ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4215
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования
Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования
§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования
§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования
§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования
Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений
§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы
§ 4. Основы криминалистической профилактики
Глава 28. Методика расследования убийств
§ 1. Криминалистическая характеристика убийств
§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа
§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа
§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"
Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками
§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками
§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий
§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования
§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений
§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев
§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий
Глава 32. Методика расследования контрабанды
§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды
§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде
Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений
§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
§ 2. Выявление налоговых преступлений
§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций
§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами
Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности
§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности
§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах
§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса
§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса
§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования
§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе
Глава 36. Методика расследования экологических преступлений
§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений
§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций
§ 3. Первоначальный этап расследования
§ 4. Последующий этап расследования
Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации
§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации
§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ
§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети
Наибольшую ценность представляют обычно показания сотрудников соответствующих органов государственного надзора, которые по роду службы осуществляют контроль за окружающей средой, делают это систематически и квалифицированно. При допросе этих лиц следует выяснить, что, где и когда они наблюдали и фиксировали, какие вредные последствия происшедшего им известны, где находятся соответствующие документы. Если такие факты имели место и раньше, то какие меры по отношению к нарушителям предпринимались, каким образом устранялись выявленные нарушения.
Вторая группа свидетелей это лица из числа администрации и обслуживающего персонала предприятия, на котором произошел выброс вредных веществ. При этом следует иметь в виду, что среди свидетелей могут оказаться как лица, которые не причастны к произошедшему и возмущены имевшим место событием, так и прямые виновники экологического происшествия. Эта категория допрашиваемых наиболее полно осведомлена об обстоятельствах случившегося, поэтому к их допросам нужно тщательно готовиться.
Допрос необходимо начинать с тех, кто работал на данном участке, был очевидцем происшедшего события, но в случившемся неповинен, а потому может дать объективные показания. Для допроса заинтересованных лиц, в той или иной степени виновных в происшедшем событии, следователю необходимо располагать документами, фактами, показаниями их сослуживцев, с тем чтобы побудить, при необходимости, к даче правдивых показаний. Для этого он: знакомится с работой предприятия загрязнителя окружающей среды, изучает специфику производства, особенности конструкций и характера очистных сооружений, продумывает перечень вопросов, составляет развернутый план допроса. Для оценки показаний относительно технических и технологических особенностей предприятия-загрязнителя и своевременного пресечения попытки исказить действительность, пользуясь некомпетентностью допрашивающего, рекомендуется получить консультации специалистов в области природоохранной деятельности.
Таким образом, для раскрытия экологических преступлений, когда следователь на первоначальном этапе расследования не имеет материалов органа экологического контроля, решаются вышеперечисленные основные задачи: немедленное и квалифицированное проведение осмотра места происшествия; изъятие необходимых проб воздуха, воды, грунта и отдельных экземпляров флоры и фауны; выемка и изучение документов; назначение экспертизы и допрос свидетелей.
Своевременному раскрытию и расследованию экологических преступлений способствует тесное взаимодействие следователя с сотрудниками экологической милиции, с различными специалистами, экспертами-криминалистами и работниками местных комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, специалистами санитарно-эпидемиологического надзора. Они могут помочь в сборе криминалистически значимой информации о территории, пораженной экологическим загрязнением, очевидцах происшествия, потерпевших, последствиях загрязнения и его потенциальных виновниках.
Материалы административных проверок, проведенных сотрудниками комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического или ветеринарного надзора, инспекции рыбоохраны, региональных отделений Минздрава России, как правило, содержат установленные данные о факте загрязнения, его характере, последствиях, предприятиях-виновниках, а иногда и о конкретных лицах. Полученные материалы облегчают работу следователя, но ни в коей мере не заменяют следственного производства, не снимают с него обязанности решать вышеперечисленные задачи процессуальными средствами.
Материалы служебных расследований обязательно приобщаются к уголовным делам об экологических преступлениях, так как имеют доказательственное значение. Последовательность действий следователя в данной ситуации в основном аналогична рассмотренной выше.
По делам, связанным с экологическими преступлениями, у подозреваемых (обвиняемых) проводятся обыски. При этом изымаются орудия преступления, транспортные средства, если с их помощью было совершено посягательство, документы, отражающие сведения о фактах, относящихся к обстановке загрязнения водоемов или атмосферного воздуха, незаконной охоты, рыбной ловли, порубки деревьев и т.д. Проводятся также опознание, очная ставка, следственный эксперимент и другие процессуальные действия.
В целях установления причин и условий, способствовавших совершению экологических преступлений, важно установить недостатки в деятельности предприятия (организации) и должностных лиц. Для этого, как правило, требуется самое широкое использование специальных познаний в вопросах техники и технологии конкретного предприятия, о характере загрязнения и наступивших или могущих наступить экологически вредных последствий.
Литература:
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.
Пиндюр И.И. Организация и методика расследования незаконной охоты. Караганда, 1985.
Резван А.А. Предварительная проверка материалов по делам об охране природы//Актуальные вопросы советской юридической науки. Ч. 2. Саратов, 1978. С. 128, 129.
Селиванов Н.А., Скоромноков К.С. Расследование преступных загрязнений природной среды. М., 1994.
Справочник следователя. Выпуск второй. М., 1990. Гл. XVI.
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2) столкновение транспортных средств между собой;
3) опрокидывание транспортных средств;
4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;
2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.
Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин.
Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель автомобиль дорога окружающая среда". Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.
В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.
Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.
Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.
Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.
Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.
В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.
На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.
Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.
ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.
В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:
1. Каков характер ДТП было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы?
2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.
3. Кто виноват в случившемся?
4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями?
5. Каков механизм ДТП?
6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)?