ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.12.2020
Просмотров: 3448
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Йенский романтизм: общая характеристика.
[править] Наследие и признание
Изложение: Генрих фон Офтердинген
[править] Творчество Людвига Тика
[править] Основные произведения
[править] Наследие и признание
[править] Издания на русском языке
[править] Хронология жизни и творчества
ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776-1822)
[править] Основные произведения Гейне
[править] Генрих Гейне и Карл Генрих Маркс
[править] Юность и начало творчества
[править] «Чайльд-Гарольд». Слава
[править] Брак, развод и скандал
[править] Жизнь в Швейцарии и Италии
[править] Наследие и признание
Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.
[править] Интересные факты
Согласно некоторым источникам, Новалис
является автором фразы «Религия —
опиум народа», ставшей знаменитой
благодаря Карлу Марксу[1]
[2].
В
1798 году в сборнике афоризмов «Цветочная
пыльца» Новалис записал ее в следующей
редакции:
Изложение: Генрих фон Офтердинген
Генрих фон Офтердинген
ГЕНРИХ ФОН ОФТЕРДИНГЕН Роман (опубликован в 1802) Произведение состоит из двух частей. Первая, завершенная, называется "Ожидание". Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредет по темному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок - это символ немецкой романтической поэзии, иными словами - чистой поэзии и совершенной жизни. Ему не удается досмотреть свой сон до конца, поскольку к нему в комнату заходит мать и будит его.
Чуть позже Генрих покидает Тюрингию, дом своего отца, и вместе с матерью едет в Аугсбург, на ее родину.
Они путешествуют в сопровождении купцов, тоже направляющихся в Южную Германию.
Генрих, которому предначертано стать большим поэтом, с трепетом прислушивается к рассказам своих попутчиков о поэтах и об их власти над душами всех живых существ. Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далекие времена, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. В другой легенде речь идет о дворе просвещенного, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год ее возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем ее отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в объятия их и новорожденного - своего внука.
Через несколько дней путники останавливаются в замке старого воина и становятся свидетелями подготовки к новому крестовому походу. В его же владениях Генрих знакомится с молодой, привезенной с Востока пленницей Зу-леймой. Она томится вдали от родины и оплакивает свою безрадостную судьбу.
Покинув замок, Генрих со своими попутчиками вскоре останавливается в предгорной деревне, где знакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли. Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, где находят останки доисторических животных и знакомятся с отшельником, который После славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Отшельник показывает им свои книги. В одной из них Генрих обнаруживает пещеру, самого себя, а рядом - отшельника и старика, и все одеты в непривычную одежду, а надписи сделаны на непонятном ему языке.
Постепенно он находит на других страницах описание восточной женщины, своих родителей и многих других известных ему людей.
Ознакомившись за время своего путешествия по стране с некоторыми тайнами истории и недр земли, Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду - старому Шва-нингу.
В доме у деда Генрих знакомится с поэтом Клингсором, величавым человеком, изображение которого он уже видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой.
Между молодыми людьми с первого же взгляда вспыхивает любовь, а вскоре они становятся женихом и невестой.
Клингсор руководит духовным становлением юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном "пользовании" своих душевных сил. Призывает его совершенствовать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий, проникать в "сущность" любого дела, любого явления, чтобы душа в итоге стала внимательной и спокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она столь же проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.
Генрих рассказывает Клингсору о своем путешествии, и вся его речь, ее строй и образность, свидетельствуют о том, что молодой человек рожден быть поэтом.
По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть "основное свойство духа человеческого".
Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью. Эта история предвосхищает то, о чем должна пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии.
Вторая часть романа (ее Новалис не успел закончить) называется "Свершение". Начинается она с того, что Генрих в облике странника в состоянии отчаяния, в которое он впал после смерти Матильды, бредет по горам. Перед ним внизу расстилается Аугсбург, вдали блестит таинственно поток. В стороне он как будто видит монаха, стоящего на коленях перед дубом. Ему кажется, что это старый придворный капеллан.
Однако, подойдя ближе, он осознает, что перед ним всего лишь утес, над которым склонилось дерево. Вдруг дерево начинает дрожать, камень глухо гудит, а из-под земли доносится радостное пение. Слышится голос, который просит Генриха сыграть на лютне и спеть песню, он обещает, что тогда появится девушка, которую он должен взять с собой и не отпускать от себя. Генрих узнает голос Матильды. В листве дерева перед ним возникает видение его возлюбленной, которая с улыбкой/ласково на него смотрит. Когда видение исчезает, вместе с ним из его сердца уходят все страдания и заботы. Не остается ничего, кроме тихого томления и грусти. Проходит боль утраты.
Генрих начинает петь и не замечает, как к нему подходит девушка и уводит его с собой. Она знакомит его со стариком, которого зовут Сильвестр, он врач, но Генриху кажется, что перед ним старик рудокоп.
Оказывается, что давным-давно старика посетил отец Генриха, в котором Сильвестр увидел задатки скульптора, и познакомил его с драгоценным наследием древнего мира. Однако его отец не послушался зова своей истинной природы. Рациональное отношение к окружающей действительности пустило в нем слишком глубокие корни. Он сделался всего лишь искусным ремесленником.
Старик желает, чтобы Генрих вернулся в свой родной город. Однако Генрих говорит, что лучше узнает свою родину, путешествуя по разным .странам, и вообще, люди, много путешествующие, отличаются от других более развитым умом и прочими удивительными свойствами и способностями. Они ведут беседу о добре и зле, о причинах зла.
Новалис не успел завершить эту вторую часть, в которой хотел выразить суть поэзии. Не успел он и оформить свою мысль о том, что все на свете: природа, история, война, обыденная жизнь, - все превращается в поэзию, поскольку она и есть дух, оживляющий все сущее в природе: Во второй части Генриху предстояло более полно ознакомиться с окружающим миром. Он должен был попасть в Италию, участвовать в военных действиях, при дворе императора встретиться с сыном Фридриха II и стать его близким другом, побывать в Греции, совершить путешествие на Восток, вплоть до Иерусалима, затем вернуться в Тюрингию и вместе с Клинг-сором принять участие в знаменитом поэти-. ческом турнире. Продолжение романа должно было превратиться в мифологическое, исполненное символики повествование, в котором все: животные, растения и камни - должно было разговаривать и претерпевать волшебные превращения. Матильде, уже после своей смерти, в облике разных женщин предстояло часто встречать Генриха, который наконец наяву должен был сорвать "голубой цветок", увиденный однажды во сне.
Лю́двиг Ио́ганн Тик (нем. Johann Ludwig Tieck, 31 мая 1773, Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик.
Сын канатного мастера. В 1792—1795 учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В 1799—1800 член иенского кружка романтиков.
Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (нем. «William Lovell», 1795—1796). Переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир, — томный сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (нем. «Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht», 1797). Эстетические взгляды изложены в философском романе «Странствования Франца Штернбальда» (нем. «Franz Sternbalds Wanderungen», 1798).
Пьесы «Кот в сапогах» (1797, рус. пер. 1916), «Синяя Борода» и др. — лёгкие сатиры-сказки в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (ч. 1-2, 1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.
Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии.
[править] Творчество Людвига Тика
Тик занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства.
«Кот в сапогах» / «Der gestiefelte Kater», 1797, — пьеса-насмешка над всеми предшествующими видами искусства, как их понимали классицисты. Ирония — форма парадоксального, она одновременно отрицает общепризнанное и предполагает новую истину. Всё привычное, конечное становится текучим, исчезают границы. В основе иронии игра. Художественный мир пьесы состоит из нескольких сфер: кот и хозяин. Кот становится философом, который критически оценивает способности своего хозяина. Вторая сфера — зрители, которые комментируют то, что происходит на сцене. Третья сфера — это актёры, которые комментируют свои роли, оценивают пьесу и драматурга. Четвёртая сфера — драматург, которому надоело это слушать. В пьесе разрушается грань между сценой и реальной жизни, иллюзия жизни на сцене разрушается. Наша реальная жизнь — спектакль. Человек может сыграть любую роль, поэтому исчезает серьёзность. Человек может творить жизнь по собственному вкусу. Жизнь — это творчество.
[править] Проза
Он писал сказки лирические, зловещие. Написал два романа. «Странствия Франца Штернбальда» 1798 год — образец романтического романа. Главный герой — художник, энтузиаст. Человек для которого нет других ценностей кроме искусства и который всю свою жизнь посвятил служению искусству. В романе появляется Дюрер, Франц Штернбальд — это его любимый ученик. Франц, обучившись, отправляется в путешествие из Германии в Италию. Это странствие духа, духовное обогащение. Этот роман соединение самых разных жанровых форм: сонет, стихотворение, переписка, то есть фрагменты, каждый связан с какой-то темой, идеей. Весь роман — диалог идей, поэтому реальная жизнь только фон. Очень важны встречи с разными людьми. Любовь — это, что позволяет лучше почувствовать искусство. Отдельные отрывки романа воспринимаются как стихотворения в прозе. Этот роман — пародия на рациональный, просветительский роман (пародия на Гёте), и в то же время пародия на романтический роман, то есть это самопародия. С точки зрения Тика не может быть никакой законченной формы. Художника обуревают фантазии, которые невозможно выразить на бумаге.
Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona» посвящённый судьбе Виттории Аккорамбони.
Гейдельбергский романтизм (нем. Heidelberger Romantik; Гейдельбергская школа романтизма) — второе поколение немецких романтиков. Главными представителями гейдельбергского романтизма стали Ахим фон Арним, Клееменсо Брентано, Йозеф Гёррес и др.
