Файл: Методы управления, причины возникновения конфликта в образовательных учреждениях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы.

Растущая напряженность в обществе способствует увеличению конфликтов в обществе, в том числе и в образовательной сфере. Организация педагогического процесса всегда сопровождается разнообразными конфликтами, в которых противоборствующими сторонами являются участники образовательных отношений. Иногда конфликты длятся годами, нарушая организацию педагогического процесса и психологический климат в детских и педагогических коллективах.

Важной особенностью конфликтов в образовательной сфере является с одной стороны, их «вертикальный» характер, когда конфликтующими сторонами являются педагог и ученик - субъекты, имеющие значительные различия в ранге (статус, отношения власти-подчинения) и ресурсах (возраст, жизненный опыт и знания, физические и психологические возможности, личностное развитие). Это неравенство накладывает ответственность за разрешение конфликта и его последствия на педагогов. С другой стороны, образовательные отношения характеризуются равенством их участников. Именно неоднозначность субъектов в сфере образования требует дифференцированных механизмов их защиты.

В условиях снижения роли централизованного управления образованием и повышения ответственности образовательного учреждения за принятие самостоятельных решений по организации образовательного процесса для руководителей образовательных учреждений крайне важно иметь в арсенале управления примирительные процедуры и способы воздействия на конфликтные отношения, регламентированные законом.

Еще одной проблемой является недостаток у обучающихся навыков для конструктивного выхода из конфликтной ситуации с одной стороны, а, с другой – отсутствие эффективной системы социально-педагогической помощи, которую педагог может применить для разрешения конфликта, возникшего в педагогическом процессе. Способы реагирования педагогов и администрации учебных заведений на конфликтные ситуации, возникающие в среде учащихся, отличаются своей дидактичностью и авторитарностью, часто имеют характер обвинения или наказания.

С учётом актуальности данной проблемы была сформулирована цель работы.

Цель исследования: на основе проведенного анализа конфликтов в сфере образования разработать и внедрить инструменты решения конфликтов

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы изучения конфликтов в сфере образования.

2. Проанализировать причины возникновения и особенности протекания конфликтов в сфере образования.


3. Рассмотреть стадии и методы управления конфликтами;

4. Провести анализ конфликтов в сфере образования;

Объект: сфера образования.

Предмет: конфликты в образовательных учреждениях и частных центров, субъетами которых являются педагогические работники и ученики.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы конфликтов в сфере образования

1.1. Понятие и сущность конфликта

Конфликты являются объектом изучения поли­тологии, психологии, педагогики, юриспруденции, социологии, философии, математики и являются непосредственным и основным предметом изуче­ния особой социологической дисциплины - конф­ликтологии.

Проблема профилактики конфликтов далеко не нова. В целом любое познание конфликта основной своей целью имеет профилактику деструкций конфликтных явлений. Необходимо отметить, что наиболее ценными в данном направлении являются изыскания: А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.В. Дмитриева, А.Г. Здравомыслова, В.П. Ратникова, которые выделяют проблему профилактики конфликта в отдельную область и выстраивают систему знаний о данном направ­лении; Ф.Е. Василюка, Г.Дж. Скотт, А.И. Шипилова, Е.Б. Фанталовой, К. Хорни и др., которые усматривают возможности профилактики конфлик­тов в работе с личностью, с параметрами внутреннего мира; И.Е. Ворожейкина, Д.К. Захарова, В. Зигерта, А.Я. Кибанова, В.Г. Коно­валовой, Л. Ланга, А.Ю. Панасюка и др. которые рассматривают про­филактику конфликтов в русле оптимизации управленческой деятель­ности.

Таким образом, на современном этапе изучения данной проблемы основ­ными задачами являются выявление, обобщение и пропаганда основных знаний о профилактике деструктивных тенденций конфликта, о возмож­ностях управления конфликтной ситуацией, о способах урегулирования конфликтов, о деятельности по их разрешению в современных условиях.

Проблемы конфликтов в российской образова­тельной среде отражены в публикациях А. Я. Анцупова, В. В. Базелюк, С. В. Баныкиной, Г. С. Бе­режной, Г. И. Козырева, Н. И. Леонова, М. М. Рыба­ковой, Б. И. Хасана, А. С. Чернышева, Е. В. Шиш­кина и других.

Рассмотрение отечественной литературы и пе­дагогической практики дает основание полагать, что многоплановое психолого-педагогическое ис­следование конфликтов в образовательной среде России приобретает осо­бую актуальность и является одним наиболее вос­требованных образовательных трендов. Постепен­но в лексикон российских педагогов и психологов стали внедряться такие понятия, как восстанови­тельные технологии, конфликтная культура, конф­ликтная компетентность, компромисс, медиация и примирение.


При этом разные аспекты этой проблемы в ос­новном рассматриваются в общепсихологическом плане и не дают системных ответов для педагогов- практиков. Понятийная схема описания конфликта представлена на рисунке 1.

КОНФЛИКТ

1. Сущность

2. Классификация

3. Структура

4. Функция

5. Генезис

6. Эволюция

7. Динамика

8. Системно-информационное описание

9. Предупреждение

10. Исследование и диагностика

Рисунок 1. Понятийная схема описания конфликта.

Краткий обзор достижений западной и отечественной конфликтологии с целью анализа подходов к пониманию конфликтов и объяснению конфликтности общества можно представить в следующем виде.

Конфликт – это естественное условие сосуществования людей, взаимодействующих друг с другом, поскольку конфликт является так называемым инструментом развития организации и любого общества в целом. Именно конфликт (при правильном использовании сложившейся ситуации в коллективе) позволяет выявить проблемные места коммуникативного взаимодействия членов общества и разрешить эти противоречия (С.Ивченков, П.Кузнецов, А.Понукалин, А.Прусак, А.Слепухин) [11, с. 14].

