Файл: Правосубъектность потребительского кооператива (Правовое регулирование создания и прекращения потребительского кооператива).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Целью работы является выявление и изучение основ гражданско-правового регулирования потребительских кооперативов в России.

Объектом работы являются закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений, связанных с потребительскими кооперативами.

Предметом работы являются нормы граж­данского права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых ак­тах; законодательство, регламентирующее отношения в сфере потребительской кооперации, практика его применения.

Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные и частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, системно-структурный и др.

Теоретическую основу работы образуют научные труды российских цивилистов и специалистов в области кооператив­ного права - П. Кауфмана, Г.Ф. Шершеневича, Э. Якоба, Т.Е. Абовой, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, Г.Е. Быстрова, В.В. Витрянского, Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.Ф. Ермакова В.Ф., Г.М. Ефремовой, Н.Д. Кондратьева, А.П. Макаренко, М.И. Туган-Барановского и др.

1. Правовое регулирование создания и прекращения потребительского кооператива

1.1. Гражданско-правовая характеристика потребительского кооператива

1.2. Создание и функционирование потребительских кооперативов

1.3. Реорганизация и ликвидация потребительских кооперативов

2. Особенности правового статуса отдельных видов потребительских кооперативов

2.1. Жилищный (жилищно-строительный) кооператив

2.2. Кредитные потребительские кооперативы

2.3. Общества взаимного страхования

Заключение

Список использованной литературы

В статье 6 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрены ряд ограничений, направленных на обеспечение финансовой устойчивости кредитного кооператива.

Так, кредитный кооператив, в частности, не вправе: предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками); выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами; участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, за исключением юридических лиц, возможность участия в которых предусмотрена для кредитных кооперативов Федеральным законом N 190-ФЗ; выпускать эмиссионные ценные бумаги; осуществлять операции с ценными бумагами (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 190-ФЗ; привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 190-ФЗ; осуществлять торговую и производственную деятельность; вступать в члены других кредитных кооперативов.

Федеральным законом N 190-ФЗ (часть 4 статьи 6) определен перечень финансовых нормативов, которые обязан соблюдать кредитный кооператив. В частности:

1) величина резервного фонда должна составлять не менее 5% (не менее 2% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) и отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец предыдущего отчетного периода;

2) максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива (пайщика) или от нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, должна составлять не более 20% (не более 30% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) на момент принятия решения о привлечении средств;


3) максимальная сумма займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику), должна составлять не более 10% (не более 20% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа;

4) максимальная сумма займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, не может превышать 20% (30% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа;

5) минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 8% суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) и отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец предыдущего отчетного года;

6) максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), должна составлять не более 50% общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков);

7) максимальная сумма денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня кредитным кооперативом, являющимся их членом, в том числе сумма внесенных паевых и иных взносов и сумма предоставленных кредитному кооперативу второго уровня займов, должна составлять не более 10% суммы паевого фонда и привлеченных средств кредитного кооператива на момент принятия решения о направлении средств в кредитный кооператив второго уровня;

8) общая сумма денежных средств, направляемых кредитным кооперативом в течение отчетного периода на цели, не связанные с выдачей займов членам кредитного кооператива (пайщикам), не может составлять более 50% общей суммы средств, привлеченных кредитным кооперативом от его членов в течение соответствующего отчетного периода.

Банк России вправе устанавливать дополнительные финансовые нормативы, обязательные для соблюдения кредитными кооперативами.

В статье 7 Федерального закона N 190-ФЗ определено, что кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.


Кредитный кооператив, членом которого является юридическое лицо, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание "кооператив граждан".

Кредитный кооператив создается на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу. Принципы создания кредитного кооператива устанавливаются уставом кредитного кооператива.

2.3. Общества взаимного страхования

Правовой статус общества взаимного страхования определяется, с одной стороны, характером его деятельности, а с другой - формой организации осуществляемой страховой деятельности.

Сфера деятельности общества взаимного страхования - страхование имущественных интересов своих членов. Система страхования, построенная на взаимном участии, обеспечивает страхование возможных рисков участников общества.

