Файл: Особенности скульптуры в эпоху Античной Греции (Академическая скульптура и пластическое моделирование).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Какова история ранней греческой скульптуры?
Была Ли Греческая Скульптура В Первую Очередь Религиозной?
Почему греческая скульптура развивалась быстрее в архаический период?
Каковы особенности архаической греческой скульптуры?
Были Ли Нарисованы Греческие Скульптуры?
Каковы основные виды классической греческой скульптуры?
Каковы особенности классической греческой скульптуры?
Кто самые известные классические скульпторы?
Какова самая известная греческая архитектурная скульптура классического периода?
Каковы самые известные греческие статуи классического периода?
Что происходило в греческом мире в эллинистический период?
Какие изменения внесла эллинистическая греческая скульптура?
Каковы основные характеристики эллинистической греческой скульптуры?
Каковы самые известные греческие статуи эллинистического периода?
Скульптурные материалы в Древней Греции
Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Британский Музей, Лондон
США
Институт искусств Чикаго
Художественный музей Карнеги (Питтсбург)
Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
Художественный музей округа Лос-Анджелес
Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Наши знания о древнегреческой скульптуре
Монументальная скульптура в Древней Греции началась около 650 года до н. э., и примерно к 600 году до н. э. была основным элементом в греческом искусстве с установленным и растущим рынком. Он снабжал культовыми фигурами богов, посвящениями в святилищах, памятниками, стоящими над могилами, архитектурными украшениями, а в конечном итоге статуями и рельефами для богатых частных домов. От всего этого осталось сравнительно мало: многое погибло от естественных причин, но еще больше было уничтожено преднамеренно в Средние века. Причиной этого обычно было не религиозное рвение, а ценность мрамора как сырья для извести и бронзы для лома, так что для того, чтобы выжить, скульптура должна была быть вне поля зрения и досягаемости.
Таким образом, мы имеем образец, неравномерно распределенный по времени, типу и качеству. Архитектурная скульптура, все еще остававшаяся на месте, вряд ли была убрана и, когда здание рухнуло, могла быть погребена под массой каменной кладки. Независимые рельефы, особенно надгробия, были склонны падать и, если они были покрыты, забывались; и любая плита, вырезанная в низком рельефе, могла быть повторно использована в качестве структурного блока. Отдельно стоящие статуи имели меньшие шансы, так как они были менее вероятно достаточно скрыты обломками, особенно в густонаселенных местах. Металл, конечно, стоил того, чтобы копать, и поэтому менее десятка греческих бронз оказались достаточно полными, некоторые из них были извлечены из моря. Что касается мрамора, то работы архаического периода сохранились лучше всего; будучи менее почитаемыми, он был менее тщательно сохранен поздними греками и римлянами и поэтому мог быть потерян до начала периода разрушения, а также есть большой тайник из Афинского Акрополя, где большая часть скульптуры, которую персы сломали в 480-79 годах, использовалась в качестве заполнения во время последующей реставрации.
С другой стороны, римское искусство предоставляет нам изобилие копий популярных греческих скульптур как классической, так и эллинистической эпох. Эти копии, некоторые Позднеллинистические, но в большей степени римские, мешают, а также помогают наслаждаться и изучать греческую скульптуру. Хотя переписчики фиксировали точки путем измерения, точки были гораздо более редкими, чем те, которые используются в современной практике, а промежуточные пространства и детали были вырезаны от руки и обычно без особой тщательности, что можно увидеть при сравнении различных репродукций одного и того же оригинала.
В целом копии довольно надежны для позирования, но в основном настолько жестки и нечувствительны в их обработке поверхности, что они чаще отталкивают, чем интересуют непредубежденного зрителя; и с более тонкими примерами возникает проблема, не могли ли переписчики также быть творческими. К сожалению, в оригинале сохранилось очень мало первоклассных классических статуэток или тех, которые относятся к эллинистическому периоду греческой скульптуры, а те, которые известны через копии, гораздо более многочисленны, так что копии являются существенной ссылкой в любом стилистическом обзоре греческой скульптуры.
Помимо сохранившихся оригиналов и копий есть еще один источник информации в остатках греческой и латинской литературы. Плиний Старший (римский автор, 23-79 гг. н. э.) включает непрерывный отчет о греческой скульптуре в Naturalis Historia, которую он составил примерно в середине первого века н. э., В то время как Павсаний столетие спустя упоминает многие из работ, которые он видел, путешествуя вокруг для его описания Греции. Кроме того, есть случайные ссылки на скульпторов и скульптуры других авторов. Павсаний был совершенно некритичен, точно передавая то, что ему говорили, но он больше интересовался мифологией, чем искусством. Рассказ Плиния, главным образом из вторых рук, состоит из красочных, но ненадежных анекдотов, списков скульпторов и их наиболее известных работ, а также ряда стилистических суждений, которые, вероятно, были взяты у греческого критика III века с хорошим и тонким знанием классической скульптуры (около 500-323 до н. э.), но не архаической скульптуры (650-500 до н. э.).
На практике наше понимание развития греческой скульптуры зависит от стилистического анализа сохранившихся произведений, подкрепленного набором дат из исторических записей и надписей. Наиболее важными из этих дат являются захват персами Афинского Акрополя в 480 году, что дает нижний предел для работ, которые они повредили; завершение строительства храма Зевса в Олимпии не позднее 456 года; скульптурное оформление Парфенона, выполненное последовательно с 447 по 432 год; Ника Паиония, заказанная около 420 года; надгробие Дексилея, убитого в Коринфе в 394 году; строительство мавзолея, которое продолжалось в 350-х годах; украшение большого алтаря в Пергаме, который, вероятно, относится к началу 2-го века; разрушение Делоса в 69 году; и посвящение Ara Pacis Augustae в Риме в 9 году до нашей эры.
Современное состояние знаний о древнем искусстве в Греции очень неравномерно. Для архаического периода, где у Плиния нет списков, отвлекающих внимание студентов, изучение стиля произвело вполне правдоподобную эволюцию, как и для классического периода - вопреки Плинию-почти до конца V века; но даже здесь эксперты склонны расходиться во мнениях на целых двадцать лет относительно датировки отдельных произведений. Четвертый век неясен, что бы ни говорили учебники, а эллинистический период еще более неясен, за исключением, пожалуй, его конца. Хотя со временем должно быть больше точности о тенденциях, кажется, что у нас никогда не будет достаточно материала, чтобы понять личности греческой скульптуры, но это не остановит многих студентов, которые остаются преданными своей Естественной истории.
Подробнее о влиянии греческой скульптуры на художников 20-го века см.: классическое Возрождение в современном искусстве (1900-30).
Скульптурные материалы в Древней Греции
Основными материалами для греческой скульптуры были камень (особенно мрамор) и бронза - известняк, терракота и дерево были намного хуже - и было несколько известных примеров резьбы по слоновой кости, особенно хриселефантиновые статуи, сделанные Фидием из золотой обшивки и слоновой кости, установленной на деревянном ядре.
Мрамор, который использовался с самого начала, встречается в нескольких местах в Эгейском море и вокруг него, хотя и не в Южной Италии и Сицилии. Греки любили белые, от средних до мелкозернистых сортов, с гораздо большим блеском, чем Каррара (или Луна), позже эксплуатируемая римлянами и все еще знакомая на кладбищах Западной Европы. Известняк, который классические археологи часто называют "порас", в изобилии встречается в большинстве греческих земель, и некоторые из них очень хорошего качества; это был самый распространенный камень для статуй в седьмом веке, но впоследствии считался авторитетным только для архитектурной скульптуры в таких местах, как Сицилия, где мрамор был слишком дорогим. Терракота также была экономичным материалом для архитектурных работ, особенно антефиксов и акротерий. Дерево, конечно, имело мало шансов выжить, и, судя по древним записям, никогда не использовалось регулярно для законченной скульптуры, хотя, возможно, формы для бронзовых статуй были сформированы на деревянных фигурах. Бронза не была важна до второй половины шестого века, когда ковка листового металла была заменена полым литьем, но к началу пятого века она была предпочтительной средой для большинства типов свободно стоящих статуй (хотя и не для рельефов и архитектурной скульптуры). Хризелефантовые статуи, которые были слишком дорогими и, возможно, слишком легко повреждались, чтобы быть обычными, восходят, по крайней мере, к середине VI века: они ценились особенно как культовые изображения в храмах. Есть и другие примеры, также нечастые, сочетания материалов: некоторые большие статуи были "акролитиевыми", то есть из камня для плоти и дерева для других частей, и иногда волосы мраморных статуй были завершены лепниной.
Греческая скульптура была цветной, как и большинство скульптур до Ренессанса, и действительно, если бы древние мраморные статуи, которые были найдены и восхищались в то время, сохранили свою краску, более консервативные из нас, вероятно, все еще ожидали бы окраски скульптуры. О деталях греческой живописи из мрамора, а также известняка и дерева, наша информация неоднородна. Для шестого века находки на афинском Акрополе дают хорошие образцы, и есть более поздние саркофаги из Сидона и Этрурии, где цвета хорошо сохранились, но обычно нам везет, если у нас есть следы даже границ окрашенных областей. На терракоте краска сохранилась гораздо лучше, так как она была обстреляна, но, к сожалению, из-за стрельбы диапазон цветов был ограничен и довольно сырой. Существует также трудность в том, что в результате химического воздействия некоторые цвета могут изменяться - в частности, синий иногда превращается в зеленый - и красный, который является наиболее стойким пигментом, иногда может служить подшерстком. Тем не менее можно утверждать, что глаза, волосы, губы и соски регулярно (а иногда и щеки) окрашивались, что женская плоть оставалась в естественной белизне мрамора или только слегка окрашивалась, что мужская плоть часто окрашивалась в теплый коричневый цвет, и что драпировка обычно была полностью закрашена, если только одежда не оставалась белой для контраста. В целом, вплоть до IV века, наблюдался непрерывный прогресс в направлении более тонкого и более естественного окрашивания, хотя позже стало более распространенным, чтобы волосы были позолочены.
При таком вкусе к полихромии неудивительно, что греки были готовы добавить в металл такие аксессуары, как серьги и оружие - насколько обширно можно судить по отверстиям, просверленным для их крепления. Результатом всего этого было сделать древнюю скульптуру гораздо более живой, наиболее очевидно давая зрение глазам. Трудно вычислить эффект драпировки, но иногда композиция должна была быть уточнена или усилена контрастным цветом, как на Нике Паиониоса (около 420 г. до н. э.), где одно бедро было обнажено, а другое прикрыто. На рельефах фон был окрашен в красный или синий цвет, а на фронтонах-в синий. Что касается бронзы, то греческий вкус предпочитал держать ее блестящей, а патинирование (зеленый или коричневый блеск) было признаком пренебрежения, хотя в римский период некоторые коллекционеры считали патину свидетельством древности. Глаза регулярно заполнялись пастой или каким-то другим веществом, а губы и соски часто инкрустировались медью или серебром, но эксперты до сих пор спорят, были ли волосы и другие области искусственно затемнены или даже окрашены. Поэтому, когда вы смотрите на греческую скульптуру, стоит приложить усилия, чтобы вспомнить, что в ней было больше, чем форма.
Греческие Скульптурные Методы
Для рельефов естественно нарисовать предмет на подготовленной поверхности и работать с этим эскизом, но до самого эллинистического периода греческие мраморные скульпторы не использовали подробные модели при резьбе статуй, или Поэтому это можно разумно вывести из готовых и незаконченных работ. Во - первых, только в прошлом веке до нашей эры появились следы какой - либо системы наведения-метода, с помощью которого положения, определенные на модели, переносятся точно на блок, из которого должна быть вырезана конечная статуя, - и даже тогда точки были достаточно далеко друг от друга, чтобы оставить большие площади для свободной резьбы. Во-вторых, в педиментальной скульптуре, где по крайней мере отношения фигур должны были быть точно спланированы заранее, различные скульпторы команды могли развивать драпировку своих фигур по своему выбору; это очень ясно видно на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии, где на некоторых фигурах обработка складок старомодна, а на других несогласованно прогрессивна.
Из тождества стиля с мраморными статуями бронзовые статуи также должны были обычно зависеть от резьбы, по-видимому, здесь предварительной фигуры, и едва ли до второго века в законченной работе есть какое-либо предположение о том текучем виде лепки, который поощряется мягкой глиной или воском. Более удивительно, что в терракотах нет такого пластического моделирования. Очевидно, греческая скульптурная традиция была основана и закреплена резьбой.
Сохранившиеся оригиналы, которые были оставлены на различных этапах прогресса, показывают, что обычная процедура резьбы мраморной статуи состояла не в том, чтобы закончить одну часть за один раз (как обычно происходит с указанием от масштабной модели), а в том, чтобы работать вокруг фигуры поэтапно. Это означало, что скульптор мало что мог безопасно передать помощнику и что ему постоянно напоминали о действии целого, когда он имел дело с деталями. Вероятно, он начал с того, что начертил контуры своей фигуры на всех четырех сторонах блока. Это было бы достаточно практично с незамысловатыми, четырехугольными позами, которые были обычными для скульптуры до четвертого века.
Затем он удалил лишний камень в пределах дюйма или около того от предполагаемой конечной поверхности, используя сначала кирку и сверло,а затем все чаще удар. Затем последовали грубые очертания фигуры с острием, тонкий удар, который можно было распознать по оставленным на нем ямкам, и неудобные полости (например, пространство между рукой и телом или глубокие складки драпировки) были частично выдолблены сверлом. Сверло, которое имело круглое долото для своего бита, использовалось двумя способами: либо для сверления одиночных отверстий или серии отверстий, либо (как "бегущее" сверло), идущее наклонно вперед, чтобы вырезать борозду. Метод бегущей дрели, по-видимому, был изобретен немногим, если вообще был изобретен, раньше 370-х годов до н. э. и, поскольку он экономил рабочую силу, вскоре стал очень популярным.
Следующим и наиболее решающим этапом резьбы было детальное моделирование поверхности с помощью долот различных типов-зубила когтя (которое, по-видимому, было изобретено около 560 года до н. э.), плоского долота и круглого долота. Эти стамески использовались как наклонно, так и вертикально, как и острие, и обычно с короткими, мягкими ударами.
После моделирования поверхность была разглажена рашпилем подходящей формы и калибра, а затем последовало более тонкое сглаживание абразивами, вероятно, наждачной стружкой и порошком, а затем порошковой пемзой. Это сглаживание не производило высокого блеска многих римских и недавних скульптур. Для глянцевой отделки поверхность должна быть отполирована более мелкими абразивами, такими как шпатлевка или румяна. Наконец, статуя была расписана - начиная с 500 года до н. э., в технике энкаустики - и все металлические аксессуары были прикреплены.
Для рельефов процедура была почти такой же. Сначала предмет должен быть набросан на подготовленном блоке. Затем контур вырезали, на более глубоких рельефах часто сверлом, а после этого последовательно использовали острие, долото, рашпиль и абразивы. Как правило, греческие скульпторы рельефов вырезали часть не намного дальше от передней плоскости, чем требовалось для эффективного моделирования этой части. Таким образом, фон имеет тенденцию не быть ровным, а глубина, на которой устанавливаются фигуры и части фигур, определяется скорее оптическими, чем естественными отношениями.