Файл: Лицензионные договоры (Понятие и правовая природа лицензионного договора в сфере авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Субъекты лицензионного договора, их права и обязанности в сфере авторского права.

Субъекты в лицензионном договоре - лицензиар и лицензиат. И лицензиаром, и лицензиатом могут выступать граждане, юридические лица, публично-правовые образования.

Лицензиар - сторона лицензионного договора, которая предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Лицензиат - сторона лицензионного договора, которая оплачивает (если договор возмездный) и принимает в пользование такой результат или средство.

Требования законодательства к сторонам лицензионного договора ясно показывают, что лицензиар должен обладать соответствующими правами на объект лицензирования - результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Лицензиар обладает исключительным правом в полном объеме. Именно он может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению, распоряжаться принадлежащим ему правом, разрешать или запрещать использование объекта интеллектуальных прав третьим лицам.

Обязанностью лицензиара является то, что в течение срока действия лицензионного договора, он обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленных ему по лицензии прав по использованию объекта лицензии. Следует считать, что в данном случае применимы некоторые общие принципы исполнения договорных обязательств (например, ст. 309 Гражданского кодекса РФ - принцип надлежащего исполнения) или даже общие принципы осуществления гражданских прав (ст. 10 Гражданского кодекса РФ - принцип разумности и добросовестности).

Большинство отечественных ученых полагают, что объем прав лицензиата зависит от вида лицензионного договора. Как уже упоминалось, согласно ст. 1236 Гражданского кодекса РФ существует два вида лицензий - исключительная и неисключительная.

В соответствии с обоими видами лицензий лицензиат обязан:

1) использовать результат интеллектуальной деятельности способами, предусмотренными договором, и на установленной им территории;

2) воздерживаться от совершения действий, нарушающих исключительное право лицензиара;

3) представлять лицензиару отчета об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре, предусматривающем представление отчетов об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, лицензиат обязан представлять такие отчеты лицензиару по его требованию.


Такая обязанность не возлагается на лицензиата только в том случае, если договор прямо освобождает его от представления таких отчетов. По своей сути эта обязанность сходна с обязанностью агента представлять отчеты об исполнении агентского договора (ст. 1008 Гражданского кодекса РФ).

Споры, касающиеся содержания этих отчетов, периодичности, сроков их представления, относятся к категории споров по исполнению договора (гл. 22 Гражданского кодекса РФ).

В случае грубого и неоднократного нарушения предоставления отчетов об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, лицензиар вправе обратиться в суд. Как отмечается в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 августа 2008 г. № 10443/08 лицензиар  вправе в случае неисполнения лицензиатом условий договора о предоставлении отчёта в предусмотренный договором срок, требовать привлечения лицензиата к ответственности предусмотренной лицензионным договором. Как правило, к лицензиату в таких случаях применяются штрафные санкции;

4) уплатить лицензиару в установленный лицензионным договором срок вознаграждение за предоставление права использования произведения науки, литературы или искусства.

Лицензиар вправе запретить лицензиату предоставлять право использования результата интеллектуальной собственности третьим лицам по сублицензионному договору. Если запрет прямо не предусмотрен договором, то передача лицензиатом права использования результата интеллектуальной собственности возможна только при наличии письменного согласия лицензиара.

На практике часто встречаются случаи, когда лицензионным договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, не только без письменного согласия лицензиара, но и вообще без его ведома. Стоит отметить, что это грубейшее нарушение не только закона, но и прав лицензиара.

Лицензиар вправе решать не только вопрос о возможности предоставления лицензиата права использования результата интеллектуальной деятельности, но и о возможности передачи конкретных прав третьим лицам самим лицензиаром.

У некоторых лицензионных договоров в сфере авторского права есть свои особенности. Так, для договора, целью которого является передача права использования электронной версии периодического печатного издания на сайте в Интернете, предусмотрены дополнительные условия. Лицензиат закрепляет за собой право по истечению срока договора использовать периодическое печатное издания (электронные версии) на своём сайте. То есть по лицензионному договору передаётся право размещения на сайте годового комплекта периодического печатного издания. И после истечения срока договора, лицензиат продолжает использование полученных ранее номеров периодических печатных изданий. Если открыть любой сайт, на котором содержаться электронный читальный зал или распространяют электронные версии периодического издания, то на каждом из них есть архив, в котором хранятся номера за предыдущие годы. То есть лицензиар «не изымает» такие произведения[31].


