Файл: История развития патентного права в России и за рубежом (Зарождение и развитие патентного права за рубежом).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Результатами знаний и интеллектуальной деятельности человека являются изобретения и открытия, но без надлежащей правовой охраны они не будут вовлечены в экономический оборот, не будут генерировать прибыль авторам и способствовать подъему национальной экономики. Институт права интеллектуальной собственности развивается вместе с научно-техническим прогрессом. Мы живем в «цифровую эпоху», где скорость перемен несравнима с темпами развития техники ХХ в. Появляются новые виды интеллектуальной собственности, требующие новых форм охраны.
Целью работы является исследование истории развития патентного права в России и за рубежом.
Задачи работы:
- исследовать зарождение и развитие патентного права за рубежом;
- рассмотреть возникновение и развитие патентного права в России;
- рассмотреть современное патентное право в Российской Федерации.
Объектом исследования является эволюция патентного права.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. История патентного права
1.1. Зарождение и развитие патентного права за рубежом
Принято считать, что правовое регулирование отношений, связанных с изобретениями, зародилось на рубеже становления капиталистического машинного и промышленного производства[1]. Это не означает, что до этого периода изобретения отсутствовали как таковые. В данном случае уместно привести высказывание Б. С. Антимонова о том, что «нематериальный продукт человеческой деятельности, который мы именуем изобретением, не имел достаточно широкого применения и пока что не менял производственных отношений, при которых рабочие руки были «даровыми», а работа велась из-под палки рабами.
Именно поэтому у рабовладельческого государства не было побудительных мотивов к тому, чтобы своими нормами регулировать использование изобретений. Ни одна из систем рабовладельческого права не содержала в себе даже намеков на то, что впоследствии при капиталистическом строе стало называться патентным правом. Это относится и к самой развитой системе рабовладельческого права – к римскому праву»[2]. Отсутствие предпосылок для урегулирования отношений, связанных с изобретениями, отсутствовало и в эпоху феодального строя[3].
Объективная необходимость в правовом регулировании данных отношений возникла с осуществлением, так называемой научной революцией XVII века, результатами которой явились массовые географические и естественные открытия, а также развитие книгопечатания.
Традиционно в качестве первого нормативного акта, регулирующего отношения в сфере патентного права, принято считать английский Статут о монополиях 1623 г., хотя в XV веке в итальянских республиках (во Флоренции и в Венеции) уже были изданы законы, посвященные изобретениям[4]. Вместе с тем представляется возможным говорить о том, что данный факт не имеет принципиального значения в отношении эволюции института патентного права[5].
Согласно английскому Статуту о монополиях «не имели юридической силы все монополии, льготы и пожалования, за исключением любых патентных грамот и грамот на привилегии на срок, равный 14 годам или меньше, которые должны от сего времени выдаваться на исключительное право на изготовление какого-либо вида новых изделий в пределах этого королевства истинному и первому изобретателю таких изделий, каковым никто другой со времени выдачи таких патентных грамот и грамот на привилегии не должен пользоваться». Следует отметить, что на том историческом этапе становления патентного права не каждый заявитель получал патент на свое изобретение, даже в том случае, если изобретение отвечало всем предусмотренным законом признакам. Это означает, что Статут о монополиях не устанавливал так называемого облигационного принципа выдачи патента[6].
В дальнейшем соответствующие законы были приняты в США и в большинстве европейских стран. В данном случае следует назвать патентный закон США от 1790 г., соответственно патентные законы Франции от 1791 года, Испании от 1820 г., Бельгии от 1854 г., Италии от 1859 г., Германии от 1877 г. Позднее на рубеже XIX века аналогичные законы были приняты в Дании (1894 г.) и Австрии (1897 г.).
Следующим этапом в развитии патентного законодательства следует считать переход к облигаторному принципу, в соответствии с которым государство обязано выдать заявителю патент на любое изобретение, которое отвечает всем требованиям законодательства[7]. Однако данный принцип действовал в отношении не всех, а только некоторых видов изобретений (патентоспособных изобретений). Этот период связан с совершенствованием способов производства. Соответствующие изменения в патентное законодательство были внесены в США в 1836 г., в Германии в 1877 г., в Англии в 1905 г. Более того, вносимые изменения коснулись и установления режима служебных произведений, а также норм, которые регулировали патентные отношения с участием иностранного элемента[8].
Ключевую роль в наступлении следующего исторического этапа сыграла научно-техническая революция после Второй мировой войны. Именно на этот период приходится принятие в большинстве европейских стран новых патентных законов (например, Нидерланды – 1963 г., ФРГ – 1967 и 1976 гг., Франция – 1968 г., Англия – 1977 г.) или внесение существенных изменений в ранее действующее законодательство (Италия). Кроме того, существенные изменения были также внесены в действующее патентное законодательство Канады и США[9].
Наибольшие изменения коснулись, в частности, увеличения числа признаваемых патентоспособными изобретений в различных отраслях знаний. Особого внимания заслуживает переход большинства развитых стран к системе отсроченной экспертизы патентных заявок. Такое правило явилось отсеивающим элементом, позволяющим освободить патентные ведомства от рассмотрения заявок на получение патента в отношении бесперспективных предложений.
В дальнейшем в развитии зарубежного патентного законодательства промышленно развитых стран значительную роль сыграл Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества от 1957 г., послужившим толчком для унификации патентного законодательства, которые были, в первую очередь, направлены на упрощение процедуры зарубежного патентования, а также на сокращение его расходов[10]. В этот же период совершенствовались и национальные правовые системы, стиралась четкая грань между англосаксонской системой, романской и германской патентно-правовыми системами. Например, были унифицированы критерии патентоспособности (новизна, промышленная применимость и изобретательская деятельность), был отменен критерий технической прогрессивности, существенно ограничены льготы по новизне объектов патентного права[11].
1.2. Возникновение и развитие патентного права в России
Что касается возникновения и развития патентного права в дореволюционной России, следует подчеркнуть, что в целом патентное законодательство было обусловлено общими тенденциями развития экономики страны и шло теми же путями, что и патентное законодательство большинства стран. По утверждению Б. С. Антимонова[12], изобретательство в России подпало под поле зрения законодателя только с развитием капиталистических отношений и распространением машинного производства: ни Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни новоуказные статьи не знают еще норм, регулирующих изобретательство[13].
А.А. Пиленко выделяет следующие исторические этапы привилегий на изобретения в России: от Петра I до 1812 г.; от 1812 до 1870 г; от 1870 до 1896 г. В период правления Петра I стали появляться специальные грамоты, которые устанавливали определенные привилегии тем лицам, которые в сфере промышленности вкладывали свой труд или капитал на заведение новых промыслов. Такие привилегии имели факультативный характер, выдавались исключительно за соответствующие услуги. Документом, который впервые установил такие привилегии принято считать Правила для выдачи привилегий на заведение фабрик от 1723 года[14].
17 июня 1812 г. был принят Высочайший манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художественных промыслах». В соответствии с данным документом были установлены привилегии на собственные и ввозимые из-за границы изобретения сроком на три, пять и десять лет. Привилегии устанавливались в соответствии с явочной системой через министерства внутренних дел[15]. Интересно отметить, что приоритет устанавливался с момента выдачи привилегий, а не с момента подачи соответствующей заявки. Названный документ в дореволюционной доктрине получил название закон Сперанского и практически в неизменном виде проработал до 30-х гг.
Только в 1833 г. манифест был подвергнут переработке. К числу нововведений относились следующие: привилегии выдавались на максимально короткие сроки, при этом за них взыскивались высокие пошлины; была введена обязанность непременной эксплуатации привилегии с одновременным запретом их переуступки компаниям на акциях; введено правило, согласно которому привилегии не выдавались в том случае, если на одно и то же изобретение они испрашивались разными лицами, поскольку это доказывало известность предмета[16].
Следует обратить внимание, что манифест не изменил принципа факультативности выдачи привилегий и правила об административном порядке принятия решений по соответствующим заявкам. Обязательная выдача привилегии законом Сперанского так и не была закреплена[17].
Ситуация коренным образом изменилась с принятием закона от 30 марта 1870 г. Выдача привилегий трансформировалась в подзаконный нормативный акт, издаваемый Министерством финансов. Был закреплен облигаторный принцип, когда заявка подлежала удовлетворению (привилегия должна была быть выдана в обязательном порядке) в случае ее удовлетворению всем предусмотренным в данном законе требованиям. При этом следует указать, что манифест с изменениями от 1833 г. продолжал действовать до 1 июля 1896 г. (действовали все его существенные части, кроме раздела о делопроизводстве) [18].
Следующий этап развития патентного дореволюционного права ознаменован принятием 20 мая 1896 г. Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования. Данное положение было направлено на охрану обладающих признаком новизны изобретений и усовершенствований в области промышленности. На основании данного акта привилегии выдавались только при условии, когда объект обладал признаком новизны: а) в одной или в нескольких частях, или б) в совокупности составных его частей, или в) в своеобразном сочетании означенных частей, хотя бы таковые в отдельности и были до того известны, но в России не привилегированы. При этом в силу прямого указания данного Положения не подлежали правовой охране изобретения, которые противоречат законом природы (например, вечный двигатель), изобретения, которые могли навредить государственным или общественным интересам.
Заявки на выдачу привилегий подлежали рассмотрению в комитете по техническим делам при отделе промышленности на основании заключения соответствующих специалистов. Срок действия лицензии составлял 15 лет, при этом ее можно было передать, в том числе по наследству.
В свою очередь, промышленные образцы стали объектом правовой охраны только середины XIX века с принятием Закона от 11 июля 1864 г., утвердившим Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели, которое явилось составной частью Устава о промышленности Свода законов[19].
Закон от 1896 г. просуществовал вплоть до 1919 г., когда В.И. Лениным был подписан первый Декрет, который касался изобретений[20]. Данное Положение провозгласило ранее неизвестные зарубежному патентному праву правила и отменило все законы и положения о привилегиях, изданные вплоть до его принятия. Основная идея данного Положения заключалась в том, что изобретение считалось изъятым из оборота и при этом было доступно любому на условиях, прямо указанных в законе. Эта идея получила дальнейшее развитие в Положении о Комитете по делам изобретений при научно-техническом отделе ВСНХ РСФСР от 9 декабря 1920 г.[21]. В соответствии с данным Положением был существенно расширен круг изобретений и моделей, вводились институты авторских свидетельств и заявочных свидетельств. Также нововведением названного документа послужило разграничение функций структурных подразделений Комитета, которые устанавливали новизну, полезность объекта и вели учет его применения.