Писатели обратились к идее «народного духа» и проявляли повышенный интерес к национальной культурно-исторической традиции. Доминирует идея национального единения и растворения индивидуальности в «народном теле». Проблема преодоления дуализма материи и духа, природы и сознания, чувства и разума разрешается в обращении художника к национальному прошлому, к мифологическим формам сознания, к глубокому религиозному чувству. Представители школы обращались к фольклору как к «подлинному языку» народа, способствующему его, народа, объединению. Рост же национального самосознания связан прежде всего с неприятием государственных реформ, насаждаемых Наполеоном на захваченных им территориях.
[править] Основные произведения
С 1805 по 1808 Арним и Брентано занимаются изданием сборника народных песен под названием «Волшебный рог мальчика» («Des Knaben Wunderhorn»). В эти сборники нередко входили авторские стихи малоизвестных поэтов 16-XVII века.
Ещё одним важнейшим изданием для гейдельбергского романтизма являлось «Детские и семейные сказки» братьев Гримм.
Титульная страница первого тома 4 издания (1840)
В 1812 году они первый раз публикуют 86 немецких сказок в виде первого тома «Детских и семейных сказок» («Kinder- und Hausmärchen»). К 1814 они готовят второй том, состоящий из 70 сказок. Вместе они представляют собой первое издание коллекции, состоящей из 156 историй. Они также пишут два тома работы, озаглавленной «Немецкие Саги» («Deutsche Sagen»), которые включали 585 немецких легенд. Эта работа была опубликована в 1816 и 1818 годах.
Легенды расположены в хронологическом порядке, в соответствии с историческими событиями, с которыми они были связаны. Некоторые легенды были распределены по разделам, соответствующим сказочным персонажам, которые в них упоминались (справедливо для локальных легенд). Издание «Немецкие Саги» было не так популярно, как сборник сказок.
Вторая редакция «Детских и семейных сказок» вышла в 1819-22 годах. Количество историй увеличилось до 170. Ещё пять переизданий претерпело собрание только на протяжении жизни братьев. Седьмое издание, вышедшее в 1857 году содержало уже 211 сказок.
В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора — мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.[1]
Зарубежка, 19 век, теория
-
1085 14 июня 2010 г. 13:24:36 Собственно, ответы не все, и не всегда полные, но порой лучше что-то, чем совсем ничего)))
1.Романтизм как литературное направление Х1Х века.
Романтизм – первое по времени возникновения и одно из важнейших художественных направлений и стилей XIX века. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции. Проявляет себя не только в литературе и вообще в искусстве, но и во всех сферах общественного сознания: науке, философии, религии, политике, даже в быту. Как почти любое значительное культурное явление, романтизм не представляет собой чего-то абсолютно цельного, обладающего постоянным набором специфических черт – он очень многообразен в своих национальных, жанровых, хронологических разновидностях.
Социально-политические предпосылки романтизма - революционные потрясения конца XVIII века: Война за независимость в Америке 1775–1783 гг. и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического мировоззрения.
Эстетические истоки романтизма – сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.
Философские предпосылки. Отчасти это уже Руссо с его естественным человеком, культом природы и критикой цивилизации. Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей. Культ личности (герой не просто сознаёт свою самоценность, как у сентименталистов, а активный субъект определяет и формирует окружающую действительность). Проблема личности – центральная для романтиков. Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту. => бунт или игнор, уход в древние времена, экзотика, мистика, всепоглощающая любовь.
2. Романтизм как литературный метод (раскрыть на материале одного произведения по выбору студента).
Одна из общих особенностей романтизма как художественной системы – его глубокая связь с идеями Французской революции (на раннем этапе формирования романтической школы). Поздний этап романтической школы в значительной степени связан с реакцией на ближайшие последствия революции – наполеоновские войны, реставрацию монархии.
Индивидуализм как коренное положение философско-этических концепций романтизма получал различное выражение. У тех романтиков, которые, отрицая окружающую их действительность, стремились к уходу от нее в мир иллюзий, мир искусства и фантазии, в мир своих собственных рефлексий, герой-индивидуалист в лучшем случае оставался чудаком, мечтателем, трагически одиноким в окружающем мире (герои Гофмана). В других случаях индивидуализм романтического героя приобретает эгоистическую окраску (Байрон, Констан, Ф. Шлегель). Немало и таких героев, индивидуализм которых носит активную бунтарскую устремленность (герои Байрона).
Принципиальное новаторство романтиков в художественном познании действительности в том, что они выдвинули важнейшее положение о преобразующей роли искусства.
А.В. Шлегель в берлинском курсе «Чтения об изящной литературе и искусстве» (1801-1804) попытался систематизировать историю и теорию лит-ры. Здесь им выражен основной принцип концепции мировой лит-ры – принцип историзма. Шлегель подчеркивал роль сравнения как одного из наиболее важных факторов в развитии литературоведения как науки. Принцип универсальной поэзии – один из основных в романтической эстетике.
3. Типология романтических героев (на материале разных литератур).
