Файл: Мотивация - от теории к практике (Понятие, роль, функции и принципы мотивации в системе управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 696

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересы личности, определяемые как «потребностное отношение или мотивационное состояние», также являются мотивирующим фактором активности[11].

Ценностные ориентации личности, отражающие ее отношение к явлениям социальной среды, также выступают мотивом активности.

Разновидностью ценностных ориентаций являются социальные установки. Именно ценности и установки определяют особенности восприятия социальной действительности, готовность личности действовать тем или иным образом в каждой конкретной ситуации, принимать решение.

Ценностные ориентации связаны с мировоззрением, которое представляет собой систему взглядов и убеждений.

Все вышеперечисленные мотиваторы поведения делятся на рациональные и эмоциональные.

Рациональные мотивы:

- практичность и целесообразность;

- забота о здоровье;

- надежность, стабильность и осторожность.

Эмоциональные мотивы:

- удовольствие;

- гордость;

- одобрение;

- страх;

- сентиментальность.

Зачастую именно эмоциональные мотивы преобладают над рациональными при совершении поступка[12].

Очевидно, что мотивационно-потребностная сфера настолько сложна, насколько и значима для изучения человеческого поведения. Облегчить изучение и анализ мотивов поведения возможно благодаря структурированной схеме факторов, определяющих эти мотивы (таблица 1).

Таблица 1 ‑ Факторы, мотивирующие поведение

Группа

Фактор

Характеристика

Социальные

Референтная группа

Группа значимых людей, способная влиять на установки и поведение человека: друзья, близкие знакомые, уважаемые соседи и коллеги, начальство, кумиры

Семья

Наиболее значимая группа

Социальная роль

Роли мужа/жены, родителя, ребенка, профессионала и т.д.

Статусное положение

То, как высоко общество ценит каждую из данных ролей

Принадлежность к определенному социальному классу

Обширные и однородные социальные группы, объединенные сходным социально-экономическим положением, ценностями и правами

Возраст

Количество прожитых лет

Жизненный цикл (совокупность стадий развития) семьи

Состав семьи, иерархия ее членов, характерные для данного этапа особенности взаимоотношений, потребности, ценности

Сфера деятельности

Род занятий, профессиональная принадлежность

Образ жизни

Новаторство, консерватизм, безразличие, «массовое» сознание

Социальное положение

Место в обществе на основе определенных критериев (благосостояние, профессия, авторитет и уважение)

Экономические

Доходы

Конечная денежная сумма с учетом всех выплат, находящаяся в распоряжении индивида

Культурные

Культура

Сфера духовной жизни человека

Субкультура

Отождествление себя с определенной группой и общение с себе подобными

Психологические

Личностные характеристики

Комплекс психологических особенностей социального восприятия и реагирования, поведения

Мотивы

Побуждения, направленные на удовлетворение собственных потребностей

Восприятие

Особенности отбора и первичной обработки поступающей от внешнего и внутреннего мира информации

Опыт

Приобретенные навыки, способы реагирования

Установки

Убеждения

Отношения

Определенный взгляд и подход к чему-либо


Все вышеперечисленные побудительные факторы в действительности редко выступают в чистом виде, чаще всего они комбинируются в сложные мотивы, формируемые одновременно и потребностью, и чувствами, и мировоззрением человека[13].

Данные модификации представлены в таблице 2.

Таблица 2 ‑ Модификации цели трудовой мотивации в зависимости от подхода к персоналу

Подход к персоналу как к затратам организации

Подход к персоналу как ресурсу организации

Цель трудовой мотивации

1

2

3

Предпочтение отдается организационной структуре, системе должностных обязанностей. Кандидат на трудоустройство должен четко соответствовать организационным требованиям, а работник – строго выполнять свои обязанности

Предпочтение отдается творческому отношению работника к труду, инициативе. Организация отдает приоритет трудоустройству высококвалифицированных работников, вплоть до создания для них специальных рабочих мест, соответствующих их личным особенностям

Разработка организационных стандартов трудового поведения с учетом личностных характеристик работников

Организация практикует жесткие системы оплаты труда и материального стимулирования, не зависящие от трудового вклада работника

Организация практикует системы дифференцированной оплаты труда, создает условия для получения работниками максимально возможного дохода, при этом размер дохода не ограничивается

Разработка системы вознаграждения

Предпочтение отдается количественному аспекту трудоустройства работников, поэтому организация использует неизбирательный подход к приему кандидатов на трудоустройство, при этом стоимость рабочей силы низка

Предпочтение отдается качественному аспекту трудоустройства работников. Организация ведет поиск кандидатов, имеющих высокую квалификацию и высокую стоимость рабочей силы на рынке труда

Разработка персонального подхода к отбору кандидатов для трудоустройства

Поиск руководителей на вакантные должности осуществляется вне организации. Работники организации практически не имеют возможности для должностного роста

Организация создает условия для подготовки руководителей внутри самой организации посредством создания системы воспитания кадрового резерва

Разработка системы карьерного роста персонала

Организация проводит отбор и закрепление на рабочих местах работников, полностью удовлетворенных условиями, содержанием работы, ее оплатой

Организация изменяет условия, содержание и оплату труда с целью сохранения ценных для нее работников, при этом приоритет отдается факторам удовлетворенности трудом

Разработка системы внутриорганизационного регулирования рынка труда

Организация проводит формализованную оценку персонала

Организация использует индивидуальный подход к оценке персонала

Разработка системы оценки трудовых достижений работников


Как видно из таблицы 2 модификации цели трудовой мотивации осуществляются в зависимости от подхода к персоналу – как к затратам или как к ресурсам организации.

Появление новых мотивов трудовой деятельности сопровождается появлением принципиально новых стимулов трудовой активности, направленных на повышение квалификации, освоение смежной профессии, обогащение содержания труда, реализацию социальных целей работников[14].

Поэтому существует проблема разработки новой концепции трудовой мотивации работников, поскольку их социальная самореализация происходит в условиях отказа от ранее существующей практики трудового коллективизма.

Однако межличностное отношение как выражение психологического и социального взаимоотношения работников в совместной трудовой деятельности реально существует и его нельзя игнорировать.

В противном случае социализация работников в организации будет длительной и «болезненной» и для самого работника, и для организации.

Вместе с тем, влияние социализации на формирование трудовой мотивации работников, несомненно, и обусловлено тем, что работник, как носитель социально-экономических отношений, в одном лице совмещает две основные роли: является производственно-экономическим объектом и социальной личностью.

При том, что каждый работник строго индивидуален по своему трудовому потенциалу и собственным мотивам к труду, в то же время он всегда является частью какой-либо социальной группы.

Отсюда адекватность ожидаемого организацией поведения работника, его действий или, напротив, непредсказуемость этого поведения[15].

Очевидно, что с позиций организации первая роль работника (производственно-экономическая) является приоритетной, а вторая, связанная с реализацией социальных потребностей, – вторичной.

Именно в этом, по нашему мнению, заключается главная проблема обеспечения баланса потребностей организации и работника, обусловленная существующими противоречиями между экономической и социальной эффективностью трудовой мотивации.

2 Традиционные теории мотивации и их практическое применение в современных компаниях


Каждый вид мотивации играет важную роль в психологии каждого человека. Но что может повлиять на мотивацию? Какие могут быть факторы? Для изучения данных вопросов ученые применяют теории мотиваций. Теорий мотиваций в нашем времени разработано достаточно, большинство новых теорий просто копируются из старых источников. Однако поскольку времена меняются, меняются ценности, люди, уровень жизни, благосостояние и т.д., то меняется и мотивация у людей. Из-за того, что желания молодых людей, мотивированные чем-либо, не совпадают с ожиданиями старшего поколения, возникают конфликты. Такие конфликты были все существование человечества. Из-за психологических особенностей людей они неизбежны и как их предотвратить, есть лишь рекомендации психологов, но решения данной проблемы нет.

Ни один существующий подход к мотивации не дает полной картины. Современному менеджеру, определенно, трудно применить теорию мотивации непосредственно на рабочем месте.

Ватсон утверждает, что менеджеры не должны сосредоточиваться исключительно на «мотивах» людей. Скорее они должны рассматривать, что люди делают и думают, работая в организации, как своеобразную форму взаимного обмена (в более широком контексте организации как форму обмена между сторонами)[16].

Для обмена требуются переговоры, в которых обе стороны идут на уступки и стараются подстроиться друг к другу. Этого невозможно достичь без диалога и хорошего знания личных обстоятельств, предпочтений и мотивов индивидуума. Например, будете ли Вы постоянно подбрасывать сотруднику новые сложные задания, чтобы тот приобрел значительный опыт развития и был готов к большей ответственности и возможному карьерному росту?

Или будете ли Вы поручать человеку одну и ту же работу несколько раз, поскольку знаете, что он ее отлично и абсолютно компетентно выполнит?

Такие решения принимаются менеджером на основании достаточного знания как самого сотрудника, так и его ожиданий.

Промежуточное положение между подходом Ватсона и более традиционными теориями мотивации занимает психологический контракт – современная концепция, опирающаяся на довольно многочисленные исследования. С ее точки зрения мотивация – это сложное понятие, меняющееся от человека человеку и от ситуации к ситуации. Суть концепции состоит в том, что у сотрудника есть ожидания относительно того, что должен обеспечить работодатель, и у работодателя есть ожидания относительно того, что должен обеспечить сотрудник.


Неоправдавшиеся надежды приведут к разрыву или «нарушению» психологического контракта, что может вызвать разочарование или конфликт. Менеджер может исследовать эти ожидания и попытаться решить конфликт или хотя бы понять его причину.

Психологический контракт определяется как: восприятие взаимных обязательств, взятых на себя двумя сторонами трудовых отношений – организацией и наемным работником. Такое восприятие может быть результатом формального контракта или следствием ожиданий относительно друг друга, которые передаются множеством различных способов.

Психологический контракт характеризует ожидания организации и отдельного сотрудника относительно друг от друга по поводу различных обязательств, привилегий и прав[17].

Он отражает, что человек ожидает дать организации и получить от нее и что организация ожидает дать и получить взамен. Эти ожидания могут касаться как собственно условий делового обмена, таких как оплата или часы работы, так и характера взаимоотношений, таких как доверие и приверженность. Если у сотрудников и работодателей нет общего представления о взаимных ожиданиях, могут возникнуть проблемы.

Конечно, некоторые формальные обязательства и ожидания работодателя/наемного работника оговариваются в формальном договоре найма, например, сколько часов нужно отработать и какая плата будет получена.

Но есть неявные ожидания, которые не указывает ни одна сторона, например, доверие и справедливость, вопросы удовлетворенности работой, баланс жизнь – работа, мотивация и нагрузка [17, c.89].

Вот что является содержанием психологического контракта: то, что относится к психологическим обязательствам и ожиданиям. В качестве примера можно привести ожидание сотрудником поддержки и обучения, если его попросят выполнить новое задание, или ожидание того, что от него не потребуют работать сверхурочно.

Психологический контракт

Рисунок 1 - Модель психологического контракта[18]

Что происходит, когда надежды не оправдываются? Обычно обе «стороны» не осознают существования подобных ожиданий, пока не происходит некоторый «сбой».

Например, возникло разочарование или конфликт, потому что сотруднику не предложили помощи и поддержки при выполнении нового задания или попросили поработать допоздна. Именно поэтому менеджеры должны с осторожностью вводить любые изменения, которые могли бы нарушить контракт. Многие менеджеры предпочитают заранее обсуждать изменения со всеми, кого они могут коснуться. Это помогает выявить любые возможные трудности «с контрактом».