Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Теоретические основы налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Банковский сектор играет значительную роль в налоговой системе страны в связи с его особым положением в экономической системе в целом и налоговом администрировании в частности. Банковская система является основной составляющей рыночной экономики, которая без нее не сможет существовать. По объему налоговых платежей, поступающих в бюджет, банки являются одними из наиболее крупных налогоплательщиков.

В Российской Федерации сегодня не предусмотрены какие-либо специальные налоги, уплачиваемые кредитными организациями, или налоговые режимы, применяемые ими. Кредитные организации уплачивают налоги в том же порядке, что и иные налогоплательщики. В то же время деятельность коммерческой организации имеет свою специфику и предопределяет отдельные особенности налогообложения, предоставления налоговых льгот и определения базы для исчисления различных налогов.

Налог на прибыль является одним из наиболее важных налогов, который уплачивают кредитные организации. Трудоемкость его определения и контроля обуславливается значением данного налога для деятельности кредитных организаций. Налог на прибыль оказывает значительное воздействие на процессы и итоги коммерческой деятельности этих организаций. Поэтому вопросы рассмотрения особенностей налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций требуют пристального рассмотрения.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций.

Задачи исследования:

- дать понятие и определить экономическую сущность налога на прибыль;

- рассмотреть общий порядок нахождения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций;

- дать характеристику кредитным организациям как особой группе налогоплательщиков налога на прибыль организаций;

- определить особенности признания доходов от осуществления банковской деятельности при расчете налога на прибыль;

- определить особенности признания расходов при расчете налога на прибыль;

- выявить проблемы, возникающие при налогообложении прибыли кредитных организаций и указать пути их устранения.

Объект исследования ‒ деятельность кредитных организаций.

Предмет исследования ‒ налогообложение кредитных организаций налогом на прибыль.

В работе были использованы работы известных теоретиков налогообложения, таких как Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова, Н.Ф. Зарук, З. И. Кругляк, Л. Н. Лыкова, В.А.Морозов, Л. И. Гончаренко, В.Ф. Тарасова, О.М. Лазурина, Н.И. Малис, К.В. Новоселов, В.Г. Пансков, М.Я. Погорелова, В.В. Семенихин. Работы данных авторов выпущены авторитетными издательствами, являются учебными пособиями и монографиями.


Нормативно-правовая литература включает в себя Кодексы Российской Федерации (Трудовой и Налоговый), федеральные законы, указания, письма и положения Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. В работе используются материалы судебной практики, а именно Определения Верховного суда Российской Федерации.

Статьи периодической печати представлены в работе научными журналами «Экономика и предпринимательство», «Фундаментальные исследования», «Инновационная наука», деловым журналом «Банковское обозрение», электронными периодическими журналами «Контентус», «Современные научные исследования и инновации», научно-практическими журналами «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», «Бухгалтерия и банки», «Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения».

В работе использованы статьи журналов различных издательств, например, «Банковское дело» ‒ журнал независимого российского издательства «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» ‒ журнал Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН), «Современные гуманитарные исследования» ‒ журнал издательства «Спутник+».

В работе были использованы студенческие работы, представленные на VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», а также научные работы IV Международной научной конференции «Экономическая наука и практика». Электронное издание http://glavkniga.ru предлагает готовые решения проблемных вопросов, вызванных изменениями в законодательстве. Каждый вариантов решения является наиболее удобным, безопасным и малозатратным.

Для характеристики налогообложения банковского сектора в работе были использованы аналитические и статистические данные, представленные на сайте Банка России (http://www.cbr.ru), а также статьи, представленные на сайте http://buhgalteria.ru ‒ сайте для бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, специалистов по кадрам. В статьях, представленных на сайте представлены вопросы налогообложения и бухгалтерского учета, формы и бланки отчетности, бухгалтерские новости, ежедневные материалы бухгалтерии и налогообложения на практике.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и заключения.


1. Теоретические основы налогообложения налогом на прибыль
кредитных организаций

1.1 Понятие и экономическая сущность налога на прибыль

Налог на прибыль организаций является одним из центральных прямых налогов, так как применяется ко всем без исключения организациям, находящимся на общей системе налогообложения. Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией при осуществлении своей хозяйственной деятельности [44, с.14-16]. Базовая ставка налога равна 20%, при этом 2% (3% в 2017-2020 гг.) перечисляются в федеральный бюджет, а 18% (17% в 2017-2020 гг.) ‒ в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога на прибыль организаций в той части, которая подлежит зачислению в доходы бюджета субъектов Российской Федерации, законами данных субъектов может быть снижена для некоторых налогоплательщиков. Налоговая ставка при этом не может быть меньше 13,5% (12,5% в 2017-2020 гг.), за исключением организаций, которые принимают участие в региональных инвестиционных проектах.

Проведя анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг., можно сказать, что приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в среднесрочной перспективе сконцентрированы на создании налоговой системы, которая будет обеспечивать бюджетную устойчивость государства [6].

Существующая в настоящее время система налогообложения исполняет свои центральные функции: контрольную, фискальную, поощрительную, распределительную (социальную) и регулирующую [46, с.61]. Во время кризисного периода особое значение приобретает распределительная (социальная) функция системы налогообложения, так как значительное расслоение общества по величине дохода является угрозой стабильности и тревожным сигналом для государства.

