Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Будучи одним из основных социальных институтов, образование удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития.
По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества. Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования в значительной степени снижает уровень доверия к органам государственной власти, негативным образом сказывается на уверенности граждан в завтрашнем дне. Следует учитывать, что представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.
Субъективное право человека на образование можно определить, как гарантированную государством возможность человека участвовать в непрерывном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с целью реализации своей потребности в знаниях, способствующих жизнеобеспечению. Рассматриваемое право является неотъемлемым (неотчуждаемым), его нельзя передать другому лицу или наследовать, от него нельзя отказаться.
Субъект этого права не может отчуждать его в силу того, что оно неотделимо от личности носителя, так как выражается в обладании личностью физической, нравственной и духовной целостностью. Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным разделам юриспруденции: теории государства и права, конституционному праву Российской Федерации, международному, административному праву, образовательному и военному законодательству. Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании, в этом, и состоит актуальность данной темы.
Цель работы - изучение конституционного права граждан на образование.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: изучить историю права на образование; изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации; изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование; провести характеристику законодательного регулирования образования как важный элемент реализации конституционного права; проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование; изучить современный этап развития конституционных прав граждан на образование.
Объект исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе конституционно-правового регулирования в области реализации права граждан на получение профессионального образования.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация комплексного института, гарантирующего реализацию права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации.
1. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование, история права на образование.
Многомерность, многоликость, многообразность права обусловливают возможность и необходимость его осмысления под разными углами зрения. Традиционным является выделение двух различных сторон права - субъективной и объективной; причем первая из них (субъективное право) исторически предшествует второй (объективному, или позитивному), поскольку «первородное чувство права», «исконное для человека правовое чувство предшествует и во многом предопределяет позитивное право». Право в субъективном смысле есть субъективные права (права человека); их содержание следует рассматривать конкретно-исторически, поскольку существующий современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях, - результат длительного исторического развития.
Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула закона Российской Федерации «Об образовании»); право на образование - право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.
По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX-XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека - к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще - к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.
Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26); Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13); Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года.
В них содержатся: основы международно-правовых стандартов права на образование: обязательность и бесплатность начального образования, открытость и доступность для всех среднего образования (как общего, так и профессионального), доступность для всех высшего образования на основе равенства в зависимости от способностей каждого, свобода родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями; меры, которые нужно принять государствам, подписавшим эти акты, для реализации права на образование: поощрение и интенсификация элементарного образования, активное развитие сети школ всех ступеней, поощрение стремления к получению образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ, обеспечение в государственных учебных заведениях равной ступени равного уровня образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий, доступность информации и материалов в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий; приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами.
Подчеркивается также, что отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством. Все более распространено мнение, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное.
О конституционно-правовом масштабе права на образование в России, возможно, рассуждать применительно к советской эпохе. Приведшие же к устранению абсолютизма и введению конституционного строя замечательные документы начала XX в. - Манифест 17 октября 1905 года, основные государственные законы в редакции 23 апреля 1906 года (зачастую характеризующиеся как первая российская конституция) - декларировали гражданские и отдельные политические права и свободы и, следовательно, права на образование не содержали.
Вообще для императорской России данный вопрос может быть охарактеризован как проблема доступа к образованию. Так, анализируя возможность получения университетского образования - вершины имперской образовательной пирамиды, следует отметить, что законодательство XVIII в. имело незначительные ограничения, что объясняется существенной рецепцией европейского опыта и традицией всесословного образования.
Утвержденный императором проект об Академии наук с университетом и гимназией не содержал сословных ограничений, регламентом Академии наук и художеств 1747 года в академический университет допускались все лица, кроме положенных в подушный оклад: по утвержденному проекту об учреждении Московского университета 1755 года студентами не могли быть только крепостные.
Университетские уставы начала XIX в. также не содержали сословных ограничений, требуя лишь необходимый уровень знаний; оговаривалось только, что при поступлении необходимо представить правлению университета свидетельство об окончании гимназии (для необучавшихся в гимназии устанавливался экзамен в специальном университетском комитете) и свидетельство о состоянии.
Историограф Министерства народного просвещения Рождественский Сергей Васильевич (1868 - 1934 гг.) отмечал, что при подготовке университетских уставов в Главном правлении училищ высказывалось пожелание о законодательном закреплении нормы о допуске в университеты лиц только свободного состояния; в результате обсуждения это пожелание было отвергнуто, чтобы не подать повода в чужих краях «для неприятных заключений и толков».
В соответствии с Общим уставом российских императорских университетов 1863 года, инициатива в вопросах приема была предоставлена университетским советам, разрабатывавшим правила. Сословных ограничений в них уже не было; подробно регламентировались необходимый уровень знаний, приобретение образования низшего звена (в гимназиях) и т.д. Проблема доступа к образованию, особенно высшему, была актуализирована на рубеже XIX-XX вв. в связи с подъемом революционного движения, обострением «женского вопроса» в образовании.
Отчасти потребности женщин в высшем образовании пыталась удовлетворить негосударственная, альтернативная школа; но, как известно, ее дипломы в отличие от государственных вузов не давали служебных прав и преимуществ.
Заметим также, что возможность получения высшего (университетского) образования показана в качестве одного из примеров, и лишь ограниченные параметры статьи не позволяют охарактеризовать проблему доступа к другим ступеням и отраслям образования в дореволюционной России.
Начало конституционного закрепления права на образование связано с принятием Конституции РСФСР 1918 года. Соответствующий ее раздел о правах человека - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в специальных исследованиях оценивается весьма критически; отмечается, что в ней не содержалось даже элементарных прав, минимума гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав человека. Статья 17 Конституции РСФСР, тем не менее, в качестве одной из задач государства провозглашала предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования рабочим и беднейшим крестьянам «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям».
Советские Конституции 1936 года и 1977 года (ст. 12 и 45 соответственно) гарантировали гражданам СССР право на образование. В современной России оно обеспечено статьей 43 Конституции Российской Федерации 1993 года, положения которой соответствуют международным стандартам в сфере образования.
Так, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования (в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях). При этом признается обязательность основного общего образования, получение которого контролируют родители и лица, их заменяющие.
2. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование. Право на образование - одно из прав человека.
Человечество, входя в 21 век, формирует новые взгляды на общепризнанные ценности, принципы межличностных отношений, роль человека и его производственную деятельность. Многократно возрастает роль образования. К нему предъявляются новые требования. Оно становится необходимым условием благополучия человека. Уровень права граждан на образование становится фактором, определяющим уровень развития общества.
В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что «образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса.