Файл: Методы управления, причины возникновения конфликта в образовательных учреждениях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, чем дольше организация работает, тем шире спектр возникновения конфликтов, так как каждому этапу жизненного цикла свойственны те или иные причины возникновения конфликтной ситуации.

Последствия конфликта обычно разделяют на функциональные и деструктивные (дисфункциональные). Их отличительные признаки представлены на рисунке 3.

Отличительные признаки последствий конфликтов

функциональные последствия

дисфункциональные последствия

Улучшаются отношения между сотрудниками

Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми

Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь

Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям

Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем

Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции как об исключительно положительной, о позиции оппонента — только как об отрицательной.

Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям

Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач

Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы

Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы

Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности

Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров

Рисунок 3. – Отличительные признаки последствий конфликтов

Таким образом, в изучении проблемы конфликтов основным моментом является выявление причин. Проанализировав социально - психологические исследования, мы выделили следующие основные причины конфликтов - социально-психологические, социально-экономические и социально-демографические [14, c. 101].

Конфликты, которые представляют собой проявление и порождение существующих объективно социально-экономических противоречий, относятся к социально-экономическим конфликтам. Различия в мотивах, целях деятельности и поведения, потребностях различных людей могут стать причиной возникновения социально-психологического конфликта. А различия в целях и стремлениях, мотивах поведения, установках людей, обусловленных их возрастом, полом, принадлежностью к различным национальным образованиям могут стать причиной возникновения социально-демографического конфликта.


Причиной и источником возникновения любого конфликта являются противоречия в межличностных отношениях, целях, позициях, интересах, или в личностных качествах, методах и средствах деятельности, умениях, знаниях и способностях. Также во взглядах, мнениях и убеждениях, оценках и самооценках, потребностях, мотивах и ценностных ориентациях, или в понимании и интерпретации информации.

1.2. Виды конфликтов в сфере образования

Конфликты выступают сложным социально-психологическим явлением, они очень разнообразны, и их можно классифицировать по различным основаниям. Знание классификаций конфликтов очень важно, так как оно позволяет ориентироваться в их особенностях и специфических проявлениях и, таким образом, помогает оценить возможные пути их разрешения.

В процессе педагогического взаимодействия отмечается отсутствие взаимопонимания между его участниками и появление конфликтов между всеми участниками образовательного процесса: учениками, педагогами и родителями. Однако наиболее типичными являются противоречия, возникающие в процессе взаимодействия учителя и ученика.

Рассмотрим типологию педагогических конфликтов, предложенную Г. Л. Воро­ниным. С учетом субъекта деятельности автор выделил 10 видов противостояний:

-Учащийся-учащийся

-Ученик- учащийся

-Учащийся -родители

-Учащийся -администратор

-Учи­тель- учащийся

-Учитель- родитель

-Учитель- администратор школы

-Родители- родители

-Родители- администратор школы,

-Администратор школы- администратор школы [13, c. 11].

К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов в образовательной сфере, относятся: объект конфликта, особенности сторон, длительность конфликта, функции конфликта, формы проявления, тип структуры отношений и последствия конфликта. [5, с. 42].

Рассмотрим причины конфликтов в сфере образования.

Неблагоприятная обстановка в стране в последнее время очень сильно отражается на условиях работы и настроении российских учителей. Педагоги недовольны и не удовлетворены заработной платой, общественным признанием своей профессии, а также оснащенностью современного образовательного учреждения. Особенно ярко умышленное занижение заработных плат наблюдается в частных учреждениях, как правило, это связано с большой налоговой нагрузкой на малый бизнес.


Несовершенство учебного и воспитательного процесса связано с несоблюдением единых общепринятых требований к учащимся, непродуманным введением педагогических инноваций. Несправедливое или неравномерное распределение учебной нагрузки, учебных кабинетов, классного руководства, переполненность классов учениками, несоблюдение требований к составлению расписания существенно влияет на возникновение конфликтов в образовательных учреждениях. Вместе с тем в школьной среде малоразвиты культура и этика общения, внеучебные педагогические связи в коллективе. Недооценивание личностной индивидуальности педагогов ведет к возникновению конфликта. Зачастую в общении и деятельности во внимание не принимаются пол, семейное положение, образ поведения, характер [11, c. 120].

Выделим характерные для педагогического коллектива причины конфликтов. К ним можно отнести конфликты между педагогами начальных классов и учителями из среднего звена. Между педагогами, не имеющими должностной статус или звание (например, учитель высшей категории) и имеющими их также возникают противоречия. Между педагогами, которые преподают одинаковые предметы, и между педагогами со стажем и опытом работы и молодыми педагогами может зародиться конфликт. Они обусловлены особенностями отношений между субъектами педагогического процесса. Также причиной конфликтов может быть «провокация» со стороны администрации учебного заведения, например, сталкивая педагогов между собой сравнением их классов по успеваемости, дисциплине и т.п. Так же одним из важнейших факторов возникновения конфликтов в педагогической среде является профессиональное выгорание.

Установленные в процессе совместной деятельности нарушения взаимосвязей являются основными причинами межличностных конфликтов в коллективе. Одни из этих взаимосвязей возникают между руководителями и педагогами по поводу учебного и воспитательного процесса и носят деловой характер (уровень профессиональной подготовки и компетенции, цели и задачи деятельности, интересы и склонности педагогов). Другие возникают в том случае, когда следует соблюдать нормы и правила, соответствующие профессиональной этике, и носят ролевой характер. Возникающие в процессе различного вида совместной деятельности между педагогами, взаимосвязи личного характера, определяются их индивидуальными особенностями [53, c. 15].

На этой основе выделяют несколько основных групп конфликтов в коллективе педагогов и причины их возникновения. К ним относятся профессиональные конфликты. Причиной является появление препятствий и трудностей в достижении целей деятельности и, в то же время, нарушение деловых связей. Примером здесь выступает непонимание целей и задач профессионально-педагогической деятельности, некомпетентность педагога, а также безынициативность в работе. Другой группой являются конфликты ожиданий. Причина возникновения - поведение и деятельность человека не соответствуют ожиданиям педагогов по отношению друг к другу или поведение педагога не соответствует нормам, принятым в педагогическом коллективе. Примером в данном случае выступает нарушение норм профессиональной этики, бестактность или невыполнение требований коллектива. Другой группой являются конфликты личностной несовместимости. Личностные особенности участников педагогического процесса, особенности характера и темперамента (эмоциональная неустойчивость, завышенная самооценка, обидчивость, проявление несдержанности) являются причинами возникновения конфликта.


Причиной возникновения конфликта в педагогическом коллективе может быть угроза потребности в безопасности, так как она является базовой. Как правило, то, к чему привык педагог, – методика, по которой он работает, возрастной состав учеников, предмет, который ведет, постоянное рабочее место, для него безопасно. И изменение этого вызовет психологический дискомфорт. Педагог, избавляясь от неудовлетворенности, не осознает ее причин, снимая, таким образом, эмоциональное напряжение в процессе работы и взаимодействия с коллегами. Все это может перейти в форму конфликтного взаимодействия. Другой причиной является угроза социальному взаимодействию. Она влияет на изменение привычного окружения педагогической деятельности и касается изменения штатного расписания, изменений в структуре организации образовательного учреждения, перемещения должностных лиц. Так как в педагогическом коллективе выявлено большое количество формальных и неформальных групп, то нарушение взаимодействия между ними может привести к развитию конфликта [53, c. 16].

Другой причиной может быть страх потери компетентности в своих глазах и коллег. Любой педагог, которой был уважаемым работником много лет, боится и не хочет показать себя непрофессионалом при необходимости внедрения нововведений в своей педагогической деятельности. А так как это происходит на виду у всего коллектива, то может стать серьезной проблемой в оценке профессиональной состоятельности.

Проблема психологической несовместимости, а именно антипатии к руководителю, в развитии конфликтного взаимодействия не является доминирующей, но может стать причиной возникновения межличностного конфликта.

Территориальность также может быть причиной конфликта, поскольку, входящие в одну рабочую группу, люди «обживают» свою территорию, будь то рабочее пространство или комната отдыха. Если на это место будут претендовать члены другой группы, то это может обернуться столкновениями и перерасти в конфликт. Неумение считаться с потребностями других людей, непонимание людьми состояний друг друга и намерений (плохо развитая психологическая коммуникация) является существенной причиной конфликтов. Личностное своеобразие членов коллектива тоже является причиной конфликтов. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность, чрезмерная принципиальность, тревожность, низкий уровень самоуважения – эти особенности участников педагогического процесса «загоняют» их в конфликтные ситуации [53, c. 16].


Рассмотрим причины появления межличностных конфликтов среди педагогов в коллективе, предварительно обобщив их. Неподтверждение ролевых ожиданий может стать источником конфликта. Если отсутствует интересное дело и перспектива развития в профессиональном плане, существует нежелание считаться с мнением коллег, то более вероятным итогом развития событий в коллективе может стать обострение межличностных взаимоотношений, взаимодействий.

Вместе с тем можно выделить такие причины конфликта, как споры из-за материальных благ (премий, выплат и пр.), по причине популярности педагога среди учащихся или в коллективе, по проблемам лидерства в коллективе, признания славы и приоритета педагога, ущемление у педагога чувства собственного достоинства, а также конфликт ценностей, которые могут не совпадать у людей. Несовпадение правил и норм общения в коллективе и поведения педагогов является частой причиной различного вида (межличностных и межгрупповых) конфликтов в коллективе педагогов. Относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных ежедневно работать вместе и контактировать друг с другом, является наиболее возможной и важной причиной конфликтов в коллективе педагогов.

Наряду с так называемыми педагогическими конфликтами (между обучающим и обучаемым), выделяются своей широкой распространенностью в образовательных учреждениях так называемые "управленческие", вертикальные конфликты между педагогами и руководством. В основе таких конфликтов лежат трудноразрешимые противоречия, связанные с невысоким социальным престижем профессии педагога и большой напряженностью преподавательского труда, высоким уровнем эмоциональной отдачи, социальной ответственности и неудовлетворительными условиями работы [15, c. 11].

В совокупности с постоянно накапливающейся, а нередко – и хронической усталостью, все названные факторы порождают феномен конфликтогенности педагогической среды. К сожалению, в этих условиях и сами педагоги нередко не соответствуют своему профессиональному предназначению, не все, и даже немногие из них, обладают необходимой стрессоустойчивостью, выдержкой и педагогическим тактом. Проблемой общеобразовательной школы является, к тому же, явное преобладание женщин среди педагогов.

Профессиональный труд не только развивает человека, но и может приводить к профессиональной деформации личности. Исследователи указывают, что значительное число учителей (по разным данным до 15%), например, прямо ориентированы на жесткое противоборство, соперничество с коллегами. Другие, и их также немало, выбирают стратегию "избегания", по сути не пытаясь найти пути разрешения противоречий.