Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира». Выводы, к которым мировое сообщество пришло только в последние годы, в России всегда были «само собой разумеющимися» принципами государственной политики в области образования. Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции Российской Федерации.
Статья закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях.
Конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой - обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.
Анализ норм Конституции Российской Федерации, касающихся прав граждан на образование, приводит профессионалов к целому ряду недоуменных вопросов. В то же время, Конституцией Российской Федерации провозглашается общедоступным среднее профессиональное образование, которое никогда не было общедоступным, не является общедоступным сейчас и не рассматривается на ближайшие годы целесообразность постановки такого вопроса, не говоря уже о невозможности реализации этой нормы чисто практически по целому ряду весомых аргументов, в том числе и социального порядка.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу конституционного права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Такой правовой нормы в обществе ранее не было, она не выполнятся сейчас и не может быть выполнена в ближайшие годы.
Вызывает вопрос и исключение из прав граждан возможности получения бесплатно на конкурсной основе послевузовского профессионального образования. Возникла проблема, как быть в сложившейся законодательной ситуации с полной средней школой, профессионально-техническим училищем и аспирантурой, с детским садом и техникумом. В настоящее время сложилось критическое положение с реализацией права граждан на образование.
Об этом свидетельствуют: крайне недостаточное и несвоевременное финансирование образовательных учреждений из бюджетов всех уровней (из защищенных статей бюджета финансировались практически только заработная плата и стипендии); массовая утечка высококвалифицированных кадров из системы образования; эксплуатация материально-технической базы образовательных учреждений без последующего ее восстановления (т.е. фактическое ее разрушение); появление на улицах сотен тысяч не учащихся и неработающих подростков, пополняющих ряды преступного мира; небывалое падение нравственности в обществе; угроза пересмотра положений Закона Российской Федерации «Об образовании» с целью лишения образования законодательно зафиксированных приоритетности и размеров ставок и окладов педагогов.
Катастрофический ход событий, а это подтверждается резким ростом забастовок, требует незамедлительных активных действий со стороны законодателей по защите российской системы образования. Необходимо учитывать, что образование затрагивает интересы почти каждого второго жителя России, ибо сегодня в системе образования работает более 6 миллионов человек, а обучается - свыше 30 миллионов! (для сравнения: число граждан, занятых в промышленности - около 20 миллионов, в сельском хозяйстве - 10,3 миллиона, в строительстве - 7,1 миллиона человек).
Таким образом, можно зафиксировать, что разработка и принятие законов в области образования является жесткой необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан на образование. Комитет в своей законотворческой деятельности в области образования руководствуется следующими принципами.
Позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии экономики и возрождении России возможны только на базе реального повышения образовательного уровня населения.
Фактический уровень российского образования по основным параметрам, в том числе и по качеству образования, в последние десятилетия отнюдь не уступал западным школам. Поэтому стратегия развития образования России должна строиться на мощном фундаменте отечественных достижений. Не копировать механически образцы зарубежных образовательных технологий, а идти вперед, внимательно изучая и, при необходимости, творчески используя положительный опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Государство должно поддерживать все виды и формы образования, в том числе и негосударственные образовательные учреждения, но не за счет какого-либо ущемления государственных или муниципальных образовательных учреждений.
Негосударственные образовательные учреждения должны дополнять систему образования России в части расширения и повышения качества образовательных услуг, оказываемых населению.
Следует не только сохранять, но и развивать ныне действующую систему государственного образования. Поэтому приватизацию государственных образовательных учреждений, под какими бы предлогами она не преподносилась, в том числе и многоучредительства, необходимо запретить.
3. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование.
Государственный стандарт общего образования (далее - государственный образовательный стандарт) устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования, нормативных сроков его получения и его результатов.
Государственный образовательный стандарт включает в себя: базовое содержание начального общего, основного общего и полного общего (среднего) образования, структурированное по различным образовательным областям (учебным предметам); нормативные сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников начального общего, основного общего и полного общего (среднего) образования.
Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию. В пределах, определяемых государственным образовательным стандартом, государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального, основного и полного (среднего) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.
Государство гарантирует финансирование обучения граждан, получающих общее образование в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также при семейном образовании, самообразовании и экстернате, на уровне установленных в соответствии с настоящим федеральным законом нормативов бюджетного финансирования.
Государственный образовательный стандарт обеспечивает: единство образовательного пространства в Российской Федерации; право граждан на многообразие образовательных возможностей, на выбор объема содержания и уровня образования; академическую мобильность обучающихся (возможность выбора и смены образовательных учреждений); устранение перегрузок обучающихся (ограничение объемов учебных нагрузок обучающихся и предъявляемых к ним академических требований) и сохранение их физического и психического здоровья; право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных требованиях к содержанию общего образования и к результатам обучения; преемственность уровней образования (возможность беспрепятственного продолжения образования на всех уровнях общего образования, возможность продолжения образования на различных уровнях профессионального образования); основу объективной оценки уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; основу объективной оценки деятельности общеобразовательных учреждений; основу для разработки и оценки учебных программ и учебников; Государственный образовательный стандарт в части, определяющей базовое содержание образования и требования к уровню подготовки выпускников состоит из федерального, регионального (национально-регионального) и школьного компонентов.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта задает единое для всех субъектов федерации базовое содержание образования (в отношении содержания общего образования, требований, предъявляемых к выпускникам его различных ступеней и к образовательным учреждениям). На ступени полного общего (среднего) образования федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном.
Базовое содержание общего образования включает в себя систему педагогически адаптированных основ и элементов культуры (в ее социальном, познавательном, технологическом, эстетическом, этическом, творческом аспектах), определяемую общественными и государственными требованиями к результатам общего образования.
Базовое содержание общего образования должно обеспечивать полноценное образование, личностное развитие и социализацию обучающихся с учетом традиций отечественной и мировой школы, состояния общества и тенденций его развития.
Образовательное учреждение обязано обеспечить для обучающихся возможность освоить базовое содержание общего образования. Базовое содержание общего образования структурируется по образовательным областям (учебным предметам) и реализуется в образовательном процессе набором учебных предметов либо интегрированными курсами.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта задает базовое содержание общего образования по следующим образовательным областям: русский язык и литература; обществознание (включая историю, введение в экономику и право); математика (включая алгебру, геометрию); естествознание (включая физику, химию, географию, биологию, астрономию); иностранный язык; искусство (включая изобразительное искусство, музыку, основы мировой художественной культуры); технологии (материальные и информационные); физическая культура.
Профильное содержание общего образования на ступени полного общего (среднего) образования включается в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Для освоения государственного образовательного стандарта отводится не менее 11 000 учебных часов.
Для освоения федерального компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 75% от общего количества учебных часов, выделенных на освоение государственного образовательного стандарта, в том числе для освоения профильного содержания общего образования на ступени полного общего (среднего) образования - не менее 500 учебных часов.
Для освоения регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 10 процентов от общего количества учебных часов, предусмотренных на освоение государственного образовательного стандарта. Для освоения школьного компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 10 процентов общего количества учебных часов, предусмотренных на освоение государственного образовательного стандарта.
При этом занятия, составляющие школьный компонент, в каждом общеобразовательном учреждении организуются по выбору и заявлению обучающихся (их законных представителей), с учетом возможностей общеобразовательного учреждения.
Порядок использования школьного компонента определяется администрацией общеобразовательного учреждения по согласованию с органами самоуправления общеобразовательного учреждения.
Продолжительность обучения по программам общего образования устанавливается настоящим федеральным законом. Общее образование, получаемое в очной форме, осуществляется в течение одиннадцати лет в классах с первого по одиннадцатый.
При этом начальное общее образование ведется в 1-4 классах, основное общее - в 5-9 классах, среднее (полное) общее образование - в 10-11 классах. Для отдельных категорий учащихся, а также временно в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации может устанавливаться иная нормативная продолжительность осуществления общего образования. Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель.
Фактическая продолжительность учебного года определяется исполнительным органом государственной власти субъекта федерации (для общеобразовательных учреждений, расположенных на его территории).
Максимальный объем дневной и недельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта (включая занятия по индивидуальному выбору обучающихся) устанавливается федеральным органом управления здравоохранения по согласованию с федеральным органом управления образованием.
Установленная государственным образовательным стандартом структура базового содержания образования и общие нормативы учебной нагрузки обучающихся являются основой для разработки вариативных федеральных и региональных базисных учебных планов, а также для рабочих учебных планов, разрабатываемых общеобразовательными учреждениями.