Файл: Правосубъектность потребительского кооператива (Правовое регулирование создания и прекращения потребительского кооператива).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Целью работы является выявление и изучение основ гражданско-правового регулирования потребительских кооперативов в России.

Объектом работы являются закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений, связанных с потребительскими кооперативами.

Предметом работы являются нормы граж­данского права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых ак­тах; законодательство, регламентирующее отношения в сфере потребительской кооперации, практика его применения.

Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные и частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, системно-структурный и др.

Теоретическую основу работы образуют научные труды российских цивилистов и специалистов в области кооператив­ного права - П. Кауфмана, Г.Ф. Шершеневича, Э. Якоба, Т.Е. Абовой, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, Г.Е. Быстрова, В.В. Витрянского, Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.Ф. Ермакова В.Ф., Г.М. Ефремовой, Н.Д. Кондратьева, А.П. Макаренко, М.И. Туган-Барановского и др.

1. Правовое регулирование создания и прекращения потребительского кооператива

1.1. Гражданско-правовая характеристика потребительского кооператива

1.2. Создание и функционирование потребительских кооперативов

1.3. Реорганизация и ликвидация потребительских кооперативов

2. Особенности правового статуса отдельных видов потребительских кооперативов

2.1. Жилищный (жилищно-строительный) кооператив

2.2. Кредитные потребительские кооперативы

2.3. Общества взаимного страхования

Заключение

Список использованной литературы

В настоящее время действуют Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"[5], Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"[6], от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закона N 66-ФЗ)[7], от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ)[8] и разд. V "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы" Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

Таким образом, мы видим, что, по сути, в отношении одной организационно-правовой формы некоммерческой организации - потребительских кооперативов - действуют несколько федеральных законов, которые в значительной части дублируют друг друга.

Для удовлетворения материальных и иных потребностей граждане и юридические лица вправе создать некоммерческую организацию в виде потребительского кооператива. Как и другие организации, кооператив приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации, с этого же момента учредители потребительского кооператива становятся его членами.

1.2. Создание и функционирование потребительских кооперативов

Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.


Как и всякое юридическое лицо, жилищный кооператив подлежит государственной регистрации. Регистрация осуществляется в соответствии со статьей 51 ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)[9].

С момента государственной регистрации кооператив приобретает статус юридического лица, а учредители становятся членами кооператива (пункт 5 статьи 112 ЖК РФ[10]), то есть получают возможность реализации своих прав и обязанностей в полном объеме.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Принципы ведения Государственного реестра, его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в нем, установлены статьями 4 - 7 главы II Закона N 129-ФЗ.

За государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина, размер которой установлен статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)[11]. В настоящее время госпошлина за государственную регистрацию юридических лиц взимается в размере 4000 рублей (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде (статья 51 ГК РФ).

Как и любое другое юридическое лицо, жилищный кооператив приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Вопросы приема в члены кооператива решает общее собрание; оно утверждает предварительное решение правления по данному вопросу. Согласно пункту 2 статьи 121 ЖК РФ гражданин признается членом кооператива не с даты принятия решения общим собранием (конференцией), а с момента уплаты вступительного взноса.


Если заявление гражданина или юридического лица о приеме в члены кооператива рассмотрено правлением и принято, гражданину (представителю юридического лица) сообщают, где и когда будет проводиться общее собрание членов жилищного кооператива.

Статья 111 ЖК РФ не содержит каких-либо требований на вступление в кооператив, кроме возраста лица, изъявившего желание стать членом кооператива. Вместе с тем, видимо, возможны какие-либо обстоятельства, препятствующие вступлению в кооператив, то есть послужившие причиной отказа (допустим, отсутствие средств на вступительный и прочие взносы).

Отказ правления в приеме заявления либо отказ общего собрания принять лицо в члены кооператива может быть оспорен в суде.

Государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[12]. Кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

При преобразовании кредитного кооператива в производственный кооператив или некоммерческое партнерство члены реорганизуемого кредитного кооператива (пайщики) становятся членами производственного кооператива или некоммерческого партнерства. При преобразовании кредитного кооператива в хозяйственное общество или товарищество члены реорганизуемого кредитного кооператива (пайщики) становятся участниками хозяйственного общества или товарищества.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций"[13] отменена государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций. О необходимости включения в учредительный документ описания символики некоммерческой организации смотрите Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[14].


После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельный участок предоставляется ему бесплатно в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членов такого объединения. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена некоммерческого объединения. Земли общего пользования предоставляются некоммерческому объединения как юридическому лицу в собственность.

В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 18 августа 2011 года N Д23-3492 обращено внимание на то, что в статье 14 Закона N 66-ФЗ[15] имеется внутреннее противоречие, заключающееся в следующем.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предполагается предоставление земельного участка в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельного участка в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Данное положение Закона N 66-ФЗ не может быть исполнено буквально, так как земельные участки, предоставленные в совместную собственность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, перестают находиться в государственной и муниципальной собственности.

С учетом изложенного после утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации[16] в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются сразу в собственность членов такого объединения за плату или бесплатно по заявлениям членам некоммерческого объединения без предварительной передачи в совместную собственность.


В соответствии со статьей 16 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее трех человек.

Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения. При этом положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации[17]. Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.

Образование сельскохозяйственного потребительского кооператива осуществляется по инициативе граждан и юридических лиц, изъявивших желание создать кооператив: граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций, в том числе относящихся к субъектам малого предпринимательства (малых предприятий), - при наличии общей цели объединения, средств, необходимых для проведения организационно-регистрационных мероприятий, создания паевого фонда.

В целях образования сельскохозяйственного потребительского кооператива исключительно по решению его учредителей - граждан или юридических лиц - формируется организационный комитет, в обязанности которого входят: подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава сельскохозяйственного потребительского кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.

Идея создания сельскохозяйственного потребительского кооператива может принадлежать исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации и реализовываться в рамках федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. В этом случае на создание кооператива могут выделяться средства регионального и (или) муниципального бюджетов.