Файл: Скородумов А.И. (ред.) - Учебник сержанта мотострелковых войск - 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 25286

Скачиваний: 1761

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

3. ОСНОВЫ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

5. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6. РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТАВНОГО ПОРЯДКА

ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ РАСПОРЯДКА ДНЯ И ПОДДЕРЖАНИЮ ВНУТРЕННЕГО ПОРЯДКА

РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ГАРНИЗОННОМ И СУТОЧНОМ НАРЯДАХ

РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА, ЗАБОТЕ О ЕГО БЫТЕ И НУЖДАХ

Глава вторая

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ В ОБОРОНЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В НАСТУПЛЕНИИ

ОТДЕЛЕНИЕ НА МАРШЕ И В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ НА МЕСТЕ И В СТОРОЖЕВОМ ОХРАНЕНИИ

3. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ОТДЕЛЕНИЕМ

ДОЗОРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ЗАСАДЕ

ОТДЕЛЕНИЕ В ПОИСКЕ

4. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОСНОВЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БМП (БТР)

ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БОЕВЫХ МАШИН

СТРЕЛЬБА ПО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ (НЕПОДВИЖНЫМ) И ДВИЖУЩИМСЯ ЦЕЛЯМ

ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕТУ ПОПРАВОК НА РАЗЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ

ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДКЕ ЦЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ИХ ПОРАЖЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЮ

УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРЕЛЬБЕ

УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ

5. ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ

ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ

ВОЖДЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕННЫМ ПРОХОДАМ

ПОГРУЗКА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

ВОЖДЕНИЕ В БОЮ

ВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

6. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО

МЕРОПРИЯТИЯ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАШИТЫ, ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПОДЧИНЕННОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

ПОРЯДОК, СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО, ХИМИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ВООРУЖЕНИЕ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ

АЭРОЗОЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК ПО РХБ ЗАЩИТЕ

7. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ

ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ И ЗАРЯДЫ

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И РАЗМИНИРОВАНИЯ

НЕВЗРЫВНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

8. ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ

РАДИОСТАНЦИЯ Р-159М

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-159М

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ НА СРЕДСТВАХ СВЯЗИ

РАДИОСТАНЦИЯ Р-168-0,1У

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-168-0,1У

АППАРАТУРА ВНУТРЕННЕЙ СВЯЗИ И КОММУТАЦИИ Р-174

РАДИОСТАНЦИЯ Р-173М

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-173М

РАДИОСТАНЦИЯ Р-163-50У

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-163-50У

ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО Р-124

РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ

РАДИОСТАНЦИЯ Р-158 И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ

УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО СВЯЗИ

9. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТИВНАЯ РАБОТА

11. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

МЕСТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В БОЮ

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

12. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ

МЕДИЦИНСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

НАЛОЖЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОВЯЗОК И ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

СПОСОБЫ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКИ НАРУЖНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВОЗАМЕЩАЮЩИХ РАСТВОРОВ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ, ЗАКРЫТЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК И ВЫВИХАХ

РЕАНИМАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЯДЕРНЫМ, ХИМИЧЕСКИМ И БИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ, ОТМОРОЖЕНИЯХ, ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, УТОПЛЕНИИ И ОТРАВЛЕНИЯХ

ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАНЕННЫХ ИЗ БОЕВЫХ МАШИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Глава третья

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ХРАНЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ПРОИСШЕСТВИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ (БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ) БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ОСНОВЫ РЕМОНТА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

2. ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРЮЧИМ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВЕЩЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАРКАХ И АНГАРАХ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ ТЕЛ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВО ВРЕМЯ БОЯ

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПОРЯДОК РАБОТЫ (АЛГОРИТМ) КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ

Обучив отделение действиям по сигналу оповещения при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, командир отделения проводит разбор и приступает к отработке следующего учебного вопроса.

Отражение атаки противника. Обучение действиям по данному учебному вопросу целесообразно разделить на следующие элементы: действия личного состава с переходом противника в наступление и при уничтожении танков и пехоты противника перед передним краем; действия личного состава при выходе противника во фланг отделения.

Обучая действиям по первому элементу, командир отделения может кратко напомнить порядок действий наблюдателя, наводчика-оператора БМП и остальных солдат при переходе противника в атаку. Затем он ставит отделению задачу или только уточняет ее, если задача была поставлена при отработке предыдущего учебного вопроса, и назначает наблюдателя, после чего дает команду на занятие отделением позиции и производит обозначение действий наступающего противника с дальнего рубежа (подает команду на показ целей № 1–танк, № 2–БТР), затем на более ближних дистанциях с таким расчетом, чтобы показывать последовательность передвижения противника к переднему краю, а личный состав отделения научить последовательно в зависимости от расстояния готовить данные для стрельбы, поражать его различными видами оружия, в том числе и ручными гранатами.

Наблюдатель, заметив переход противника в атаку, докладывает командиру отделения и подает сигнал тревоги. Отделение немедленно изготавливается к бою. Командир отделения учит личный состав уничтожению противника сначала огнем из вооружения БМП, затем огнем снайпера Я пулеметов, а по мере подхода противника к переднему краю–из всех видов оружия; выбору цели и установке прицельных приспособлений, самостоятельному уничтожению противника в зависимости от дальности до целей и направления их движения; сосредоточению огня по наиболее важным целям или участкам.

С подходом пехоты противника к позиции на расстояние 30–40 м (противник обозначается показом мишеней) командир отделения подает команду «Подготовить гранаты» и учит личный состав метать гранаты в цель и уничтожать противника огнем в упор.

Контроль за действиями подчиненных по поражению целей командир отделения осуществляет с помощью ортоскопов, прицельных установок и других приборов контроля. Если обучаемый правильно определил прицельные установки и навел оружие в цель, она считается пораженной (цель убирается или останавливается). Танк считается пораженным, если граната попала в мишень. Так, постоянно наращивая обстановку и меняя варианты показа целей, командир отделения добивается от личного состава непрерывного ведения наблюдения за полем боя, четкого доклада об обнаруженных целях, умения самостоятельно выбирать цели и определять исходные данные для стрельбы, переносить огонь с одной цели на другую и сосредоточивать его по наиболее важным целям.


Обучая действиям по второму элементу, командир отделения разъясняет личному составу способы уничтожения вклинившегося противника и порядок действий отделения, используя запасные огневые позиции и маневрируя огневыми средствами по ходам сообщения, учит личный состав во взаимодействии с соседним отделением уничтожать противника огнем всех видов оружия в упор и гранатами. Затем показом целей, вводными или подачей команд он тренирует механика-водителя, пулеметчика, гранатометчика перемещаться с основных позиций на запасные или для занятия позиций на угрожаемом фланге.

Отработав учебный вопрос по элементам, командир отделения создает новую обстановку и учит отделение действиям при комплексной отработке всего учебного вопроса.

В конце занятия командир отделения проверяет вооружение, боеприпасы, материальное обеспечение, проводит разбор занятия. В ходе разбора он характеризует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса, отмечает наиболее поучительные действия и недостатки, имевшие место на занятии, объявляет оценку каждому солдату и указывает, что необходимо сделать для устранения недостатков. После этого докладывает командиру взвода об окончании занятия.

Отделение в наступлении

Последовательность работы командира отделения по подготовке тактико-строевого занятия с отделением в наступлении аналогична подготовке тактико-строевого занятия с отделением в обороне. Однако порядок проведения тактико-строевых занятий по теме «Отделение в наступлении» и «Отделение в обороне» отличаются.

На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в наступлении» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: переход в атаку из траншеи; выдвижение и развертывание отделения из колонны в цепь и свертывание в колонну; спешивание, развертывание в цепь и посадка на БМП (БТР); атака; преодоление различных заграждений и препятствий под огнем противника; осуществление различных видов маневра при бое в глубине обороны противника; отражение контратаки; действия по сигналам оповещения; действия при ядерном взрыве; мероприятия по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, зажигательных веществ и многие другие.

На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, командир отделения уточняет места и порядок отработки учебных вопросов, время на их отработку и порядок обозначения противника.

После проведения рекогносцировки разрабатывается план проведения тактико-строевого занятия. В плане указываются тема, учебные цели, время и место проведения занятия, руководства и пособия, учебное материально-техническое обеспечение и излагается ход занятия.

План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до начала занятия представляется сержантом командиру взвода на утверждение. При этом он должен быть готов доложить командиру взвода порядок проведения занятия и при необходимости получить от него методические советы по отработке учебных вопросов и материально-техническому обеспечению занятия.


В ходе подготовки личного состава к занятию командир отделения изучает с ним статьи Боевого устава Сухопутных войск, содержание других документов, а также нормативов, знание которых необходимо при отработке учебных вопросов. Командир отделения знакомит подчиненных с теми приемами и способами действий, которые им предстоит отработать на занятии, доводит до них требования безопасности.

Накануне занятия командир отделения проверяет исправность машин учебно-боевой группы, мишеней и указок, а в день занятий получает у старшины роты или у заместителя командира взвода установленное количество холостых патронов, учебных имитационных ручных гранат, сигнальных и осветительных патронов.

Проведение тактико-строевых занятий. На занятие в поле отделение выходит в составе взвода. Перед выходом на занятие командир отделения проверяет наличие и экипировку личного состава, оружие, средства учебного материально-технического обеспечения, а также знание подчиненными мер безопасности при применении сигнальных и имитационных средств.

При передвижении к месту занятия и обратно могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы (например, передвижение на поле боя различными способами, действия по сигналам оповещения), проводиться физические тренировки.

После выхода взвода в район занятия и объявления командиром извода темы, учебных целей и мест занятия для каждого отделения командиры отделений следуют с личным составом к указанным местам и приступают к отработке учебных вопросов.

Тактико-строевые занятия могут проводиться пеший по-машинному или на БМП (БТР). На начальной стадии обучения отделения занятия проводятся пеший по-машинному.

Командир отделения проводит занятие примерно в такой последовательности. В исходном положении он объявляет отделению первый учебный вопрос и порядок его отработки. Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и приступает к отработке первого приема. Если при подготовке к занятию ознакомление с отрабатываемыми приемами не проводилось, то командир отделения показывает новый прием в целом и первый отрабатываемый его элемент, а если личный состав был ознакомлен с приемом ранее, то руководитель занятия только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке.

Отработка нового приема начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание командир отделения обращает на правильное его выполнение. Затем темп выполнения приема постепенно ускоряется до времени, предусмотренного нормативами.

Если обучаемые допускают ошибки и действуют неправильно, командир отделения приостанавливает тренировку, указывает на допущенные ошибки, при необходимости вторично разъясняет, как надо действовать.


Закончив обучение отделения одному элементу приема (действия), командир отделения в таком же порядке отрабатывает последующие элементы. После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения отрабатывает первый учебный вопрос в комплексном (слитном) выполнении и проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит тактическую обстановку, созданную для его отработки, и приступает к отработке первого приема в такой же последовательности, как и при отработке предыдущего вопроса.

На тактико-строевых занятиях командир отделения обязан не только обучать своих подчиненных правильному и сноровистому выполнению приемов и способов действий в наступлении, но и формировать у них такие морально-боевые качества, как смелость, решительность, наступательный порыв и стремительность действий, уверенность в своих силах и оружии, готовность к выполнению любого приказа командира. В этих целях применяются различные методические приемы. Например, при атаке переднего края обороны противника после метания имитационных ручных гранат нельзя допускать замедления движения солдат в ожидании взрыва. Этим командир отделения учит подчиненных подавлять чувство страха в условиях повышенной опасности.

Закончив отработку всех учебных вопросов, командир отделения при наличии времени проводит комплексную тренировку с личным составом по выполнению приемов и способов действий по всем учебным вопросам, а затем разбор, который является заключительной частью занятия.

Перед разбором командир отделения проверяет наличие оружия, средств защиты, снаряжения, изымает неизрасходованные холостые патроны и средства имитации и докладывает командиру взвода.

В разборе командир отделения указывает тему занятия, учебные цели и в какой степени достигнуты они в ходе занятия; анализирует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои суждения требованиями уставов, наставлений и приказов старших начальников; отмечает наиболее поучительные действия солдат, а также недостатки, имевшие место на занятии. В конце разбора объявляет оценку каждому солдату и указывает, что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков, на что обратить внимание при подготовке к очередному занятию.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ


«УТВЕРЖДАЮ»

Командир 2 мсв 3 мср

_____________________________

(воинское звание, подпись, фамилия)

«__» _____________ 200_г.


ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ СО 2-м ОТДЕЛЕНИЕМ

(вариант)

Тема: Отделение в наступлении.

Учебные цели: 1. Тренировать отделение в четком и сноровистом выполнении приемов и способов действий при наступлении с ходу.

2. Вырабатывать у личного состава творчество, инициативу, высокие морально-боевые качества и психологическую стойкость при действиях в наступательном бою.

Время: 3 часа.

Место: Участок местности на тактическом учебном поле.

Пособия: Боевой устав Сухопутных войск (взвод, отделение, танк); Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск.

Материальное обеспечение: Учебные имитационные гранаты - по 2 шт. и учебные патроны - по 20 шт. на каждого обучаемого, взрывпакеты - 3 шт., флажки - 1 пара, указатели – 4 шт.


Ход занятия


Учебные вопросы и время

Действия командира

Схема действий

Действия обучаемых

Организация занятия- 10 мин.

1. Выдвижение отделения на рубеж перехода в атаку - 50 мин

Проверяет готовность отделения, выводит к месту занятия.

Объявляет первый вопрос и порядок его отработки по элементам.

Обучает отделение практическим действиям:

Посадке на БТР с бортов, подавая команды «К машине», «По местам», вначале через два борта, а затем через один, выдвижению на БТР к рубежу перехода в атаку; производит боевой расчет, подает команду «Заводи», а затем «На отдельное дерево - ВПЕРЕД».

Учит отделение спешиванию на месте и в движении, развертыванию в цепь


Устраняют замеченные недостатки.

Уясняют порядок отработки вопроса по элементам.

По команде «К машине» выстраиваются вдоль бортов, а по команде «По местам» занимают свои места в БТР согласно расчету. Тренируются до выполнения нормативных требований.

При выдвижении на БТР выполняют свои обязанности согласно расчету.

По командам «К машине» и «К бою - ВПЕРЕД» быстро спешиваются и занимают свое место в боевом порядке (цепи)

2. Преодоление заграждений перед передним краем обороны противника - 50 мин

Объявляет порядок отработки вопроса по элементам. Указывает место прохода в заграждениях и приступает к тренировке:

в свертывании отделения в колонну по одному, по два;

в преодолении заграждений по проходу;

в развертывании в цепь после преодоления прохода;

в преодолении заграждений БТР.

Тренировку проводит как при движении в сторону противника, так и от него.


Уясняют порядок отработки вопроса по элементам.

По команде «Отделение, к проходу в колонну по одному (по два), бегом - МАРШ» обучаемые согласно боевому расчету бегом выстраиваются в колонну (пулеметчик в голове колонны) и продвигаются в сторону прохода.

По команде «Отделение, по проходу в колонну по одному (по два), бегом - МАРШ» обучаемые преодолевают заграждения бегом, пулеметчик ведет огонь на ходу. С преодолением заграждений по команде «Отделение, на тригопункт, к бою - ВПЕРЕД» быстро развертываются в цепь

3 Атака переднего края обороны противника - 50 мин.

Объявляет учебный вопрос поясняет теоретические положения, вводит обучаемых в обстановку (показывает передний край обороны противника, его огневые точки, ставит задачу отделению) и приступает к практической отработке вопроса по элементам:

движение в атаку мотострелков и БТР;

атака переднего края и уничтожение живой силы и огневых точек противника.

Учит продвигаться ускоренным шагом (бегом), ведя огонь на ходу, наблюдать за противником, водителя БТР- продвигаться от укрытия к укрытию, поддерживая наступающих огнем, метать ручные гранаты в движении, дружно атаковать передний край с криком «УРА».

Повторяет все действия в целом слитно.


Уясняют тактическую обстановку и порядок отработки вопроса по элементам. По команде «Отделение в направлении тригопункта к бою - ВПЕРЕД» быстро развертываются в цепь и продвигаются к переднему краю, ведя огонь на ходу БТР поддерживает огнем, продвигаясь от укрытия к укрытию.

По команде «Подготовить гранаты» готовят гранаты, перезаряжают оружие. По команде «Гранатой - ОГОНЬ» метают гранаты и с криком «УРА» атакуют передний край. Ведут огонь в упор, уничтожая живую силу противника в траншее.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения прочных навыков в выполнении каждого элемента.