Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Планирование и прогнозирование в финансовом управлении предприятием
1.1 Особенности реализации финансового планирования в компании
1.2 Принципы финансового планирования
Глава 2 Анализ организации финансового планировании в ООО «БасКо»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «БасКо»
2.2 Экономическая характеристика
2.3 Анализ механизмов планирования и использования прибыли в ООО «БасКо»
2.4 Анализ финансового планирования системы бюджетов ООО «БасКо»
Глава 3 Предложения по совершенствованию финансового планирования в исследуемой организации
Введение
Финансовое планирование – процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в планируемом году.
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции (товаров, услуг, работ, себестоимости продукции).
Разработка финансового плана дает картину развития предприятия. Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия через выбор субъектов финансирования, направление расходования денежных средств и обеспечивать рациональное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Объектом финансового планирования являются доходы и накопления, их формирование и распределение взаимоотношения со звеньями финансово-кредитной системы, фонды денежных средств, их формирование и использование, капитальные вложения и оборотные активы, планирование их объектов и источников финансирования, определение источников финансирования социальной и культурно-бытовой сфер предприятия.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы курсовой работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Целью курсовой работы является исследование сущности и целей финансового планирования в ООО «БасКо».
Исходя из определения темы и целей были сформированы следующие задачи курсовой работы:
-раскрыть основные механизмы планирования и прогнозирования в финансовом управлении предприятием и изучить особенности реализации финансового планирования в компании;
-выявить основные принципы финансового планирования и проанализировать организацию финансового планирования в исследуемой организации;
-исследовать действующие на предприятии органзационно-экономические механизмы управления и провести анализ действующих механизмов планирования прибыли в ООО «БасКо» и системы бюджетов, на основании этого предложить пути совершенствования финансового планирования в исследуемой организации.
В качестве объекта дипломной работы выбрана организация ООО «БасКо».
Предметом исследования – финансовое планирование и прогнозирование.
Методологической основой работы послужил системный подход к изучению вопросов, связанных с укреплением финансовой базы коммерческого предприятия.
Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового анализа и финансового менеджмента (Артеменко В.Г., Белендир М.В., Балабанов И.Т., Донцова Л.В., Крейнина М.Н., Грачев А.В., Ионова А.Ф.), управленческого учета (Вахрушина М.А. Николаева О., Шишкова Т.), управления и налогообложения прибыли (Беседина В.Н., Бланк И. А., Кузьминых А., Николаева С.А., Стажкова М.М.), экономики предприятия (Волков О.И., Руденко А.И. Сафронов Н. А.), а также данные финансовой отчетности предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Планирование и прогнозирование в финансовом управлении предприятием
1.1 Особенности реализации финансового планирования в компании
В современных условиях хозяйствования, непредсказуемости рыночных факторов и постоянно растущей конкуренции на первый план в управлении финансово-хозяйственной деятельностью выходит планирование вообще и финансовое в частности. Сегодня невозможно переоценить значимость этого элемента управления деятельностью компании.
Как правило, под планированием понимают процесс составления, рассмотрения и утверждения целевых количественных и качественных показателей и поиск путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде «дерева целей», характеризуют желаемое будущее и по возможности выражаются набором количественных показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления. Пример «дерева целей» планирования показан на рисунке 1.
Авторы Г. И. Пашигорева и О.С. Савченко, анализируя финансовое планирование в системе управленческого учета, справедливо замечают, что планирование в общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: [59,с. 98].
-постановка целей и задач;
-составление программы действий;
-выявление необходимых ресурсов и их источников;
-доведение планов до их непосредственных исполнителей и контроль за их исполнением.
Финансовое планирование предполагает формулирование путей и способов достижения финансовых целей компании. Финансовый план - это документ, отражающий способ достижения этих целей и увязывающий ее доходы и расходы.
Целью финансового планирования является максимизация собственности владельцев компании, т.е. увеличение богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать главный критерий для компаний, не имеющих рыночной цены, таких как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, товарищества различного вида. Главными критериями их деятельности считаются характеристики, придающие ценность любым финансово-хозяйственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений - повышение стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании. [9, с.98].
А.Ф. Ионова отмечает, что к задачам финансового планирования можно отнести: [9, с.105].
-проверку согласованности поставленных целей и их осуществимости;
-обеспечение взаимодействия различных подразделений компании;
-анализ различных сценариев развития деятельности и соответственно объемов инвестиций и способов их финансирования;
-определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
-контроль за финансовым состоянием компании.
