Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В данном исследовании представлена работа по созданию и развитию заведения в сфере ресторанного бизнеса. Деятельность, связанная с представлением и организацией услуг общественного питания, занимает ведущее место в сфере обслуживания. Российский бизнес в сфере ресторанного дела растет примерно на 20% в год [1], тем самым являясь одной из важнейших отраслей в сфере экономики. Актуальность данной работы заключается в популярности данной сферы бизнеса и получению высоких прибылей при эффективном построении ведения бизнеса. Ресторанное дело достаточно сложная сфера деятельности, так как при открытии собственного заведения необходимо учесть и проанализировать большое количество факторов, начиная с выбора направления работы заведения и заканчивая составлением меню и выбором оборудования. Данная предпринимательская деятельность характеризуется чертами, в основе которых лежат удовлетворение биологической потребности потребителя в пище и моральная потребность в виде предоставления отдыха и развлечений.
Ресторанный бизнес за последние годы набирает популярность – появляются все больше новых форм, такие как: еда на колесах, живые столы, американские пекарни и т. д.
Старые формы вытесняются новыми форматами ресторанного бизнеса, поэтому при создании кампании необходимо учитывать последние тенденции и технологии, сменяющие друг друга на рынке.
Ресторанный бизнес — это выгодная сфера инвестиций, так как требует относительно не больших первоначальных вложений, но успех в данном виде бизнеса зависит от знания специфики и тонкостей работы заведения. Поэтому необходимо учитывать все факторы внутренней и внешней среды при открытии заведения данной сферы и грамотно расставлять приоритеты потребителей там, где планируется открыть заведение.
Тем самым предварительный анализ всех факторов и составление грамотного бизнес-плана это 50% успеха работы ново-открывшегося заведения.
Цель работы: разработать проект открытия кафе-бара в городе Копейск.
Объект исследования: ресторанный бизнес
Предмет исследования: организационно-экономические отношения, возникающие при разработке и реализации проекта.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
− изучить понятие и назначение бизнес–плана;
− рассмотреть структуру бизнес–плана;
− обосновать проект открытия кафе,
− проанализировать основные положения бизнес – плана;
− дать оценку эффективности бизнес–плана кафе.
Основой данного исследования являлись зарубежные и отечественные книги и статьи о ресторанном бизнесе, бизнес-планировании, инвестициях, а также маркетингу. Также в базу исследования входят аналитическая информация, относящаяся к данной сфере, и Интернет-ресурсы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирован цели и задачи работы, описан объект, предмет и информационная база исследования.
В 1 главе изучена основная и дополнительная литература по выбранной теме.
Во 2 главе разработан бизнес – план кафе-бара.
В заключении отражены основные положения работы и сформулированы общие выводы.
Методологической основой написания работы являются системно – структурный, сравнительный анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА БИЗНЕСА В СФЕРЕ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
Ресторанный бизнес представляет собой сферу предпринимательской деятельности, связанную с организацией и управлением заведений общественного питания, которая направлена на удовлетворение существующих потребностей людей в разнообразии вкусной и здоровой пищи, а также извлечении прибыли. Ресторанный бизнес, как сфера предпринимательской деятельности, выражает важные экономические и социальные функции, в которых проявляется его сущность.
Экономические функции ресторанного бизнеса отражают данную сферу в единстве обращения и производства. В действительности это значит, что ресторанный бизнес — это выгодная сфера вложения капитала, обеспечивающая быструю, в сравнении с другими отраслями, оборачиваемость вложенных средств. При правильном управлении данный вид бизнеса способен приносить высокую прибыль. Функционирование ресторанного бизнеса определяется имеющимся экономическим пространством, условиями для конкуренции, а также возможностями инвестирования и скоростью возврата вложенных средств. Центральной фигурой в предпринимательской деятельности сферы ресторанного бизнеса является клиент (гость) заведения и удовлетворению его потребностей. В целом ресторанный бизнес находится в постоянном поиске, изучении, систематизации известных потребностей человека для удовлетворения их на современной технологической основе. Также под действием высокой конкуренции, в ресторанном бизнесе, предпринимателю необходимо формировать в сознании общества новые вкусы, привычки и предпочтения. Развитие рыночного бизнеса формирует новые рабочие места и новый тип предпринимателя – ресторатора. Ресторатор — это основная фигура в сфере ресторанного бизнеса, который готов инвестировать денежные средства в создание заведения общественного питания и обеспечить эффективную стратегию управления в реализации проекта.
Социальные функции ресторанного бизнеса выражены в том, что данная предпринимательская деятельность служит полностью общественным интересам, складывается культура потребления и потребительские предпочтения, формируются и упрочняются определенные формы проведения досуга на основании массового общественного сознания. Как раз в реализации данных социальных функций большую роль играет ресторатор, который определяет и вносит в общество определенные нормы и эстетику в сферу ресторанного бизнеса, а также в культуру обслуживания гостей, в форму и метод их обслуживания.
1.2 БИЗНЕС ПЛАН В СФЕРЕ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ
Бизнес-план в настоящее время это не просто модное в России слово, а официальный документ, который является одним из основных инструментов по развитию предприятия и получению финансовых результатов. Каждое предприятие разрабатывает бизнес-план по собственной методике с подробным перечнем вопросов, при этом основываясь на определенном стандартном «скелете» составления данного документа. Качественно разработанный бизнес–план оказывает вклад в завоевании новых позиций на рынке и укреплении старых, на которых предприятие уже функционирует, помогает предприятию расти через составление перспективных концепций развития и производства новых товаров (услуг) с рациональными способами их реализации.
Основные задачи бизнес-плана в сфере ресторанного бизнеса:
- Разработка стратегий и обоснование экономической целесообразности направлений развития заведения;
- Расчт предполагаемых результатов деятельности;
- Поиск источника финансирования реализации разработанной стратегии;
- Подбор персонала для реализации данного плана.
Составление бизнес-плана позволяет проанализировать открывающееся заведение во всех деталях, он является основополагающим документов при переговорах с потенциальными инвесторами и партнерами.
Для определения целесообразности открытия нового предприятия в данной сфере, можно воспользоваться основными группами характеристик, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Три группы характеристик целесообразности открытия
Общие |
Маркетинговые |
Производственные |
потенциальная прибыль |
конкурентоспособность услуги (товара) |
соответствие производственным возможностям |
существующая и потенциальная конкуренция |
привлекательность для существующих потребительских рынков |
простота оказания услуги, производства товара |
уровень инвестиций и срок их возмещения |
потенциальная длительность жизненного цикла услуги (товара) |
доступность трудовых и материальных ресурсов |
трудности технического, финансового, кадрового характера и способы их преодоления |
устойчивость к сезонным факторам |
возможность выполнения услуг (производства товара) по конкурентным ценам |
степень риска |
Можно сделать вывод, что важным аспектом ведения ресторанного бизнеса для эффективной долгосрочной работы и успешного развития является анализ внешних характеристик сегмента, в котором планируется открыть заведение. Это подразумевает проведение комплексного анализа для объективного представления о положении предприятия на конкурентном рынке.
Также не маловажное значение имеет анализ факторов влияющих на рынок услуг внутри ресторанного бизнеса. Факторы представлены в таблице 2. Таблица 2 – Факторы, влияющие на рынок услуг ресторанного бизнеса
Положительные |
Отрицательные |
Бесперебойность работы ресторана |
Задержки в работе, связанные с настроением работников |
Стабильность поставок сырья |
Нестабильность поставок |
Привлечение новых потребителей |
Потеря постоянных клиентов |
Удовлетворение потребителей качеством оказываемых услуг |
Неудовлетворение потребителей качеством услуг |
Эффективная рекламная компания, влияющая на положительное отношение потребителей |
Отсутствие эффективной рекламы |
Наличие преимуществ перед конкурентами |
Стабильная работа конкурентов |
Устранение отрицательных факторов весьма трудоёмкий процесс, поэтому при открытии нового заведения гораздо проще проработать все факторы и не допустить их появления. Это можно сделать через эффективную работу с персоналом и создания благоприятной атмосферы для работы с повышением уровня сервиса, проработку поставщиков для выбора наиболее выгодных поставок с минимальными затратами времени, качественная и обширная рекламная компания, мониторинг желаний и потребностей потребителей и создание собственных новаторских введений в бизнес.
В сфере ресторанного бизнеса необходимо учитывать, что услуга предназначена для конкретного потребителя и имеет локальный характер, немалое влияние имеет сезонность, а также в данной сфере происходит совмещение процесса производства продукции и реализация услуги. Новое предприятие общественного питания призвано удовлетворить большое количество требований потребителей, к тому же существуют свои специфические особенности, которыми нельзя пренебрегать, поэтому важно правильно сформулировать цели и задачи при создании заведения в сфере ресторанного бизнеса, сформировать стратегию и выделить перспективные возможности будущего развития предприятия. Необходимо знать все особенности открытия предприятий данного типа для эффективного расчета всех разделов бизнес-плана.
Назначение бизнес-плана в сфере ресторанного бизнеса это планирование деятельности на ближайший период и на перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план позволяет ресторатору решить такие задачи, как:
- Определение конкретных направлений деятельности заведения, целевых рынков и места на них;
- Формирование краткосрочных и долгосрочных целей ресторана, стратегии их достижения и определение ответственных лиц за их реализацию;
- Выбор номенклатуры производимой продукции, определение суммы предстоящих расходов;
- Определение состава маркетинговых мероприятий ресторанного бизнеса по рекламе, ценообразованию, стимулированию продаж;
- Оценка материального и финансового положения ресторанного заведения;
- Оценка трудностей, рисков и «подводных камней» при воплощении проекта.
Грамотное составление бизнес-плана оказывает большую помощь предпринимателю в оценке масштабов производства и реально оценить сильные и слабые стороны деятельности, а также рассчитать свой потенциальный доход и привлечь инвесторов для достижения поставленных целей. В структуру бизнес-плана входит несколько основных разделов:
- Описание проекта
- Анализ рынка
- Маркетинговый план
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Инвестиционный план
В каждом бизнес-плане разделы могут несколько видоизменятся и дополнятся по усмотрению предпринимателя и целей, на которые направлен данный план.
Вывод по разделу 1
В данном разделе освещены темы, на которые необходимо обратить внимание при открытии собственного заведения в сфере ресторанного бизнеса. В ресторанном бизнесе много факторов, на которые необходимо обратить внимание для успешной работы заведения. Следовательно, чтобы создать прибыльное предприятие необходимо разработать бизнес–план.
Специфической особенностью является постоянное изменения и пресыщение вкусов потребителей, что ведет к постоянному развитию заведения, ежегодному изменению или дополнению меню, введению сезонных предложений и акций.
Проработаны факторы, входящие в состав концепции создания предпринимательской деятельности в сфере ресторанного бизнеса и краткая их характеристика. Дана оценка существенности бизнес–плана в сфере ресторанного бизнеса и задачи, которые возможно решить через его составление. Бизнес план позволяет ресторатору наметить масштабы производства продукции, реально оценить свои слабые и сильные стороны, рассмотреть возможность альтернативы, принять меры по предотвращению различных рисков, успешно обойти конкурентов, рассчитать свой потенциальный доход и привлечь средства инвесторов на достижение намеченных целей.