•Шеллингианский «целостный человек», которого можно назвать «искателем» или «энтузиастом» (таков герой Гельдерлина, раннего Тика и Вакенродера, Новалиса, ранней поэзии Вордсворта и Кольриджа, таким и позже остается герой Клейста, Шелли и многих других), сменяется героем «отчужденным», расщепляется на одинокого мечтателя, непризнанного художника, разочарованного скитальца, отчаявшегося бунтаря, холодного нигилиста, испытывающего «любопытство к злу» (по выражению А. де Мюссе): Рене, Оберман.
•байронизм - интернациональное литературное явление. Отпавший и противопоставленный миру герой идеализируется, его недовольство жизнью обретает характер «мировой скорби», его субъективность разрастается и подчас грозит заслонить собой все человечество. Вот это отпадение, бунт, разлад между субъектом и не соответствующим высоким требованиям субъекта, но навязывающим ему свои правила миром настолько ярко воплощены романтиками, что обычно представляются фундаментальной и чуть ли не единственной темой романтизма.
•Но как ни обособлялся романтический бунтарь, в его бунте всегда сохраняется жажда гармонии, воссоединения с миром, тоска по утраченной простоте и целостности. Это в особенности поразительно в персонажах типа Мельмота, Медарда («Эликсиры сатаны»), байроновских Манфреда и Каина.
•Два вида зла: зло буржуазное (бытовое, пошлое, всецело принадлежащее эмпирическому миру), и зло, принадлежащее «духовному царству» и коренящееся в гордыне ума, воли, таланта и даже гордыне справедливости (в такое зло обращается деятельность Михаэля Кольхааса у Клейста). Вторым путём идёт байронический герой, и оттого он значительный и привлекательный он исследует зло как путь к достижению полноты жизни и расплачивается за неверный выбор пути.
•философия Фихте с ключевой идеей абсолютного «я» и его внутренней свободы: правда, романтики превратили абсолютное «я» Фихте в индивидуальное «я»
•Разная свобода: свобода от механической заданности и неизменности социальной роли (излюбленная тема Гофмана); освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт (эта тема воплощена Байроном). Беспредельная свобода — тайна отчужденного, байронического героя: никогда точно не известно, что именно исторгло его из среды людей, каких ограничений свободы не смог он снести.
•Романтической личности свойственно воображение, замешенное на волении, а значит, и кризис воображения, «ярость при виде несоответствия между его возможностями и замыслами», по определению Байрона, мучительно переживаемая чередой романтических персонажей, начиная с сенанкуровского Обермана. Это кризис жизнестроительной программы романтизма. Байрон-художник показал трагедию индивидуализма, когда герой, разрушив свои связи с людьми, теряет интереск собственной жизни, и бунт его во имя личной свободы лишается смысла.
•«Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). пафос гражданственности, борьбы, протест против пошлости и зла, стремление освободить личность от цепей суеверия, власти авторитета. образ свободной личности, наделенной исключительностью. в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» и восточных повестях.
•Личность, для которой независимость дороже покоя и счастья. Горд, умен, бескомпромиссен, нелицемерен и одинок. Эгоцентризм, замкнутость на себя, пресыщение жизнью, утрата связей с окружающим миром.
•Такие байронические герои встречались не только в литературе, но и в жизни XIX века. Поскольку гармония личности и общества была утрачена и свобода была возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни, главным предметом искусства стала область внутренних переживаний личности.
•Герой — активный бунтарь (у Байрона и де Виньи), Например, в песенных циклах Франца Шуберта звучит мотив одиночества, тема трагического странничества бездомных путников («Шарманщик», «Скиталец»).
•Гюго вывел на сцену героев-романтиков: благородные разбойники, люди из низов, отверженные, обнаруживающие незаурядные способности («Отверженные», «Эрнани», «Человек, который смеется»).
•Расцвет лирики и психологизма => Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная.
4. Романтическая поэма (раскрыть понятие на поэмах Дж.Г.Байрона).
Поэзия была более радикальна в отношении формы. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности.
Меланхоличность и чувствительность английской поэзии соседствовала с эллинистическим языческим любованием жизнью и ее радостями. Эллинистические мотивы у Китса и Мура подчеркивали оптимистический характер изменений, происходивших в поэзии,- освобождение ее от условностей классицизма, смягчение дидактики, обогащение повествовательных линий, наполнение их субъективностью и лиризмом.
5. Особенности романтического конфликта (раскрыть на 3-4 примерах).
Основной романтический конфликт - разлад между мечтой и действительностью, поэзией и правдой. Не между человеком и миром, а между челом и миропорядком на данный момент.
Романтический конфликт построен на стремлении свободной человеческой воли превратиться в абсолют, в божество, во всемирную, универсальную волю, диктующую порядок мироздания. Этот ключевой романтический конфликт зародился задолго до официального оформления романтизма как литературного течения, в романтизме обрел свою самую эффектную и влиятельную форму и пережил романтизм как узко понимаемое литературное направление. Романтический конфликт человека со всем миром и богоборческие претензии человека повлияют на все развитие литературы в XIX и XX веках.