Общая правоспособность для некоммерческих организаций установлена статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Она также уточнена статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 968 ГК РФ[22] особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее - Закон N 286-ФЗ)[23].

Общество взаимного страхования является добровольным объединением граждан и юридических лиц на основе членства в целях страхования имущества и иных имущественных интересов участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов[24].

Специальный правовой статус общества взаимного страхования обусловлен необходимостью получения такой организацией лицензии в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Деятельность общества будет законной с момента получения лицензии.


Помимо общего порядка регистрации созданных обществ взаимного страхования, легализации их правового статуса путем внесения соответствующей записи в ЕГРП, законодателем также установлено, что сведения о созданных обществах подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела.

Функции по ведению, а также определению порядка ведения реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Структура обществ взаимного страхования и органов его управления является традиционной для юридических лиц, являющихся хозяйственными обществами. В структуру управления общества входят общее собрание членов общества, правление общества, ревизионная комиссия (ревизор) общества, директор общества.

К органам управления отнесены общее собрание членов общества, правление общества и директор общества.

Численность членов общества взаимного страхования может составлять: для физических лиц - не менее 5 человек и не более 2 тысяч человек; для юридических лиц - не менее 3 и не более 500 организаций.

Если число членов общества взаимного страхования превысит 2 тысячи человек (для физических лиц) и (или) 500 организаций (для юридических лиц), в течение шести месяцев с момента достижения предельной численности проводится реорганизация общества в форме его преобразования, разделения либо выделения из его состава одного или нескольких обществ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Но при этом реорганизация общества взаимного страхования в форме преобразования возможна только в случае преобразования общества в хозяйственное общество, осуществляющее страхование. До завершения преобразования общество должно прекратить страховые обязательства.

Ревизионная комиссия (ревизор) - орган контроля общества, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Общее собрание, правление, ревизионная комиссия (ревизор), директор осуществляют свою деятельность на основании Закона N 286-ФЗ, устава общества и положений об органах управления общества и органе контроля общества. Указанные документы должны быть утверждены общим собранием членов общества.

В соответствии со статьей 17 Закона N 286-ФЗ источниками формирования имущественной базы деятельности общества могут служить: вступительный взнос; страховая премия (страховые взносы); дополнительный взнос; добровольные денежные и иные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов; заемные средства; взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества; иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.


Предусмотрена ответственность членов правления и директора за убытки перед обществом. Устранение ответственности членов правления возможно только в случае, если они голосовали против решения, которое повлекло убытки для общества.

Распределение ответственности, возникшей в результате виновных действий соответствующих лиц, осуществляется в солидарном порядке. Таким образом, соответствующие лица совместно несут обязанность возмещения имущественных потерь общества. При этом общество вправе предъявить требование о возмещении убытков любому члену правления или директору.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Заключение

Российская кооперация переживает период своего возрождения. Специфическая сфера экономики требует адекватного правового регулирования. Определение оптимальных способов гражданско-правового регулиро­вании потребительской кооперации должно основываться на общих теорети­ческих подходах к сущности всех видов, форм и типов кооперативов.

Продолжительный период отечественная кооперация существовала в рамках административно-командной системы. Потребительская кооперация выполняла ряд государственных функций. Это противоречило сущности кооперативов как независимых и автономных организаций. На начальном этапе переходного периода в экономике, российское законодательство было направлено на приоритетное правовое обеспечение деятельности хозяйст­венных обществ и товариществ. Необходимость совершенствования законо­дательства о кооперативах принижалась. В результате многие кооперативы распались, либо реорганизовались в иную организационно-правовую форму.

Многозначное толкование правового определения «кооперация» наносит вред правовому регулированию кооперации, а соответственно и развитию кооперативного движения. Определения понятия «кооперация» должно учи­тывать отечественный опыт развития кооперации, а так же основываться на кооперативных принципах, ценностях и этических нормах.

К кооперативным принципам относятся: добровольность и открытое членство; демократиче­ский членский контроль; экономическое участие членов; автономия и неза­висимость; образование, повышение квалификации и информация; сотруд­ничество между кооперативами; забота об обществе.