Файл: Эффективный лидер и его команда (основы проблемы лидерства в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Курсовая работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина. В истории менеджмента было, в целом, три подхода к изучению лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Но ни один из этих подходов не дал целостности в изучении проблемы.

Тем не менее отсутствие четкого определения не мешает современным руководителям стремиться к лидерству. Пожалуй, то немногое, в чем исследователи сошлись во мнении, это то, что современный руководитель должен быть лидером. Причем лидером, за которым стоит команда, которая, в свою очередь, позволяет сделать бизнес более эффективным и успешным.

Команду следует отличать от «малых групп», рассматриваемых в психологии. В отличие от малой группы команда всегда состоит из профессионалов, всегда направлена на решение деловой задачи, всегда, во-первых, действует, а уже потом, во-вторых, общается. Поэтому акценты и лидерства, и управления командой скорее смещены в деловую, чем эмоциональную сферу.

Во второй главе рассматриваются два примера. В первом разделе приводится «история успеха» Рустама Тарико, который на данный момент является владельцем группы компаний «Руст». Во втором разделе приводится пример руководства с ориентацией на персонал (на основе интервью с директором завода «Молмаш» А. Пономаревым).

Таким образом, цель работы – постараться обобщить сведения относительно лидерства в современном мире и выделить его основные характеристики и черты; раскрыть сущность понятия «команда». Объяснить значение лидерства и команды в современных условиях.

Для этого в работе рассматриваются прежде всего подходы к изучению лидерства и его типы. Уделяется внимание лидерству в системе качества предприятия, раскрывается его значение для повышения конкурентоспособности предприятия. Также приводится один из возможных методов обучения лидеров, «метод рассказчика». В конце первой главы раскрывается сущность понятия «команда». Определяются основные черты, присущие команде и отличающих ее от остальных групп.

При написании курсовой работы использовались работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Полный список литературных источников включает в себя 30 наименований


Глава 1 Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях

1.1. Теории лидерства: виды, содержание

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группы, направляя уси­лия всех на достижение целей организации.[1]

В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий».

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдви­гает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. По­нятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с поня­тием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели.

Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно, чтобы назваться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного после­дователя. Роль лидера заключается в умении повести лю­дей за собой, обеспечить существование таких связей меж­ду людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т. е. лидер — это элемент упорядочивания системы людей.

В современном менеджменте лидерство характеризует­ся неоднозначно:

1) лидерство есть разновидность власти, спецификой ко­торой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц — «лидерство-власть, осуществ­ляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);

2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководя­щая должность. Общество есть сложная, иерархически организованная система социальных статусов и соответ­ствующих им социальных ролей. Социальный статус руко­водителя предполагает и даже, требует выполнения соци­альной роли в манере лидера; лидерство — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занима­ющего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон);[2]


3) лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим усло­виям:

а) постоянство влияния — это не разовое кратков­ременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером),

б) широта влияния — воздей­ствие осуществляется на всех членов труппы;

в) явный при­оритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асиммет­ричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы,

г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание право­мерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, не мелеет считаться лидером (тюрем­ный надзиратель). С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения);

4) лидерство — естественный социально-психологичес­кий процесс в группе, построенный на влиянии личного ав­торитета человека на поведение членов группы. Под влия­нием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого чело­века. Влияние можно оказывать через идеи, устное и пись­менное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмо­ционально-психологической общности группы и образец по­ведения для ее членов. Позиция широко распространена в отечественной психологии. Кричевский отмечает, что роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписани­ях, лидерство — феномен психологический, тогда как ру­ководство — социальный.

Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с каче­ствами тех, па кого он пытается оказать влияние, и с ситу­ацией, в которой находится данная группа.[3]

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (и школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, обще­ственные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда но имеет возможность оно выдвинуться в лидеры еще другого типа.

Лидерство и руководство. Жесткое противопоставле­ние оно едва ли оно правомерно — понятия еще близки, руководство оно вы­ступает в качестве еще общей категории, но не случайно в еще англий­ском, немецком и еще ряде других но европейских языков еще руко­водство и лидерство но обозначаются одним и но тем же еще словом leadtrship (но англ.) и Fuhrungue-M.).


Лидер и менеджер. В западной литературе еще традиционно различают оно эти понятия оно по следующим оно параметрам:

1) со­держание еще управленческих проблем — но менеджер заботится оно об эффективном оно выполнении персоналом оно текущих задач, но решает отдельные но частичные проблемы, оно лидер постигает еще вызовы времени, оно развивает инновационные еще идеи, заклады­вает но основы решения но задач будущего (И.О. Коттер, США);

2) оно воздействие на оно персонал — «менеджеры еще заставляют лю­дей но делать то, что оно нужно, лидеры оно вызывают у людей но жела­ние сделать то, еще что нужно» (еще Ли Джексон, но известный аме­риканский оно теоретик и практик оно менеджмента, из «еще Дюжи­ны золотых но мыслей»).

Вывод, но что не но существует такого оно набора личных но качеств, который еще присутствует у всех но эффективных руководителей, но часто приводится в оно качестве доказательства оно того, что оно эффективность руководства но имеет ситуационный оно характер. Однако сам еще Стогдилл считает, оно что его оно точка зрения еще недостаточно оттеняет еще личностную природу оно лидерства. ОН утверждает, но что имеются но веские доказательства в но пользу того, еще что в разных оно ситуациях требуются но различные способности и еще качества. Хотя он и оно не призывает еще вернуться к подходу к но руководству с позиций но личных качеств, но Стогдилл заключает, оно что «структура оно личных качеств еще руководителя должна оно соотноситься с личными оно качествами, деятельностью и еще задачами его еще подчиненных».[4]

Поведенческий еще подход. Поведенческий подход но создал основу оно для классификации но стилей руководства но или стилей оно поведения. Это стало оно серьезным вкладом и оно полезным инструментом оно понимания сложностей еще лидерства. Разочарование в подходе к еще лидерству с позиций оно личных качеств оно усиливалось примерно в еще тот же но период, когда в оно теории управления но стала набирать но силу бихевиористская оно школа. Таким образом, но нет ничего оно удивительного в том, еще что второй еще подход к изучению оно лидерства сосредоточил оно свое внимание оно на поведении оно руководителя. Согласно поведенческому оно подходу к лидерству но эффективность определяется еще не личными еще качествами руководителя, а но скорее его еще манерой поведения но по отношению к оно подчиненным. Несмотря на то, оно что поведенческий но подход продвинул но изучение лидерства, но сосредоточив внимание еще на фактическом но поведении руководителя, но желающего побудить еще людей на но достижение целей но организации, его еще основной недостаток еще заключался в тенденции еще исходить из оно предположения, что но существует какой-еще то один, оно оптимальный стиль но руководства. Более ранние еще авторы бихевиористской оно школы, как оно правило, рассматривали еще лидеров, которые но вели себя но демократично и считались с но другими, как но самых эффективных в но современных организациях. Однако, обобщая оно результаты исследований, еще использовавших данный но подход, группа но авторов утверждает, но что «не оно существует одного, еще оптимального стиля но руководства». Очень еще вероятно, что оно эффективность стиля оно зависит от но характера конкретной но ситуации и, когда еще ситуация меняется, но меняется и соответствующий но стиль. Более поздние еще авторы и ученые но бихевиористской школы еще обычно признают, но что необходим но ситуационный подход к оно руководству. Оптимальный стиль оно лидерства меняется в еще зависимости от но ситуации.[5]


Ситуационный подход. Ни подход с но позиций личных но качеств, ни оно поведенческий подход еще не смогли но выявить логическое оно соотношение между оно личными качествами еще или поведением но руководителя, с одной еще стороны, и эффективностью – с но другой. Это не но означает, что оно личные качества и но поведение не еще имеют значения оно для руководства. Наоборот, они еще являются существенными оно компонентами успеха. Однако более еще поздние исследования но показали, что в оно эффективности руководства но решающую роль но могут сыграть оно дополнительные факторы. Эти ситуационные но факторы включают еще потребности и личные но качества подчиненных, оно характер задания, оно требования и воздействия оно среды, а также оно имеющуюся у руководителя оно информацию.

1.2. Мотивация лидерства и оно типы лидерства: но виды, особенности

но Что заставляет еще человека стремиться к оно лидерству? Субъективные механизмы оно становления, характера и но на­правленности лидерства но проясняет психоаналитическая оно теория З. Фрейда. С его точки еще зрения, в основе но лидерства лежит но подавленное либидо оно преимущественно бессознательное но влечение сексуального оно характера. Другие психологи оно трактуют либидо оно более широко еще как психическую еще энергию вообще. В процессе сублимации (оно накопления и перехода в но более высокие еще состояния) либидо но проявляется в стремлении к оно творчеству, лидерству и оно проч.[6] У многих людей оно обладание руководящими но позициями выполняет оно субъек­тивно-компенсаторные оно функции, позволяет но преодолевать и подавлять еще различного рода но комплексы — чувство еще неполно­ценности, некомпетентность и еще проч. Подчинение лидеру но тоже находит оно объяснение в теории оно психоанализа — субъек­тивное но принятие лидерства но закладывается в детстве оно как не­обходимость в оно покровителе, авторитетном еще человеке. В этом смысле но авторитет и покровительство но руководителя органи­зации но подобны авторитету и но покровительству главы но семьи.

Последователи 3. Фрейда (Франкфуртская но школа, Адорно, еще Фромм) выявили но особый тип но личности, предрасполо­женный к еще авторитаризму и стремящийся к еще власти. Та­кая личность оно формируется в нездоровых еще общественных ус­ловиях, но порождающих массовые оно фрустрации и неврозы — еще состояния подавленности, оно гнетущего напряжения, оно тревож­ности, безысходности и еще отчаяния. У человека появляется но желание убежать но от всего оно этого в сферу но господства и под­чинения. Для авторитарной оно личности власть — еще психоло­гическая потребность, еще которая позволяет оно избавиться от но соб­ственных комплексов оно путем навязывания оно своей воли но дру­гим людям. Авторитарная личность оно дуалистична — с одной но стороны, она еще проявляет своеобразные еще садистские (облада­ние оно безграничной властью еще доставляет особое еще наслаждение, слабость оно других людей но вызывает презрение и но желание уни­зить их), а с оно другой стороны — оно мазохистские наклонности (оно при столкновении с оно превосходящей силой еще такой человек оно раболепствует перед но ее носителем, оно восхищается им и еще покло­няется ему).