Важнейшим источником удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах общества в целом и каждого предприятия в отдельности является прибыль [50, с.16]. В связи с этим налог на прибыль имеет высокую фискальную значимость и регулирующий потенциал, что дает возможность государству создавать доходную базу региональных и федерального бюджетов, воздействуя одновременно на финансовые интересы хозяйствующих субъектов [45, с.38].


Важной фискальной особенностью налога на прибыль организаций является то, что экономическим основанием установления и уплаты налога на прибыль организации является финансовый результат, полученный организацией. Это обстоятельство обуславливает тот факт, что зачисление налога на прибыль в бюджет различных уровней во время наступления ухудшений макроэкономической конъюнктуры немедленно реагируют на изменение экономической ситуации (рисунок 1) [64, с.25-32].

Рисунок 1. Динамика налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2015 гг. Источник: Финансы России. 2016: Стат. сб./ Росстат. – М., 2016. – С.25-32.

В фискальной функции налога на прибыль проявляется общественное назначение налога ‒ снабжение государства нужными ему финансовыми ресурсами для выполнения своих функций. Налоговые органы, осуществляя фискальную функцию, в то же время осуществят и контрольную функцию, без которой сбор налогов невозможен вообще [37, с.10].

В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации доля налога на прибыль в 2013-2015 гг. росла, несмотря на кризисные явления, наблюдающиеся сегодня в экономике, которые повлияли на уменьшение в 2013 году части налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации с 10% до 8,5%. В 2015 году доля налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составляла 9,7%.

Реализуя распределительную функцию, налоги затрагивают и регулирующую функцию, так как государство перераспределением налоговых поступлений между субъектами экономической жизни исполняет регулирование расходов, доходов и потребления [43, с.107]. Регулирующая функция обнаруживается в налоговой политике, проводимой государством, в построении самой системы налогообложения, включающей в себя обусловленные льготные режимы налогообложения и уменьшения ставок налогов.

Налог на прибыль несет смысловую нагрузку, некоторая направлена на выполнение его главных функций. Так, стимулирующая подфункция налога на прибыль направленная на содействие развитие тех или других экономических явлений, осуществляется через систему налоговых освобождений и льгот, а также нахождения пониженных ставок для разных видов хозяйственной деятельности.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее ‒ НК РФ) содержит список организаций, которым могут быть даны льготы по налогу на прибыль организаций путем применения ими нулевой ставки [1]. Льготы в виде использования нулевой ставки определены для предприятий, выполняющих свою деятельность в области образования и/или медицины независимо от их формы собственности, предприятий, работающих в сельскохозяйственной отрасли, организаций, реализовывающих социальное обслуживание [48, с. 163].


Для того, чтобы иметь право пользоваться налоговыми льготами и преференциями, а также сохранить их в дальнейшем, организациям нужно соответствовать ряду требований, например, получить лицензию/сертификат, позаботиться о выполнении некоторых условий по количеству персонала, обеспечить достаточный оборот льготируемой деятельности и пр.

Также НК РФ предоставляет преференции для тех организаций, которые принимают участие в свободных, особых и иных экономических зон и региональных инвестиционных проектов [37, с.20]. Таким организациям предоставляется льгота в форме нулевой ставки по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет. Более того, для некоторых резидентов льготы по уплате налога на прибыль могут быть предоставлены и в части бюджета субъектов федерации. Это сделано для стимулирования развития предпринимательских структур в регионах.

Изменчивость доходов по налогу на прибыль влечет высокие риски недостаточной устойчивости бюджетных систем наиболее крупных промышленных территорий, чрезвычайно зависимых от такого источника дохода. Вместе с тем важнейшим фактором значительного сокращения сборов налоговых платежей по данному налогу являются действующие механизмы его администрирования и законодательного регулирования.

Практика показывает, что одной из основных проблем, связанных с администрированием налога на прибыль организаций, является существование различных подходов к определению прибыли в качестве экономической категории и прибыли, рассчитываемой для целей налогообложения, поэтому размер прибыли в качестве объекта налогового администрирования не равен величине прибыли, полученной в результате производственной деятельности [55, с.181].

Организации сегодня должны вести специальный налоговый учёт вместе с бухгалтерским учётом, что влечет за собой лишние издержки администрирования и приводит к возникновению налоговых споров, разрешение которых требует также предопределённых финансовых расходов [47]. В налоговом учете нет точности и достоверности, полноты отражения финансово-хозяйственных операций, что является достоинствами бухгалтерского учета. Концепция учета для целей налогообложения отталкивается от необходимости наиболее полного учёта всех затрат, произведенных налогоплательщиком [53, с.127].

Налог на прибыль, которая рассчитана по стандартам бухгалтерского учёта будет значительно больше текущего налога на прибыль, исчисленного к уплате согласно правилам налогового учёта. В связи с этим наиболее важной задачей сегодня представляется достижение наилучшей взаимной увязке налогооблагаемой прибыли и его экономического содержания, что должно стать приоритетным направлением при налоговом администрировании.