Финансовое планирование основывается на следующих принципах:
-соответствие - финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных пассивов. Например, для приобретения товарно-материальных ценностей, используемых в производственном цикле, не рекомендуется использовать долгосрочные источники финансирования;
-потребность в собственном оборотном капитале - чтобы в прогнозном периоде компания была платежеспособна и независима в финансовом плане, нельзя планировать слабо «ликвидный баланс», т.е. сумма текущих активов (оборотных активов) должна превышать сумму текущих обязательств (краткосрочных кредитов и займов).
-достаточность денежных средств - предполагается постоянное наличие оптимального размера денежных средств для поддержания необходимого и достаточного уровня платежеспособности (абсолютной платежеспособности), если покупатель по какой-либо причине просрочит платежи;
-рентабельность капиталовложений - для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он способствует повышению рентабельности собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага;
-сбалансированность рисков - рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно осуществлять за счет собственных источников, например чистой прибыли;
-адаптация к потребностям рынка - для компании важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов;
-эффективность - предполагается отбор тех вариантов капиталовложений, которые генерируют оптимальную (предельную) рентабельность при допустимом уровне риска.
Процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждом его этапе влияют на развитие компании. Точно предвидеть будущее практически невозможно, поэтому планирование должно быть непрерывным и итеративным (необходимо постоянно учитывать вновь поступающую информацию). Например, при финансовом планировании с периодом в один год в декабре утверждают планы на год с января по декабрь, через месяц - на год с февраля по январь, а в феврале - на год с марта по февраль следующего года и т.д. Рекомендуется составлять несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.
При подготовке плана нужно учитывать:
- наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования рынка по объему, структуре и качеству продукции, технические, технологические и кадровые особенности);
- стимулирующую роль плана для работы финансового менеджера;
- условность любых планов из-за неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальных масштабах.
Организация текущего планирования зависит от размера компании. На малых предприятиях может не существовать разделения управленческих функций, и руководители имеют возможность самостоятельно заниматься финансовым планированием либо пользоваться услугами квалифицированных специалистов в области планирования. В крупных компаниях работа по составлению финансовых планов должна производиться децентрализованно, снизу вверх.
Чтобы процесс планирования достиг результатов, которых от него ожидают - подготовка основных документов, содержащих реальные цифры, необходимо его соответствующим образом подготовить. Под подготовкой этого процесса понимается:
-создание структур, отвечающих за его организацию;
-составление нормативных документов, стандартизирующих проектные формы, сбор и сопоставление данных, проверку информации и представление отчетов. По сути дела, это стандарт компании, подробно описывающий политику, организационную структуру, разделение ответственности и власть. В стандарте прописывается то, что нужно делать, как и в какой форме;
-создание комитета по бюджету. Это обычно составленная из руководителей среднего звена консультативная группа, занимающаяся тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, разработкой рекомендации, разрешением разногласий и корректировкой деятельности компании.
Рассмотрим механизмы формирования планов.
В рамках формирования финансового плана составляются бюджеты по отдельным статьям затрат.
Руководители подразделений непосредственно вовлечены в деятельность своих подразделений и знают ее досконально, поэтому они являются важными участниками разработки бюджета.
Специалисту по продажам необходимо спроектировать будущие объемы продаж товаров или услуг и цены реализации, а также прибыль в зависимости от региона и покупателя. Далее он должен рассчитать соответствующие затраты: заработную плату, комиссионные, затраты на продвижение товара, транспортировку, представительские расходы.
Специалист по производству ответствен за качество производимой продукции, увеличение или уменьшение объемов производства, составление расписания работ, управление рабочими, нахождение наилучших методов организации производства, ремонт и замену оборудования. Он также должен установить необходимый уровень брака на основе практического опыта.
Данный специалист проектирует будущие затраты на производство и затраты на единицу продукции. Он должен составить график работ так, чтобы поток работ не прерывался, и принимать во внимание принципы взаимовлияния производственных затрат.
Специалист по качеству оценивает качество продукции, выявляет проблемы и причины их возникновения, формулирует требования по контролю качества.
Специалист по закупкам рассчитывает закупки в физических и стоимостных объемах, при этом закупки могут быть спланированы по отдельным поставщикам. Планируются затраты на заработную плату, аренду, поставки.
Специалист по кадрам ведет регистрацию данных по персоналу, рассчитывает и анализирует производительность, включая причины невыхода на работу, и определяет потребность в кадрах как в количестве специалистов, так и в расходах на оплату труда.
Специалист по кредитному контролю отвечает за увеличение объема продаж путем расширения возможностей получения кредита (если это оправдано) при одновременном уменьшении безнадежных счетов.
Чтобы отслеживать изменения в объемах производства и продаж, должна существовать возможность корректировать цифры плана (бюджета), выявлять потенциальные проблемы и решать их.