Примеры:
Гофман.
Характер конфликтов, лежащих в основе произведений Гофмана, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Это и неудовлетворенность обществом, общественными переменами, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и неприятие буржуазной действительности. Однако основной романтический конфликт - разлад между мечтой и действительностью, поэзией и правдой - у писателя принимает безысходно трагический характер.
Гофман придерживается позиций кантовского дуализма, признававшего объективное существование мира вещей, но считавшего эти «вещи в себе» непознаваемыми, недоступными человеческому разуму. В представлении Гофмана внешний мир роковым образом тяготеет над миром внутренним, духовным, превращая жизнь в трагикомедию, в которой таинственные силы играют человеком, обрекая его на одиночество и страдания. Стремление примирить эти два враждующих начала - идеала и действительность, и сознание их непримиримости, неодолимой власти жизни над поэтической мечтой придает творчеству Гофмана пессимистические тона.
В соответствии с этим основной темой писателя становится тема искусство и жизнь, основными образами - художник и филистер, полновластный хозяин жизни. Смысл жизни и единственный источник внутренней гармонии Гофман видит в искусстве, а единственным положительным представителем общества - художника. Но искусство для автора трагедия, а художник - мученик на земле, который особенно остро и болезненно ощущает противоречия между духовой и материальной жизнью человека.
Формально конфликт разворачивается между Цахесом и Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство. Цахес-Циннобер выступает в роли некой фатальной силы, обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к процветанию пороков. Дар феи Розабельверде - это условная причина сказочного конфликта, Гофман уклоняется от рационального объяснения его истоков.
6. Романтическое двоемирие (двойничество) и способы его воплощения (привести примеры из разных литератур).
Разочарование в силе разума и в обществе постепенно разрослось до “космического пессимизма”, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, “мировой скорби”. Внутренняя тема “страшного мира”, с его слепой властью материальных отношений, тоской вечного однообразия повседневной действительности, прошла через всю историю романтической литературы.
Романтики были уверены, что “здесь и сейчас” идеал, т.е. более содержательная, насыщенная, полноценная жизнь, невозможен, однако они не сомневались в его существовании – это так называемое романтическое двоемирие. Именно поиск идеала, стремление к нему, жажда обновления и совершенства, наполняли их жизни смыслом.
Романтики решительно отвергли - новый общественный порядок. Они выдвинули своего, “романтического героя”—исключительную, духовно богатую личность, которая чувствовала себя одинокой и неприкаянной в возникающем буржуазном мире, меркантильном и враждебном человеку. Романтические герои то в отчаянии отворачивались от реальности, то бунтовали против нее, мучительно ощущая разрыв между идеалом и действительностью, бессильные изменить окружающую жизнь, но предпочитающие погибнуть, чем с ней примириться. Жизнь буржуазного общества казалась романтикам настолько пошлой и прозаичной, что они иногда вообще отказывались изображать ее и расцвечивали мир своей фантазией. Часто романтики изображали своих героев, находящимися во враждебных отношениях с окружающей действительностью, неудовлетворенными настоящим и устремленными в иной мир, находящийся в их мечтах.
Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Романтиков привлекало все необычное (идеал может быть там): фантастика, мистический мир потусторонних сил, будущее, далекие экзотические страны, своеобразие населяющих их народов, минувшие исторические эпохи. Требование верного воссоздания места и времени – одно из важнейших завоеваний эпохи романтизма. Именно в тот период был создан жанр исторического романа.
Но и сами герои их произведений были исключительны. Их интересовали всепоглощающие страсти, сильные чувства, тайные движения души, они говорили о глубине и внутренней бесконечности личности и о трагическом одиночестве настоящего человека в окружающем мире.
Романтики действительно были одиноки среди людей, не желающих замечать пошлость, прозаичность и бездуховность своей жизни. Мятежники и искатели они презирали этих людей. Они предпочитали быть не принятыми и непонятыми, чем подобно большинству окружающих погрязнуть в посредственности, серости и обыденности бесцветного и прозаического мира. Одиночество – еще одна черта романтического героя.
Наряду с усиленным вниманием к личности характерной чертой романтизма было чувство движения истории и причастности к ней человека. Ощущение неустойчивости-изменчивости мира, сложности и противоречивости человеческой души определило драматическое, порою и трагическое восприятие жизни романтиками.
В области формы романтизм противопоставлял классическому “подражанию природе” творческую свободу художника, который создает свой особый мир, более прекрасный, а потому и более реальный, чем окружающая действительность.
7. Система романтических жанров. Какие жанры были созданы романтиками, какие были видоизменены? (раскрыть на примерах).
Романтикам принадлежит заслуга разработки многих новых жанров, преимущественно субъективно-философской направленности: психологическая повесть, лиро-эпическая поэма, лирическое стихотворение, исторический роман. С романтизмом связан яркий расцвет лирических жанров, противостоящих рационалистическому 18 веку. Многие поэты-романтики осуществили принципиальную реформу стиха, приблизившую его возможности отображения внутреннего мира духовной жизни отдельной личности.
8. Национальное своеобразие немецкого романтизма.
1. Этот метод сложился именно в Германии, поэтому в некоторых других странах его считали чисто немецким явлением.
2. В Германии оформилась романтическая философия (на базе немецкого идеализма Канта, Фихте, Шеллинга) и эстетика романтизма.
3. Приоритетное место в немецком романтизме занимает поэзия.
4. Немецкий романтизм носил особый характер – философский, уни-версальный, поэтический.
5. Острое разделение мира действительного и мира фантазии, иде-ального, их противопоставление. Роль сатиры и фантастики.
В развитии немецкого романтизма выделяют несколько ЭТАПОВ:
1. Ранний романтизм – 1796–1806 гг.
Первый этап наполеоновских войн; разгром Пруссии и Австрии.
В литературе: становление романтического метода, оформление пер-вого романтического кружка – в городе Йене, при университете. В рамках «Йенской школы» сложилась теория и философия немецкого романтизма.
Лидером «йенского кружка» стал Фридрих Шлегель.
Самыми значительными авторами этого времени были: Новалис (на-стоящее имя Фридрих фон Харденберг) (роман, новелла-сказка, поэзия, теоретические работы); Людвиг Тик (драматургия, новелла, роман); Гель-дерлин (поэзия, роман).
2. Зрелый романтизм – 1806–1815 гг.
Захватнические войны Наполеона в Европе и за ее пределами, на-ционально-освободительные движения в Германии. Разгром Наполеона в России, затем при Ватерлоо.
В литературе: интерес к народному творчеству, к истории, к гер-манской филологии. Центр нового литературного движения – университет г. Гейдельберг, где сформировался новый литературный кружок.
«Гейдельбергская школа» связана с именами: Клеменса Брентано, Ахима фон Арнима, братьев Гримм.
Самым талантливым и значительным романтиком этого периода, не принадлежавшим ни к каким школам, кружкам и объединениям, был Ген-рих фон Клейст (1777–1811) – драматург, поэт, новеллист.
3. Поздний романтизм – от 1815-х до 1830-х.
Период Реставрации, реакция в политической и культурной жизни.
В литературе: большее внимание к действительности, критика со-циальных противоречий, сатира.
Авторы: Адальберт фон Шамиссо, Вильгельм Гауф, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих Гейне.
9. Национальное своеобразие английского романтизма.
1. Развивался рано – с 1790-х гг. На рубеже XVIII–XIX вв. в Анг-лии появляется первая теоретическая работа по романтизму – предисловие к сборнику «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа.
2. Предпосылками для раннего оформления романтизма в Англии были бурное развитие во второй половине XVIII века сентиментализма и предромантизма.
3. Особое значение для Англии имела в период романтизма поэз-ия. Все романтики были новаторами в этой области. Здесь сложились осо-бые жанры и формы. Особенно популярными были сонет, баллада, песня, элегия, пейзажная лирика, сатиры, ода. Новые жанровые разновидности поэмы: лироэпическая, романтическая поэма.
4. В рамках английского романтизма сложился жанр историче-ского романа (В. Скотт).
Ранний английский романтизм связан с двумя кружками-школами:
1)«Озерная» школа (У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути).
2) «Лондонскую школу» ( Джон Китс и Лэм).
Особняком (самостоятельны, вне школ и группировок) стоит творче-ство двух самых крупных английских поэтов, ставших символом англий-ского романтизма – Джорджа Гордона Ноэля Байрона (1788–1824) и Перси Биши Шелли (1792–1822).
10. Национальное своеобразие французского романтизма.
Первая треть XIX века – особенный период в истории Франции, это период между двумя революциями (1789. и 1830гг.). Первая половина это-го периода связана с именем Наполеона; вторая с режимом Реставрации (1814–1830-е гг.).
Особенности романтизма во Франции:
1. Косвенно определялся Великой французской революцией
2. Вначале литература была тесно связана с общественными проблемами и даже с политикой. Поэтому эта литература была более приземлена, более социально и публицистично настроена.
3. Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и про-тиворечивее, чем в других странах, так как во Франции очень сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – не-мецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое.
4. Романтический метод во Франции оформился практически одновременно с реалистическим. Расцвет романтизма здесь приходится на 1820–30-е гг., это и эпоха раннего реализма.
Важнейшая теоретическая работа романтизма – Предисловие к драме «Кромвель» Виктора Гюго – появилась в 1827 г., а первое значительное произведение теоретического плана Ф. Стендаля (трактат «Расин и Шек-спир»), затрагивающее вопрос о реализме, – в 1825 г.
Отсюда и тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние двух методов во французской литератур
5. Французская романтическая литература отличалась особым историзмом.
В первую треть века во Франции развивались следующие формы и жанры литературы: новелла и роман, поэзия и драматургия, публицистика и литературная критика.