В ст. 1287 Гражданский кодекс РФ закреплено особое условие издательского лицензионного договора, возлагающее на лицензиата обязанность начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

Согласия лицензиата (при наличии заключенных ранее лицензионных договоров) на заключение договора об отчуждении исключительного права не требуется. В литературе обоснованно отмечается, что при отчуждении лицензиаром (правообладателем) исключительного права другому лицу (приобретателю) к последнему переходят все правомочия прежнего правообладателя, включая право на получение вознаграждения по лицензионному договору. После отчуждения исключительного права прежний правообладатель перестает быть стороной лицензионного договора и, следовательно, теряет право на получение вознаграждения, предусмотренного этим договором. Лицензионный договор при этом полностью сохраняет свое действие в отношении лицензиата, который может продолжать использование результата интеллектуальной деятельности в течение всего срока договора, не истекшего к моменту смены лицензиара. И именно новому лицензиару он должен будет выплачивать предусмотренное законом вознаграждение[32].

Право лицензиата, полученное на основании исключительной либо неисключительной лицензии, полностью зависит от исключительного права лицензиара и существует постольку, поскольку существует само исключительное право. То есть право лицензиата ограничено временными рамками. Оно действует в течение срока, указанного в договоре или законе (в случаях, когда срок действия лицензионного договора в нем не указан).

Лицензиат, получивший соответствующее право на основании неисключительной лицензии, не может осуществлять защиту своих прав.

Возможность лицензиата, получившего исключительную лицензию, защищать свои права от действий со стороны третьих лиц - основная черта договора исключительной лицензии, отличающая его от договора простой (неисключительной) лицензии.

Лицензиат, получивший исключительную лицензию, вправе защищать свои права способами, указанными в ст. 1250, 1252 и 1253 Гражданского кодекса РФ, "наряду с другими способами защиты". Под другими способами защиты имеются в виду способы, предусмотренные в ст. 12 Гражданским кодексом РФ. Кроме того, лицензиат может осуществлять защиту своих прав и в рамках лицензионного договора, по нормам гл. 25 Гражданского кодекса РФ, если лицензиар нарушает договор, например не предъявляет иск к третьему лицу - нарушителю[33].


Между правами и обязанностями из лицензионного договора, безусловно, существует взаимная обусловленность.[34].

Право, предоставленное на основании исключительной лицензии, состоит не только в использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но и в возможности осуществлять защиту такого права любыми предусмотренными законом способами, в том числе установленными для защиты исключительного права.

Согласно ст. 1254 Гражданского кодекса РФ лицензиат, в случае нарушения третьими лицами исключительного права лицензиара, если такое нарушение затрагивает его интересы, вправе осуществлять защиту. Интеллектуальные права защищаются с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.

В случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными Гражданского кодекса РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.


Таким образом, допускается двойная, кумулятивная защита. Под антимонопольным законодательством имеется в виду Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Вышеуказанный Закон[35] определяет недобросовестную конкуренцию как любые действия хозяйствующих субъектов (группы субъектов), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (подп. 9 ст. 4 Федерального закона).

Право признавать определенные действия недобросовестной конкуренцией принадлежит антимонопольному органу - Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и его территориальным органам, а также суду.

С залогом прав, приобретаемых на основании лицензионного договора, связано несколько вопросов: насколько возможно отчуждение лицензиатом принадлежащих ему прав и происходит ли уступка (а следовательно, и залог) прав из лицензионного договора вместе с обязанностями из того же договора или же отдельно от них.

Права лицензиата - это по сути своей такие же обязательственные права, как и многие другие, а потому и распоряжение ими должно осуществляться в соответствии с общим порядком, установленным в гл. 24 Гражданского кодекса РФ[36].

Поскольку перевод долга не является необходимым условием уступки прав из лицензионного договора, а сама уступка права требования по общему правилу согласия должника не требует (п. 2 ст. 382 Гражданского кодекса РФ), постольку и лицензиату нет нужды получать согласие лицензиара на передачу третьему лицу прав из соответствующего договора.

Во-первых, ввиду того что распоряжение правами лицензиата путем их уступки следует считать возможным, должен признаваться допустимым и залог указанных прав.

Во-вторых, если уступка прав из лицензионного договора не обусловлена одновременным переводом долга из того же договора, значит, и залог данных прав может происходить в отдельности от соответствующих обязанностей.

В-третьих, поскольку есть основания утверждать, что для уступки своих прав лицензиату не требуется заручаться согласием лицензиара, постольку верным является тезис о возможности залога таких прав по общему правилу вне зависимости от какого-либо волеизъявления со стороны лицензиара.