ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 936
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях на основании ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Право прокурора объявлять предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности предусмотрено также Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям общественных (религиозных) объединений.
Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Организация работы прокурора по надзору
за исполнением законов
Непременным условием надлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законов является высокий уровень ее информационного обеспечения. Истребование и анализ сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и условиях, им способствующих, необходимо осуществлять постоянно, результаты проведенной аналитической работы использовать при планировании и организации надзорной деятельности. При этом противоречия требованиям п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривающего проведение прокурором проверок только на основании информации о нарушении закона, в данном случае нет. Реализация аналитической деятельности прокурора в планировании надзорных мероприятий — это также поступающая в прокуратуру информация, но прошедшая процедуру анализа и обобщения, в связи с чем она может служить основанием для проведения прокурорской проверки.
В процессе подготовки к проверке надзирающему прокурору необходимо ознакомиться с нормативной базой, регламентирующей деятельность организации, учреждения, предприятия. Целесообразным является составление плана проверочных мероприятий, предварительное решение вопроса о привлечении к участию в проверке специалистов.
Проверки различаются по кругу исследуемых вопросов, проверяемых объектов, по правовым сферам (налоговая, бюджетная, земельная, антимонопольная и др.), по длительности временных промежутков, подлежащих проверке. Проверочные мероприятия могут проводиться в отношении ряда предприятий, учреждений, исходя из принципа однопрофильной деятельности (например, все медицинские учреждения), или в отношении одного органа либо организации.
Основная масса проверок носит текущий характер, проводится на основании поступающих в прокуратуру обращений граждан, содержащих информацию о нарушении закона, а также информации контролирующих органов, сообщений органов массовой информации и т. д.
По наиболее проблемным, имеющим особую социальную значимость вопросам соблюдения законности органами прокуратуры проводятся проверки, запланированные по результатам проведенного анализа законности.
По результатам проведенной проверки прокурором при наличии оснований вносятся акты прокурорского реагирования.
Организация работы прокурора по надзору
за законностью правовых актов
Критерием оценки органами прокуратуры правовых актов является соответствие их закону.
Обеспечение единства законности при издании правовых актов федеральными министерствами и службами, агентствами и представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля — наиважнейшее направление прокурорской деятельности.
Основной задачей органов прокуратуры на данном направлении прокурорского надзора является предупреждение издания незаконных актов.
В случае выявления незаконного правового акта прокурор обязан безотлагательно принести протест, а в случае его отклонения — в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.
Для данной сферы прокурорского надзора существенным является вопрос о периодичности проверок и объеме проверяемых правовых актов:
акты представительных органов субъектов Российской Федерации, нормативные акты представительных органов местного самоуправления должны проверяться тотчас после принятия, даже в том случае, когда прокурор предварительно знакомился с их содержанием. Тем самым обеспечиваются своевременность прокурорского реагирования, предотвращение существенных негативных последствий, связанных с исполнением ненадлежащего закона. Проверка осуществляется сплошным способом1;
периодичность проверки актов исполнительной власти устанавливается в каждой прокуратуре самостоятельно. Целесообразным видится проведение таких проверок не реже одного раза в месяц;
акты органов государственного контроля обычно проверяются в ходе целевой проверки одновременно с проверкой деятельности органа по исполнению контрольных функций за исполнением законов хозяйствующими субъектами.
Осуществление надзора за законностью правовых актов органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного вневедомственного контроля должно быть организовано вне зависимости от наличия информации о нарушениях закона2.
Проверки законности правовых актов могут проводиться органами прокуратуры как по месту нахождения прокуратуры путем истребования изданных актов, так и по месту их издания.
В зависимости от характера проверки прокурорским работникам предоставляются все или отдельные правовые акты, а также материалы, послужившие основанием для их издания. Суть проверки сводится к внимательному прочтению прокурором всего текста правового акта и изучению материалов, на основании которых этот акт был издан. При этом производится сличение предписаний, содержащихся в правовом акте, с нормами действующего законодательства.
В процессе проведения прокурорских проверок законности правовых актов выясняются следующие вопросы:
был ли правомочен орган издавать проверяемый правовой акт;
имеются ли нарушения законов, применяемых в связи с изданием правового акта;
не нарушает и не ограничивает ли правовой акт права и свободы каких-либо граждан или законные интересы юридических лиц;
не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом или должностным лицом правовым актам;
не нарушен ли порядок издания правового акта, закрепленный в регламенте конкретного органа1.
На основании требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. №Пр-1568, органами прокуратуры осуществляется антикоррупционая экспертиза нормативных правовых актов Российской Федерации.
В приказе Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» от 2 октября 2007 г. № 155 отмечается, что обобщение информации, характеризующей состояние законности в сфере регионального и местного нормотворчества, свидетельствует о недостатках в организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований.
В результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.
Не все прокуроры, наделенные конституциями и уставами субъектов РФ правом законодательной инициативы, используют его, проявляют инициативу в вопросах формирования нормативной базы в развитие федерального законодательства.
В связи с указанным названный приказ Генерального прокурора РФ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах.
2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении предварительного расследования. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Акты и иные средства прокурорского реагирования.
Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора
за исполнением законов органами,
осуществляющими дознание и предварительное следствие
Правовая реформа, проводимая в современной России, оказала большое влияние на изменение статуса органов прокуратуры, особенно в сфере уголовного судопроизводства в досудебных стадиях. Ранее прокурор являлся организатором и руководителем уголовного преследования в досудебном производстве, обладая соответствующими процессуальными правами участника уголовного процесса. Структурное выделение в органах прокуратуры следственного корпуса в 2007 г. и образование нового ведомства — Следственного комитета Российской Федерации в 2010 г. повлекли за собой переосмысление места и роли прокурора в досудебном производстве, выразившееся в более четком разграничении полномочий прокурора и руководителя следственного органа.
Содержание деятельности прокурора и его полномочия в уголовном досудебном производстве определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 1 и гл. 3 разд. III), а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, законностью и обоснованностью их действий и решений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требует от органов следствия и дознания устранения выявленных нарушений, отменяет незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также дознавателя, выполняет предусмотренные УПК РФ организационные полномочия в отношении органа дознания и дознавателя.
В настоящее время прокурор, будучи освобожден от большинства организационно-распорядительных функций (прежде всего в отношении следователей), имеет возможность сосредоточиться на собственно надзорных полномочиях.
Вследствие разграничения компетенции прокурора, следователя и руководителя следственного органа полномочия по осуществлению предварительного следствия, контроля и надзора за соблюдением законности при его производстве выстроились в определенную систему:
следователь проводит проверку сообщения о преступлении, возбуждает уголовное дело и расследует преступление, самостоятельно определяя направления и ход расследования, принимая решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (за исключением случаев, когда обязательно получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа);
руководитель следственного органа осуществляет процессуальный и организационный контроль:
организует и обеспечивает расследование преступлений;
в предусмотренных законом случаях дает следователю согласие на принятие соответствующих процессуальных решений;
при необходимости принимает участие в расследовании или осуществляет его самостоятельно;
отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа;
несет ответственность за организацию соответствующих условий труда подчиненных ему следователей и результаты их деятельности, а также законность и обоснованность их действий и принимаемых решений;
прокурор осуществляет надзор за законностью действий и решений следователя и руководителя следственного органа, регламентированных уголовно-процессуальным законодательством, в пределах их процессуальной самостоятельности.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие, обусловлена предназначением органов прокуратуры, т. е. той целью, ради которой органы прокуратуры созданы. В соответствии с действующим законодательством прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства1. Исходя из этих целей следует определять предмет и пределы прокурорского надзора, а также задачи и содержание деятельности прокурора.
Таким образом, под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается: деятельность по предупреждению, выявлению, устранению нарушений закона в деятельности органов предварительного расследования в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также по выявлению и устранению причин и условий таких нарушений, осуществляемая прокурорами в пределах их компетенции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из приведенного определения к числу задач прокурорского надзора, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, нужно относить обеспечение: