Файл: Скородумов А.И. (ред.) - Учебник сержанта мотострелковых войск - 2003.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 25838
Скачиваний: 1774
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
3. ОСНОВЫ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
5. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6. РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТАВНОГО ПОРЯДКА
ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ГАРНИЗОННОМ И СУТОЧНОМ НАРЯДАХ
1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ НА МАРШЕ И В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ НА МЕСТЕ И В СТОРОЖЕВОМ ОХРАНЕНИИ
3. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ОТДЕЛЕНИЕМ
ОТДЕЛЕНИЕ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ЗАСАДЕ
ОСНОВЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БМП (БТР)
ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БОЕВЫХ МАШИН
СТРЕЛЬБА ПО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ (НЕПОДВИЖНЫМ) И ДВИЖУЩИМСЯ ЦЕЛЯМ
ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕТУ ПОПРАВОК НА РАЗЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ
ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДКЕ ЦЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ИХ ПОРАЖЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРЕЛЬБЕ
УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ
ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ
ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ
ВОЖДЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕННЫМ ПРОХОДАМ
ПОГРУЗКА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ
6. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО
ВООРУЖЕНИЕ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ
ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК ПО РХБ ЗАЩИТЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ И ЗАРЯДЫ
СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И РАЗМИНИРОВАНИЯ
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-159М
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ НА СРЕДСТВАХ СВЯЗИ
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-168-0,1У
АППАРАТУРА ВНУТРЕННЕЙ СВЯЗИ И КОММУТАЦИИ Р-174
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-173М
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-163-50У
РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
РАДИОСТАНЦИЯ Р-158 И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО СВЯЗИ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ
МЕДИЦИНСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
НАЛОЖЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОВЯЗОК И ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
СПОСОБЫ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКИ НАРУЖНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВОЗАМЕЩАЮЩИХ РАСТВОРОВ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ, ЗАКРЫТЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК И ВЫВИХАХ
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЯДЕРНЫМ, ХИМИЧЕСКИМ И БИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ, ОТМОРОЖЕНИЯХ, ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, УТОПЛЕНИИ И ОТРАВЛЕНИЯХ
ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАНЕННЫХ ИЗ БОЕВЫХ МАШИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ХРАНЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ПРОИСШЕСТВИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ (БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ) БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ОСНОВЫ РЕМОНТА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАРКАХ И АНГАРАХ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ ТЕЛ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВО ВРЕМЯ БОЯ
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ
ПОРЯДОК РАБОТЫ (АЛГОРИТМ) КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
Опыт показывает, что там, где сержант (младший командир) заботится о здоровье подчиненных военнослужащих, воины выносливее, учеба и служба идут в должном ритме, а значит, там высокая боевая готовность и организованность.
Личный пример стойкости и выносливости, забота и помощь солдату позволяют сержанту в ходе напряженных учений, стрельб, полевых занятий, в боевой обстановке активно повышать морально-боевые качества воинов, учить их тому, что необходимо на войне.
Глава вторая
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Боевая подготовка – это комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Она проводится в мирное и военное время, от ее качества в значительной степени зависят боеспособность и боевая готовность войск. Боевая подготовка включает одиночную подготовку военнослужащих (в том числе командирскую подготовку), подготовку (слаживание*) подразделений, воинских частей, соединений и органов управления (штабов).
В ходе боевой подготовки проводятся занятия, тренировки, учения, боевые стрельбы. На них военнослужащие изучают воинские уставы, вооружение и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения, воинские части и соединения отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Боевая подготовка проводится согласно требованиям уставов, наставлений, инструкций, руководств, приказов и директив командования.
Содержание боевой подготовки, формы и методы обучения определяются учебными планами и программами. Задачи по боевой подготовке в Вооруженных Силах ставятся Министром обороны Российской Федерации.
1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ
И
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Обучение военнослужащих – педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего в конечном счете слагается воинское мастерство.
Знания – закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать, необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые умения и навыки.
Навыки – автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточиться на решении основной задачи.
Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляют основу последовательности формирования у солдат необходимых навыков и умений.
Умения – способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования у обучаемых умений и навыков.
В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости военной службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.
Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и упрощений.
Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.
Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении – сформировать у воинов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое.
Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.
Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.
Прочность знаний, навыков и умений обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых, поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и кем конкретно отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков к самостоятельной работе.
Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход – это хорошо знать духовные и физические особенности каждого воина и воздействовать на него с учетом этих особенностей.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы военного обучения – это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых командир (обучающий) достигает усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирует у них навыки и умения, вырабатывает морально-боевые и психологические качества, обеспечивает слаживание подразделений, воинских частей и их штабов.
Основными методами обучения являются: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении воинов с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых и семинарских занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний воинами путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, товарищеских дискуссий.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения воинов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у воинов навыков и умений. В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.
Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приемов и способов, с помощью которых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео-) и радиопередач.
В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного привития знаний, навыков и умений. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ведется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебно-тренировочных задач (УТЗ). Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют операции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал.