Файл: Скородумов А.И. (ред.) - Учебник сержанта мотострелковых войск - 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 25799

Скачиваний: 1774

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

3. ОСНОВЫ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

5. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6. РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТАВНОГО ПОРЯДКА

ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ РАСПОРЯДКА ДНЯ И ПОДДЕРЖАНИЮ ВНУТРЕННЕГО ПОРЯДКА

РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ГАРНИЗОННОМ И СУТОЧНОМ НАРЯДАХ

РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА, ЗАБОТЕ О ЕГО БЫТЕ И НУЖДАХ

Глава вторая

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ В ОБОРОНЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В НАСТУПЛЕНИИ

ОТДЕЛЕНИЕ НА МАРШЕ И В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ НА МЕСТЕ И В СТОРОЖЕВОМ ОХРАНЕНИИ

3. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ОТДЕЛЕНИЕМ

ДОЗОРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ЗАСАДЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В ПОИСКЕ

4. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОСНОВЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БМП (БТР)

ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БОЕВЫХ МАШИН

СТРЕЛЬБА ПО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ (НЕПОДВИЖНЫМ) И ДВИЖУЩИМСЯ ЦЕЛЯМ

ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕТУ ПОПРАВОК НА РАЗЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ

ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДКЕ ЦЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ИХ ПОРАЖЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЮ

УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРЕЛЬБЕ

УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ

5. ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ

ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ

ВОЖДЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕННЫМ ПРОХОДАМ

ПОГРУЗКА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

ВОЖДЕНИЕ В БОЮ

ВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

6. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО

МЕРОПРИЯТИЯ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАШИТЫ, ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПОДЧИНЕННОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

ПОРЯДОК, СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО, ХИМИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ВООРУЖЕНИЕ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ

АЭРОЗОЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК ПО РХБ ЗАЩИТЕ

7. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ

ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ И ЗАРЯДЫ

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И РАЗМИНИРОВАНИЯ

НЕВЗРЫВНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

8. ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ

РАДИОСТАНЦИЯ Р-159М

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-159М

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ НА СРЕДСТВАХ СВЯЗИ

РАДИОСТАНЦИЯ Р-168-0,1У

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-168-0,1У

АППАРАТУРА ВНУТРЕННЕЙ СВЯЗИ И КОММУТАЦИИ Р-174

РАДИОСТАНЦИЯ Р-173М

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-173М

РАДИОСТАНЦИЯ Р-163-50У

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-163-50У

ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО Р-124

РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ

РАДИОСТАНЦИЯ Р-158 И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ

УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО СВЯЗИ

9. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТИВНАЯ РАБОТА

11. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

МЕСТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В БОЮ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

12. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ

МЕДИЦИНСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

НАЛОЖЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОВЯЗОК И ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

СПОСОБЫ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКИ НАРУЖНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВОЗАМЕЩАЮЩИХ РАСТВОРОВ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ, ЗАКРЫТЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК И ВЫВИХАХ

РЕАНИМАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЯДЕРНЫМ, ХИМИЧЕСКИМ И БИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ, ОТМОРОЖЕНИЯХ, ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, УТОПЛЕНИИ И ОТРАВЛЕНИЯХ

ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАНЕННЫХ ИЗ БОЕВЫХ МАШИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Глава третья

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ХРАНЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ПРОИСШЕСТВИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ (БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ) БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ОСНОВЫ РЕМОНТА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

2. ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРЮЧИМ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВЕЩЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАРКАХ И АНГАРАХ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ ТЕЛ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВО ВРЕМЯ БОЯ

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПОРЯДОК РАБОТЫ (АЛГОРИТМ) КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ

Комбинированное торможение применяется в тех случаях, когда торможения двигателем недостаточно для резкого снижения скорости или остановки машины. Для торможения этим способом необходимо:

отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок);

не выключая главного фрикциона (сцепление), плавно нажимать на педаль тормоза до требуемого снижения скорости;

выключить главный фрикцион (сцепление), когда частота вращения коленчатого вала двигателя снизится до минимально устойчивой.

Остановка машины может быть преднамеренной (в заранее намеченном месте) и вынужденной. В любом случае машину нужно останавливать плавно.

Для преднамеренной остановки машины необходимо:

снизить скорость движения;

отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок) и выключить главный фрикцион (сцепление);

поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

включить главный фрикцион (сцепление);

плавно нажать на педаль привода тормозов при подходе к намеченному месту остановки;

поставить ее на стояночный тормоз.

При вынужденной остановке машины необходимо:

отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок);

нажать на педаль привода тормозов;

перед остановкой выключить главный фрикцион (сцепление) и, продолжая торможение, остановить машину;

поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

включить главный фрикцион (сцепление) и отпустить педаль тормозов;

поставить ее на стояночный тормоз.

При торможении и остановке машины необходимо соблюдать следующие правила:

торможение во всех случаях, особенно на скользкой дороге, производить плавно; чем выше скорость движения я меньше сила сцепления машины с грунтом, тем более плавно надо тормозить;

направлять машину при торможении так, чтобы гусеницы или колеса имели одинаковое сцепление с грунтом;

при движении машины с бортовым креном, с большой скоростью или по скользкой дороге избегать торможения;

не допускать движения машин юзом; в случае возникновения юза немедленно прекратить торможение.

ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ

При движении на подъеме водитель должен выбирать передачу и направление движения в зависимости от крутизны подъема и от состояния дороги.

Короткие подъемы с хорошим подъездом к ним нужно преодолевать с ходу, на максимально допустимой скорости, используя инерцию машины.

Перед началом длинного подъема следует включать ту передачу, на которой можно преодолеть весь подъем без остановок и переключения передач. На подъем двигаться под прямым углом к гребню, избегая остановок, поворотов и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Преодолевать крутой подъем необходимо только после того, как впереди идущая машина преодолеет его.

В случае буксования машины или остановки двигателя следует затормозить машину, включить передачу заднего хода и спуститься вниз, при этом командир должен хорошо просматривать направление движения машины и подавать команды водителю.


Для преодоления крутых подъемов с тяжелым грунтом на колесных машинах следует включить передние мосты, понижающую передачу в раздаточных коробках и снизить давление в шинах, а на гусеничных машинах включить замедленную ступень ПМП.

Командир машины должен выбрать направление движения так, чтобы обеспечивалось минимальное сопротивление подъему и наилучшее сцепление с грунтом.

Перед преодолением спуска командир машины должен оценить его крутизну, состояние грунта и выбрать направление движения и способ преодоления.

На спусках следует двигаться на той передаче, на которой машина может безостановочно преодолевать подъем такой же крутизны.

Короткие спуски, если на них нет препятствий, можно преодолевать на повышенной передаче, используя спуск для разгона и переключения передач. Если на спуске имеются препятствия или крутые повороты, необходимо двигаться на пониженной передаче.

Длинные пологие спуски необходимо преодолевать на той передаче, которая обеспечивает движение без ускорения при торможении двигателем.

Длинные крутые спуски необходимо преодолевать на низшей или замедленной передаче. На крутых спусках не следует делать остановки, переключать передачи и выключать главный фрикцион (сцепление).

Основным способом снижения скорости движения на спусках является торможение двигателем. Если этого недостаточно, то применяется комбинированное торможение - двигателем и тормозами. Для предотвращения заноса и опрокидывания машины тормозить надо плавно.

В случае остановки машины на спуске с остановкой двигателя, кроме постановки машины на тормоза, необходимо включить передачу заднего хода.

При движении по косогору сила тяжести машины смещается в сторону крена и образует скатывающую силу, которая тянет машину в сторону крена. Если скатывающая сила превышает величину силы сопротивления грунта, то машина будет скользить в сторону крена. При движении командир машины должен выбирать маршруты, проходящие по косогорам небольшой крутизны и с хорошими сцепными свойствами грунта. Двигаться по косогорам необходимо на низшей передаче, без резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, не допуская крутых поворотов.

ВОЖДЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕННЫМ ПРОХОДАМ

Ограниченными называются узкие проходы, обозначенные рельефом местности, местными предметами или заграждениями, стесняющими прямолинейное движение или повороты машины.

Возможность движения машины по ограниченным проходам определяется ее габаритными размерами, минимальными радиусами поворота, размерами прохода, а также условиями наблюдения за положением ее в проходе. Поэтому командир машины перед преодолением ограниченного прохода должен оценить эти возможности, прежде чем начать движение.

При движении за положением машины в проходе следует наблюдать и подавать установленные сигналы всему экипажу (расчету), а при движении в условиях ограниченной видимости, если позволяет обстановка, командир должен выйти из машины и руководить действиями водителя.


Скорость движения машины выбирается в зависимости от размеров прохода, рельефа местности, удобства ориентирования, сцепных характеристик грунта, прочности копейных мостов и т. п.

При движении по проходу необходимо: ориентироваться по его границам или колеям впереди прошедших машин и местным предметам; избегать остановок, переключения передач и резкого торможения; не допускать резких поворотов и быть всегда готовым к быстрой остановке машины.

По колейным мостам и настилам необходимо двигаться на низших передачах. В случае увода машины в сторону при въезде на колейный мост командир должен остановить машину, отвести ее назад, оценить причину увода и только после этого начать движение снова.

По колейным проходам в минных полях необходимо вести машину на передаче, обеспечивающей точное движение по протраленной колее и возможность плавного корректирования курса при уводе машины в сторону.

При движении по коридорным проходам и узким улицам населенных пунктов с поворотами придерживаться той стороны, в которую производится поворот, не допускать остановок на скрытых поворотах и не обгонять впереди идущие машины.


ПОГРУЗКА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Перевозка боевой техники производится с использованием автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Машины могут грузиться на транспортные средства и выгружаться с них своим ходом, с помощью лебедок и грузоподъемных кранов. Погрузка и разгрузка машин своим ходом на транспортные средства осуществляется под руководством командира подразделения или командира машины, который при погрузке должен руководствоваться соответствующими руководствами и наставлениями и особое внимание уделять соблюдению правил безопасности, изложенных в них.

При погрузке на все транспортные средства в машине должен находиться только один человек – штатный водитель. Командир, руководящий погрузкой, должен находиться на безопасном удалении от погружаемой (разгружаемой) машины, но не ближе 5 м от нее. Он должен находиться в таком месте, откуда ему хорошо видны гусеницы (колеса) машины, а водителю – подаваемые им сигналы.

В ночное время при отсутствии освещения погрузочной площадки в помощь командиру должен выделяться помощник с переносным фонарем.

При погрузке на все транспортные средства необходимо:

при подходе машины к транспортному средству (аппарели) включить низшую передачу и без резких поворотов направить ее по осевой линии платформы транспортного средства (при погрузке на железнодорожную платформу с боковой аппарели – под углом 30–35° к платформе);

перемещать машину по платформе транспортных средств на первой передаче с малой скоростью, выдерживая дистанции между машинами 15–20 м;

устанавливать машины на платформе транспортных средств посередине в продольном и поперечном направлениях и надежно крепить их установленным для данного типа машин способом;


после установки и крепления машины включить низшую передачу, затянуть тормоза, закрыть краны топливных баков и двери (люки).

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.


Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки, встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

Успешное вождение машин в колонне и совершение маршей на большие расстояния во многом зависят от подготовки экипажей и командиров машин.

Перед маршем командир машины обязан:

организовать подготовку машины к маршу так, чтобы обеспечить безопасность движения днем и ночью и исключить вынужденные остановки по техническим причинам;

ознакомиться с маршрутом движения и его особенностями по картам или схемам;

изучить правила и порядок преодоления труднопроходимых и опасных участков пути;

изучить сигналы управления.

Движение в колонне должно начинаться одновременно всеми машинами. Установленные дистанции между машинами принимаются на ходу. По условиям безопасности размеры дистанции в метрах должны быть не менее численного значения скорости движения боевой машины. Например, при скорости движения 30 км/ч дистанция должна быть 30 м.

Управление на марше осуществляется флажками и световыми средствами. Команды, подаваемые командирами подразделений, должны дублироваться всеми командирами машин.

При движении машин в колонне требуется строго соблюдать дисциплину марша:

вести машину с заданной скоростью и на установленных дистанциях, выдерживая свое место в колонне;

двигаться только по правой стороне дороги, не мешая встречному движению и не препятствуя обгону;

при движении по проселочным дорогам с глубокой колеей выбирать направление так, чтобы гусеницы (колеса) не попадали в колею;

следить за подаваемыми командами, сигналами регулировщиков, знаками регулирования дорожного движения и точно их выполнять;

соблюдать светомаскировку в ночных условиях;

внимательно следить за дорогой, обстановкой на маршруте и за движением впереди идущей машины;

объезжать остановившиеся машины только слева и при отсутствии встречного транспорта;

выходить из машины при остановках на дороге только на правую сторону.

При вынужденной остановке необходимо съехать с дороги, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другой технике, и при необходимости подать сигнал «Авария».

Если машина остановилась на проезжей части дороги, то экипаж следующей за ней машины должен отбуксировать ее с дороги. На первой же остановке колонны экипаж, заметивший сигнал аварийной машины, докладывает командиру подразделения, в каком месте и какая машина сделала вынужденную остановку.