Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы метода биологической обратной связи (БОС)
1.1. История метода биологической обратной связи (БОС)
1.2.Понятие о методе биологической обратной связи
1.3. Принципы работы метода БОС
1.4.Преимущества и противопоказания метода БОС
2.1 Применение БОС при снижении уровня стресса
2.2 Экспериментальное подтверждение применения БОС для снижения уровня стресса
С точки зрения функциональных систем академика П.К. Анохина (1975), обратные связи представляют собой сложное функциональное образование, включающее сигналы с периферии от результатов действия и его параметров, параметров функционирования систем и гомеостаза и оценки этих сигналов в аппарате сличения - акцепторе результата действия. Оценка осуществляется в нейрональных структурах путем сравнения полученных сигналов с эталонами (моделями), хранящимися в кратковременной и оперативной памяти. При этом происходит явление согласования (при совпадении с эталоном) или рассогласования (при несовпадении) и, следовательно, закрепление данной функциональной системы или ее переформирование.
Основная концепция биологической обратной связи сводится к тому, что информация о собственном функциональном состоянии позволяет пациенту, спортсмену, оператору обучиться саморегуляции и модификации исследуемой или регулируемой функции (J.K. Allen, Е.В. Blanchard, 1980).
С помощью процедур биоуправления объекту с помощью внешней обратной связи подается информация о состоянии тех или иных физиологических процессов, что позволяет испытуемому научиться контролировать физиологические параметры и закреплять эти навыки с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. Весьма важным эффектом биологической обратной связи является повышение точности и дозировки (шкалирования) ощущений человека в процессе коррекции функциональной системы.
Информация с помощью биологических обратных связей может отображаться в виде самых разнообразных сигналов: от колебаний громкости или тональности звука, яркости свечения лампы, до движения стрелки по цифровой шкале. По этой информации и происходит регуляция функции и ее параметров. Таким образом, физиологическую основу биологической обратной связи составляет подача количественно измеряемой информации, которая может сравниваться и сопоставляться с текущим состоянием человека в последовательные промежутки времени.
- Под биологической обратной связью понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них.
- Одним из важных преимуществ аппаратных комплексов на основе метода БОС является то, что при его использовании человек является субъектом, который активно вмешивается в процесс коррекции и сам определяет уровень своего физиологического состояния и степень собственной активности, тогда как во взаимодействии с врачом он становится пассивным объектом вмешательства извне.
- Использование психофизиологического тренинга с использованием аппаратных комплексов на основе БОС помогает оптимизировать функциональное состояние и повысить адаптационные механизмы личности при психоэмоциональных стрессах.
- Проведенное эмпирическое исследование показало эффективность проведенного со студентами тренинга методом БОС.
- Результаты экспериментальной группы дают нам основание утверждать, что БОС является эффективным методом оптимизации при психоэмоциональном стрессе.
Список использованной литературы
1.Анколи К. Методологические вопросы в Альфа-БОС-тренинга / С. Анколи, Дж. Камия // Биоуправление и саморегуляция. -1978. – № 3. – С. 159-160.
2.Бейкер М Разработка стратегий для биологической обратной связи // УфнТермо. – 1977. – № 57(4). – С. 402-403.
3.Бутник С. М. Биологическая Обратная связь в подростков и взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник клинической психологии. – 2005. – № 61 (5). – С. 621-625.
4.Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-245с.
5.Камия Ж. Оперантный контроль ЭЭГ Альфа-ритма // Измененные состояния сознания. – Нью-Йорк: Вайли, 1969. –С.121.
6.Кара Д. Инструментальное изучение систолического артериального давления ответы curarized крыс: диссоциации сердечных и сосудистых изменений // Psychosom мед. – 1968. – № 30(5). – С. 489-494.
7.Каткин Е. С. Инструментальное кондиционирование, автономно опосредованное поведение: теоретико-методологические проблемы // Психология. – 1968. – № 70(1). – С. 52-53.
8.Киммел Х. Д. Инструментальное кондиционирование автономно опосредованной реакции в человеческих существ // Психология. – 1974. – № 29(5). – С. 325-326.
9.Крайбиг С. Д. Психофизиологические эффекты эмоционального реагирования на достижение цели // Психология.– 2010. – № 84(3). – С. 474-87.
10.Ланг П. Я. Избежание кондиционирования терапия грудного ребенка с хроническим ruminative рвота// J Abnorm Психология. – 1969. – № 74 (1). – С. 1-2.
11.Левек, Ж. Эффект биоуправления: обучение нейронных субстратов селективного внимания у детей внимания, гиперактивности и дефицита: функциональная магнитно-резонансная томография исследование // Неврология буквы. – 2006. – № 394. – С. 216-217.
12.Маринаци А. А. Электромиограммы нервно-мышечного перевоспитания // Бюл. Лос-Ангел. нервно соц. – 1960. – № 25. – С. 57.
