Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1806

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные о военнослужащем с места работы или учебы, из отделения милиции, от родителей и т.д.


5.2. Биографическая анкета (вариант)

Анкета направлена на выявление и оценку моральных качеств военнослужащего, его военной направленности, уровня подготовленности, склонности к организаторской деятельности и других индивидуально-психологических качеств личности, их соответствия содержанию профессиональной деятельности.

Оценку общественной активности, моральных качеств обследуемого, его информированности в вопросах политической жизни можно дать по вопросам 14, 15, 16, 29, 35 прилагаемой анкеты.

Уровень военной направленности оценивается по его мировоззренческой позиции в отношении военных профессий, представленности тех или иных мотивов и интересов, которыми руководствуется военнослужащий при выборе своей профессии (вопросы 8, 13, 16, 22, 23, 31, 37).

Изучение широты направленности, которая определяется объемом личных интересов и потребностей, обеспечивает анализ ответов на вопросы 15,19, 25, 26, 27, 28, 29, 38.

Осознанность направленности проявляется в точном знании требований военной службы к человеку и адекватном соотнесении этих требований с собственными возможностями и способностями (вопросы 31, 36, 37).

Об устойчивости профессиональной направленности можно судить по ответам на вопросы 4, 5, 6, 7, 12, 24.

Склонность к организаторской работе позволяют выявить вопросы 5, 14, 15, 16, 23, 30, ориентированные на анализ опыта организаторской работы, принципиальности во взаимоотношениях с товарищами, интереса к постоянным контактам с людьми, общественной активности.

Об индивидуально-психологических качествах личности можно судить по характеристике социально-психологической адаптации военнослужащего (вопросы 9, 10, 11, 30, 32, 33, 34) и познавательным интересам (вопросы 4, 12, 13, 17, 18, 19, 29).

Интересы и возможности военнослужащего в сфере физической культуры и спорта характеризуют ответы на вопросы 20, 21, 25, 29.

Инструкция:

«Товарищи! Внимательно прочитайте каждый вопрос и запишите ответы на отдельном листе бумаги. Если вопрос имеет готовые варианты ответов, выберите тот из них, который наиболее полно и точно отражает Ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов Вам не подходит, напишите свой ответ. Если в ходе работы возникнут вопросы, поднимите руку – к Вам подойдут и помогут. Работайте самостоятельно, быстро и аккуратно».

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Год, место рождения.

3. Социальное происхождение (из рабочих, служащих, военнослужащих, крестьян).

4. Образование (среднее, среднее специальное, незаконченное среднее, высшее), гражданская специальность.

5. Имеете ли трудовой стаж (сколько лет, по какой специальности)?

6. Сведения об отце и матери (Ф.И.О., возраст, образование, профессия).


7. Отношение родителей к Вашему призыву в армию (неодобрение, безразличие, одобрение).

8. Кто из родственников служил (служит) в армии?

9. Отношения с родителями (плохие, удовлетворительные, хорошие).

10. Как часто проводили свободное время всей семьей вместе (очень редко, довольно часто, почти всегда)?

11. Полностью ли Вас удовлетворила учеба в школе, взаимоотношения с товарищами (скорее нет, чем да; трудно определенно ответить; в общем, да)?

12. Делали ли Вы попытки поступить в учебное заведение (в какое, по какой специальности, в каком году)?

13. В работе каких кружков Вы участвовали (техническом, литературном, историческом, художественном, «умелые руки», математическом, авиамодельном, военно-прикладных, других)?

14. Какие постоянные общественные поручения выполняли? Когда?

15. Какие награды, поощрения Вы получали? За что?

16. Приходилось ли Вам выступать по радио, телевидению, в прессе, на митингах и собраниях? Как часто?

17. Перечислите 3 - 4 школьных предмета, которые Вам нравились и не нравились.

18. Укажите средний балл аттестата.

19. По каким предметам Вы посещали факультативные занятия по физике, математике, истории, литературе, другие)?

20. Занимались ли Вы в спортивной секции? По какому виду спорта?

21. Участвовали ли Вы в спортивных соревнованиях? Каких результатов добились?

22. Нравились ли Вам занятия по начальной военной подготовке?

23. Какие обязанности Вы выполняли, участвуя в военных играх?

24. Назовите известных Вам из истории Великой Отечественной войны полководцев, флотоводцев, военных летчиков, военных инженеров, конструкторов военной техники.

25. Перечислите Ваши увлечения и интересы.

26. Назовите Ваши любимые книги.

27. Назовите фильмы, которые произвели на Вас впечатление.

28. Какие телевизионные передачи Вы любите смотреть?

29. Чем Вы занимаетесь с большим интересом (точными науками, гуманитарными науками, спортом, общественной работой, оформительскими работами, другое)?

30. Были ли Вы лидером в группе и организатором коллективных мероприятий (нет, очень редко, иногда, довольно часто, часто)?

31. Хотите ли Вы служить в армии? Когда впервые возникло это чувство? В чем причина?

32. Часто ли Ваше мнение расходилось с мнением родителей (почти всегда, часто, иногда, никогда)?

33. Часто ли Ваше мнение расходилось с мнением учителей (почти всегда, часто, иногда, никогда)?

34. Если Ваше мнение расходится с мнением окружающих, поступаете ли Вы согласно Вашим взглядам (всегда делаю то, что сам думаю; когда как; всегда делаю то, что окружающие)?

35. Укажите 2 - 3 важнейших, на Ваш взгляд, события текущего года в международной жизни и во внутренней жизни страны.

36. Какие качества личности, по Вашему мнению, развиты у Вас хорошо, а какие еще следует развивать, чтобы стать хорошим военным специалистом?

37. Кто из известных Вам людей служит для Вас примером в жизни? Почему?


38. Что, по Вашему мнению, составит в ходе военной службы наибольшую трудность для Вас (беспрекословное подчинение, физические нагрузки, удаленность от дома, высокая личная ответственность, преодоление некоторых собственных отрицательных привычек наклонностей, другое)?

5.3. Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащих.

Основной задачей индивидуальной беседы с военнослужащим является индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает офицер, проводящий беседу, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности, анализа документов, наблюдения, экспертного опроса и др.

При умелом проведении индивидуальной беседы офицер может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную работу с военнослужащим.

Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Одно из первых условий высокой эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению.

До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию.

Другое требование беседы – ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию целостного единого рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора – они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

Всю полученную информацию об особенностях личности военнослужащего, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. В процессе беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.


В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

5.4. Наблюдение.

Метод наблюдения – один из наиболее объективных и надежных методов изучения военнослужащих. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих.

При индивидуальном наблюдении, предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.

Предметом наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих (направленности личности, организаторских, коммуникативных, лидерских, эмоциональных, волевых и других качеств).

К изучению военнослужащего методом наблюдения необходимо привлекать самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать различные ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить. Например, ставить задачи, решение которых требует технических, организаторских, лидерских, эмоционально-волевых и других качеств.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношения с командирами.

Информацию о преобладающих качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия наблюдаемого в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.

Наблюдение за военнослужащим в процессе повседневной жизнедеятельности позволяет выявить у него наличие признаков нервно-психической неустойчивости. К таким признакам следует отнести: развязанное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании, примитивность высказываний.


Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом дополнительной информации о военнослужащем, полученной с помощью других методов.


5.5. Психологическое тестирование.

Тест – это теоретически и практически обоснованная система высказываний, заданий, позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.

Тестирование наиболее широкое применяется в практической работе военного психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения.

Относительная «простота» тестирования таит в себе возможность совершить ошибки, снижающие достоверность полученной информации.

В целях предупреждения ошибок:

не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения, даже естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых оговорена в описании теста. Буквальной точности воспроизведения стандартных инструкций к тестам придается настолько большое значение, что начинающим психологам рекомендуется зачитывать их;

во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обследуемому. Критика, замечания снижают интерес к заданию, вызывают излишнюю напряженность, что может привести к ошибке в работе и даже отказу от выполнения теста;

обследование проводить только при хорошем соматическом и спокойном эмоциональном состоянии. Поэтому тестирование лучше планировать на утренние часы, не следует допускать лиц после нарядов, работ (если психолог не преследует цели изучить их влияние на состояние военнослужащих), нужно снять эмоциональное напряжение, объяснив цели и задачи обследования.


6. Рекомендации по выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости


Под «нервно-психической неустойчивостью» (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Для военного психолога очень важно понимание биологической «почвы» в развитии нервно-психической неустойчивости.