Педагогический конфликт – это социальное явление, которое является вполне естественным для такого динамичного общества, каким является любое современное образовательное учреждение. Слабая конфликтологическая подготовка учителей, педагогов и директоров образовательных учреждений, их неспособность управлять школьными конфликтами на практике, находить оптимальные способы их профилактики и разрешения отрицательно сказываются на организации учебного и воспитательного процесса в школе [11, с. 17].

В то же время, в педагогическом взаимодействии особая роль отводится работе с детьми. Девиантность как социальный феномен представляет собой сложное общественное явление, выражающееся в устойчивых негативных формах поведения, обусловленных деформацией структуры социальных связей несовершеннолетнего. Девиантное поведение личности учащегося оказывает влияние на обострение социальных отношений «педагог-ученик», что ведет к возникновению конфликтных ситуаций [7, с. 11].

Таким образом, педагогический конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа конфликта в сфере образования, педагоги должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.

Модель конфликта показана на рисунке 2.

Данная модель включает в себя управленческую ситуацию, которая может выступить причиной конфликта, источники конфликта, возможности разрастания конфликта и реакцию на ситуацию. На этом этапе ситуация может перейти в конфликт или наоборот конфликт может быть предотвращен.


Если конфликт происходит то следующая ступень его разрастание, управление конфликтом, его возможные последствия. Последствия могут функциональными и дисфункциональными.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов образовательного процесс, вызывают его.

Управленческая ситуация

Источники конфликта

Возможности разрастания конфликта

Конфликта не происходит

Реакция на ситуацию

Конфликт происходит

Управление конфликтом

Последствия конфликта

Функциональные

Дисфункциональные

Рисунок 2. - Модель конфликта

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Причины конфликта, порожденные в трудовом процессе, вызываются факторами, препятствующими достижению людьми главной цели трудовой деятельности - получению запланированных результатов [7, c. 14].

Конфликты в образовательной среде вызываются различными причинами и протекают при неодинаковых обстоятельствах. Обычно они вызываются нарушением или несоблюдением норм этики или возникают в результате столкновения противоположных мнений, несовместимых ценностей, различных оценок и подходов к решению тех или иных проблем. Для того чтобы ликвидировать конфликты такого рода нужно найти такие общие ценности,

Среди огромного множества причин конфликтов, выделяют общие и частные (таблица 1.)

Таблица 1.

Отличительные признаки причин конфликта

Причины

Отличительные признаки

Общие

Социально-политические и экономические

Связаны с социальной, политической и экономической ситуацией в стране. Заключаются в нарушении принципов государственной политики в сфере образования. Низкая заработная плата у педагогов.

Падение престижа педагогической профессии.

Содержательное и методическое несовершенство учебного и воспитательно­го процесса.

Социально-демографические

Отражение различий в установках и мотивах поведения людей, обусловленные их полом, возрастом, национальностью, принадлежностью к этническим группам и другими факторам.

Социально-психологические

Отражение социально-психологических явлений в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, общие мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические

Отражение индивидуально-психологических особенностей личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Частные

Неудовлетворенность условиями труда и его организацией.

Эти причины связаны со спецификой того или иного вида конфликта

Нарушение служебной этики

Нарушение трудового законодательства

Ограниченность ресурсов

 Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей

Неудовлетворительные коммуникации

Педагог оценивает знания и умения учащихся и их поведение не объективно


Динамика взаимоотношений сотрудников и команды в организации может быть рассмотрена в рамках жизненного цикла организации. Стадии и этапы жизненного цикла во многом определяют причины и типы конфликтов. Взаимосвязь причин проектных конфликтов и стадий жизненного цикла организации представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Причины конфликтов на различных стадиях жизни организации

ИНИЦИАЦИЯ

ЗАКРЫТИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ

РАЗРАБОТКА

Сотрудники

Сотрудники

Сотрудники

Сотрудники

1. Различие в целях и интересах сотрудников

и заинтересованных сторон

2. Нехватка ресурсов

3.Различие в представлениях о своей роли в организации

4.Установление

партнерских отношений

1. Коллегиальное принятие решений

2. Участие в команде

3. Невыполнение

договорных обязательств

4. Распределение

полномочий на уровне сотрудников

1.Закрытие этапов и

расчеты по договорам

2. Участие в команде и принятие решений

3.Внесение изменений

4.Нарушение договорных

обязательств

1. Недостижение целей, углубившееся

противоречие между

целями организации и целями

сотрудников

2.Закрытие договоров и

выявление нарушений

3.Применение санкций

Команда

Команда

Команда

Команда

1. Различия в личных,командных целях и целях организации

2.Незнание особенностей

организации, ОСУ организации,

системы управления

организации в целом и пр.

3. Различие в

представлениях об организации,

способах достижения цели и

критериях оценки

4.Разделение полномочий

5. Несовместимость

1. Статусно-ролевое

деление и лидерство

2. Формирование

групповых норм и правил

командной деятельности

3.Определение совместного

процесса

4.Конфликт формальной и

неформальной структур

5. Взаимоотношения

администрации и лидера

6.Ограниченные ресурсы

7.Групповые решения

1.Распределение ресурсов

2. Изменения в организации

3. Повышение

эффективности

4.Групповые решения

5. Распределение

вознаграждения

6. Статус

7.Реорганизация команды

8.Власть и лидерство

1.Причина конфликтов –

превышение сроков

2. Нехватка и

превышение ресурсов

3. Близость закрытия

организации, неуверенность в

завтрашнем дне

4. Распределение

вознаграждения