13.Миллер Н. Висцерального обучения: недавние трудности с curarized крыс и значимые проблемы для исследования человека / Н.Миллер.- Чикаго: Альдина, 1974. –249с.
14.Рот М. Аверсивная ситуационные эффекты на Альфа отзывы обучения / М. Рот. - М.: Наука. – 1974.– 458с.
15.Сарджент С. Д. Применение аутогенной тренировки обратной связи в экспериментальном исследовании мигрени и головных болей напряжения // Головная боль. – 1972. – № 12. – С. 120-121.
16.Стерман Б. Основные понятия и клинические результаты в лечении эпилепсией с ЭЭГ оперантного кондиционирования // Клин Electroencephalogr. – 2000. – № 31 (1). – С. 45-55.
17.Штрифел С. Чехол для руководств по клинической практике для нейронной общей биологической обратной связи / С. Striefel // Биологическая обратная связь. – 2008. – № 36 (4). – С. 121-122.
18.Хардт Ж. Противоречивые результаты в ЭЭГ. Альфа-биоуправление исследования: почему амплитуда интеграции должны заменить процентов времени // Биоуправление и саморегуляция. – 1976. – № 1. – С. 63-75.
-
Камия Ж. Оперантный контроль ЭЭГ Альфа-ритма // Измененные состояния сознания . – Нью-Йорк: Вайли, 1969. –С.121. ↑
-
Камия Ж. Оперантный контроль ЭЭГ Альфа-ритма // Измененные состояния сознания . – Нью-Йорк: Вайли, 1969. –С.121. ↑
-
Рот.М. Аверсивная ситуационные эффекты на Альфа отзывы обучения / М. Рот.-М.: Наука. – 1974.– С.. 458. ↑
-
Хардт Ж. Противоречивые результаты в ЭЭГ. Альфа-биоуправление исследования: почему амплитуда интеграции должны заменить процентов времени // Биоуправление и саморегуляция. – 1976. – № 1. – С. 63. ↑
-
Анколи К. Методологические вопросы в Альфа-БОС-тренинга // Биоуправление и саморегуляция.- 1978. – № 3. – С. 159. ↑
-
Стерман Б. Основные понятия и клинические результаты в лечении эпилепсией с ЭЭГ оперантного кондиционирования // Клин Electroencephalogr. – 2000. – № 31 (1). – С. 45. ↑
-
5 Левек, Ж. Эффект биоуправления: обучение нейронных субстратов селективного внимания у детей внимания, гиперактивности и дефицита: функциональная магнитно-резонансная томография исследование // Неврология буквы. – 2006 – № 394. – С. 216. ↑
-
Кара Д. Инструментальное изучение систолического артериального давления ответы curarized крыс: диссоциации сердечных и сосудистых изменений // Psychosom мед. – 1968. – № 30(5). – С. 489. ↑
-
Миллер Н. Висцерального обучения: недавние трудности с curarized крыс и значимые проблемы для исследования человека / Н.Миллер.- Чикаго: Альдина, 1974. –С. 312. ↑
-
Киммел Х. Д. Инструментальное кондиционирование автономно опосредованной реакции в человеческих существ // Психолология. – 1974. – № 29(5). – С. 325. ↑
-
Kфткин Е. С. Инструментальное кондиционирование, автономно опосредованное поведение: теоретико-методологические проблемы /// Психология. – 1968. – № 70(1). – С. 52. ↑
-
Ланг П. Я. Избежание кондиционирования терапия грудного ребенка с хроническим ruminative рвота// J Abnorm Психология. – 1969. – № 74 (1). – С. 1. ↑
-
Сарджент С. Д. Применение аутогенной тренировки обратной связи в экспериментальном исследовании мигрени и головных болей напряжения // Головная боль. – 1972. – № 12. – С. 120. ↑
-
Maринаци А. А. Электромиограммы нервно-мышечного перевоспитания // Бюл. Лос-Ангел. нервно соц. – 1960. – № 25. – С. 57. ↑
-
Бейкер М Разработка стратегий для биологической обратной связи. // Уфн Термо. – 1977. – № 57(4). – С. 402. ↑
-
Штрифел С. Чехол для руководств по клинической практике для нейронной общей биологической обратной связи // Биологическая обратная связь. – 2008. – № 36 (4). – С. 121. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.105. ↑
-
Крайбиг С. Д. Психофизиологические эффекты эмоционального реагирования на достижение цели // Психология – 2010. – № 84(3). – С. 474. ↑
-
Бутник С. М. Биологическая обратная связь в подростков и взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник клинической психологии. – 2005. – № 61 (5). – С. 621-625. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.122. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.111. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.188. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.105. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.105. ↑
-
Говорушина Т.К. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы /Т.К. Говорушина, Ю.А. Даринский, И.А.Румянцев, В.А. Смирнов В.А.- Санкт-Петербург: Питер,2010.-С.105. ↑