в случае, если она является обязательной (п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса РФ). Именно консенсуальная модель рассматриваемых договоров является более соответствующей развитой экономике и растущей динамике гражданского оборота[13].

При выборе сторонами реальной модели договора о распоряжении исключительным правом приобретателю (лицензиату) не предоставляется возможность предъявлять к передающему (лицензиару) требования о передаче (предоставлении) права. Притом, если буквально толковать п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса РФ, приобретатель (лицензиат), как и при выборе консенсуальной модели договора, будет иметь возможность обязать правообладателя (лицензиара) к государственной регистрации договора в случае обязательности такой регистрации[14]. Поэтому предоставленная законодателем участникам оборота возможность выбора между реальной и консенсуальной моделью договоров о распоряжении исключительным правом не имеет существенного значения в отношении тех договоров, которые подлежат государственной регистрации: если опять же следовать букве закона, такие договоры порождают правовой эффект именно с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 433, п. 6 ст. 1232, п. 4 ст. 1234 Гражданского кодекса РФ)[15].

- Двусторонним: права и обязанности возникают и у лицензиата, и у лицензиара. Исключением является только реальный договор о безвозмездном отчуждении исключительного права, в котором на стороне приобретателя не возникает никаких обязанностей по отношению к ауктору (а также реальный безвозмездный лицензионный договор, в котором лицензиат освобожден от обязанности представлять лицензиару отчеты)[16].

- Алеаторным (рисковым): выгоды и потери контрагентов становятся известными только в момент наступления или ненаступления обусловленных обстоятельств.

Объект лицензионного договора весьма специфичен, невозможно предугадать, принесет ли использование того или иного результата интеллектуальной деятельности прибыль или убытки.


- Может быть как возмездным (т.е. предусматривать выплату вознаграждения за отчуждение права или предоставление права пользования), так и безвозмездным.
- Срочным - заключаемым на определенный период (срок).

1.2 Виды лицензионного договора в сфере авторского права.

Стороны вправе заключать лицензионные договоры двух видов:

1) о предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) о предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия), - при общей презумпции простой (неисключительной) лицензии (ст. 1236 Гражданского кодекса РФ).

Между тем классическая теория интеллектуальных прав традиционно выделяла третий вид лицензионных договоров - договор полной лицензии, по которому лицензиар утрачивал возможность использовать интеллектуальный продукт способами, переданными лицензиату[17]. Полная лицензия представляла наиболее широкий объем прав. На практике, полная лицензия, равнозначная по сути переуступке патента (отличие в том, что патент переуступался на весь оставшийся срок действия патента, а время действия лицензионного соглашения могло быть и меньше этого срока)[18], встречалось достаточно редко.

К ней целесообразно было прибегнуть лишь в том случае, если лицензиар не видел возможности самому использовать изобретение, а рынок сбыта новинки, круг потенциальных покупателей крайне ограничен.

По договору исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования интеллектуального продукта определенными способами, а сам утрачивает право выдавать третьим лицам лицензии на использование теми же способами, но при этом сохраняет за собой возможность подобного использования.

Вряд ли, однако, можно привести какие-либо серьезные теоретические доводы в пользу того, что стороны не могут в договоре ввести в отношении лицензиара запрет на использование интеллектуального продукта. При установлении подобного запрета лицензиар утрачивает возможность использовать интеллектуальный продукт определенным образом, а лицензиат такую возможность, напротив, приобретает. Более того, исключительному лицензиату в любом случае предоставляется абсолютно-правовая защита от нарушений его права третьими лицами.