Принято различать несколько периодов развития романтизма во Франции:
1. Ранний период ( эпоха Первой Республики и Империи) – до1815 г.
Представители: Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848); Жермена де Сталь (1766–1817); Бенжамен Констан (1767–1830) Этьен де Сенанкур (1770–1846).
2. Расцвет романтизма (1820–30-е гг.) – включая эпоху Реставрации. Представители:
Виктор Гюго (1802–1885); Альфонс де Ламартин (1790–1869); Альфред де Мюссе (1810–1857); Альфред де Виньи (1797–1863); Александр Дюма (1802–1870); Теофиль Готье (1811–1872); Шарль Нодье (1780–1844).
11. Национальное своеобразие американского романтизма.
Самостоятельная история Соединенных Штатов Америки начинается с конца XVIII века, когда в результате Войны за независимость (1775–1783 гг.)
Главной особенностью американского романтизма является его долгое существование. Практически большая часть XIX века проходит здесь под знаком этого направления, хотя и развивалось оно позже, чем в европейских странах.
Этапы развития американского романтизма:
1. Ранний период (1820–30-е гг.).
Авторы: Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг
Особенности: поиски собственного национального пути в литера-туре; проникновение идей европейского романтизма; энтузиазм по по-воду всего американского, ощущение грандиозности перспектив, исто-рический оптимизм.
Темы и проблемы – специфические «американские»: война за не-зависимость, жизнь индейцев, история освоения континента, европей-ская история, проблема природы и цивилизации, проблема обогащения, морская тематика.
Расцвет романтизма (1840–50-е гг.)
Авторы: Натаниэл Готорн, Эдгар По, Герман Мелвилл, Генри Лонг-фелло, Ралф Эмерсон, Генри Торо
Особенности: оформляются общие комплексы романтического ми-роощущения
3. Поздний романтизм (1860-е гг.) – до Гражданской войны Се-вера и Юга (1861–1865 гг.)
Авторы: Уолт Уитмен, Гарриэт Бичер-Стоу
Особенности: усиление критической настроенности в обществе (проблема рабства), размежеванием в литературе.
12. Исторический роман эпохи романтизма, его варианты.
Просветители судили о прошлом антиисторически (разумное- неразумное). Историческое событие часто составляло основу сюжета трагедии классицизма. Но драматурга в этом случае не интересовали особенности изображаемой эпохи. Он ставил и разрешал общие проблемы долга и страсти, ему было неважно, где и когда это происходило (в театре даже не было исторических костюмов – играли в современных).
Романтики - свидетели того, как на протяжении одного поколения изменились не только политические учреждения, но и весь уклад жизни, и самые взгляды на жизнь, нравы, привычки и даже одежда людей.
Новалис: «Роман — это есть история в свободной форме, как бы мифология истории... Ничего нет романтичнее того, что обычно именуется миром и судьбой. Мы живем в огромном (и в смысле целого, и в смысле частностей) романе. Созерцание происшествий вокруг нас. Романтическая ориентация, оценка и обработка материалов человеческой жизни».
отправной пункт романтического историзма - осмысление Великой французской революции и начавшейся с нее эпохи. Получилось не то, чего хотели. => движение истории воспринималось как внеразумное, неуловимое для рационального анализа и предвидения. Это не означало для романтиков, что историческое движение хаотично и бессмысленно; вера в некую провиденциальную закономерность, не поддающуюся рассудочному познанию, но доступную человеку благодаря более высокой способности — воображению.
Гердер: идея истории цивилизации как сменяющихся эпох, ставящих и разрешающих свои задачи. каждая нация имеет свой внутренний мир и сопоставление друг с другом этих картин, возможное благодаря поэзии, позволяет глубже узнать народы и эпохи, чем сухая и обманчивая история. Национальную типологию («О Германии» и «Коринна» де Сталь, «Письма из Испании» Х. М. Бланко Уайта). Романтики стремились воспроизвести не только внешние приметы, так называемый «местный колорит», но и дух различных эпох и национальных культур: особенности понятий, чувств, верований и поведения людей. При этом они опирались на все доступные науке того времени данные, смело дополняя их воображением. «Дайте мне факты, а воображения мне хватит своего...» — писал В. Скотт.
На первых порах романтизм осознавал себя в чужом: для де Сталь романтизм — это германский дух и германское искусство; для Шлегелей — это испанское искусство и Шекспир; для первых испанских теоретиков романтизм — это миросозерцание народов Северной Европы. Воссоздание целостного образа иной культуры: романтический эллинизм, романтический ориентализм, романтическое средневековье и т. п.
ощущение разрывов во времени, непредсказуемости хода времени. Романтики еще были не в состоянии уяснить причины и механизм смены эпох, поэтому искали их, и об этом много в истор. романах. => некоторые произведения романтиков на историческую тему скорее могут быть названы философскими, нежели собственно историческими (новеллы Клейста). Но сверхзадачей всех толкований было обнаружение некоей этической закономерности, неизбежно торжествующей в истории.
Историческое повествование помогало укреплению национального самосознания
Вальтер Скот - создатель жанра исторического романа, до него такого жанра не существовало. В основу мировоззрения и творчества Скота лег опыт народных масс Шотландии, боровшихся за свою независимость против экономически более развитой Англии. Смело развил новаторскую для того времени тему роли народных масс в переломные моменты истории. Ввел в романы образы людей из народа, народных заступников (Робин Гуд, Айвенго и др.) Главный герой, чаще всего,- юноша-дворянин, честный, отзывчивый, небогатый. Этот герой и его возлюбленная исполняют служебную роль. Рассказывая об их приключениях, Скот изображает вооруженный народ, поднимающийся на борьбу против произвола монарха, феодалов, чужеземных захватчиков.
Скотт создал своего рода образцовую структуру исторического романа. Новое видение истории, при котором разрушалось стереотипно-контрастное распределение ролей, реалистически трактовалась психология персонажей, а главное — смысл исторического события определялся на основе социальной реальности.
А. де Виньи обосновал и представил в «Сен-Маре» другой вариант исторического романа, отличающийся остротой этической проблематики и открытым подчинением исторического материала доказательству нравственной идеи («Идея — это все. Имя собственное — лишь иллюстрация и подтверждение этой идеи», — писал Виньи).
13. Английский готический роман, его проблематика и тематика (анализ 1 романа). В чем проявилось его влияние на романтизм?
Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин Gothic изначально употреблялся в значении «средневековый», как в Castle of Otranto, a Gothic Tale (The Oxford Companion to English Literature, 5-е и 6-е издания, 1985, 2000).
В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией, как в Англии, так и в Европе.
Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Описать такое явление как готика пытались многие литературоведы и учёные — Монтегю Саммерс, Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном».
Выдающийся знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.
Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».
14. Литературные манифесты романтиков.
Предисловие к драме «Кромвель» стало одним из важнейших романтических манифестов. Идеи этого манифеста реализуются и в драмах Гюго, которые все написаны на исторические сюжеты, и в романе «Собор Парижской богоматери».
Замысел романа возникает в атмосфере увлечения историческими жанрами, начало которому было положено романами Вальтера Скотта. Гюго отдает дань этому увлечению и в драматургии, и в романе. В конце 1820-х гг. Гюго задумывает написать исторический роман, и в 1828 г. даже заключает договор с издателем Госсленом. Однако работа затрудняется множеством обстоятельств, и главное из них то, что его внимание все больше привлекает современная жизнь.
15. Литературные школы в романтизме.
Йенский романтизм.
Собрались в 1796 году в университетском городе Йена братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис. Начинают выпускать журнал «Атеней», где формулируют собственную эстетическую программу. Всего несколько лет без денег, а какой результат! Значительная роль в создании теории романтического искусства - Шлегели. Они требовали полной свободы для художника.
Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. Ф. Шлегель: Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия. А.-В. Шлегель: преображающий действительность характер романтического искусства.
Принцип свободы - неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.
Теория романтической иронии. В противовес односторонней серьезности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз».
Философия Канта, познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной.
Первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.
Религия романтиков антидогматична, как и все, создаваемое ими, она не закрепощает человека, а, наоборот, освобождает его. О необходимости создать новую религию писал Новалис. При этом он отмечал именно духовные возможности новой религии: «Новая религия должна быть исключительно магией»; «Христианство слишком проникнуто политикой, и его политика слишком материальна». Новую религию Новалис видел основанной на философии и искусстве: не случайно его главным героем был не священнослужитель, а художник- философ.
Мистика романтиков - это не некий туман, но философская категория - постоянное ощущение бесконечного в конечном. Созерцать мир, благоговейно всматриваться в его картины можно только с детской наивностью. Не случайно поэтому детское восприятие родственно поэтическому. Новалис писал: «Где дети - там Золотой век».
Представление о фрагментарности восприятия и отражения - основополагающий принцип в романтическом мироощущении и романтической эстетике. Не случайно философские и эстетические труды Новалиса называются «Фрагменты».
йенские романтики устремлены своей мечтой к прекрасному и универсальному, их еще не мучает «раздвоенность» и противоречивость мира, которая станет предметом творческого исследования гейдельбергских романтиков. Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году йенская группа распадается.
Гейдельбергский романтизм.
Поздние романтики Клеменс Брентано и Ахим фон Арним составили ядро кружка. Близки к ним - братья Якоб и Вильгельм Гримм и Й. Эйхендорф.
Главное отличие от Йенского романтизма- народность, использование приёмов немецкого фольклора.
На смену «плотски-бесплотской» любви Йенцев приходит бесплотная любовь. Идеальный брак - это брак старушки из «Славного Касперля» (брак-добродетель).
Главное сочинение Брентано и Арнима - это сборник народной поэзии "Волшебный рог мальчика". Важное для немецкой литературы. По преимуществу это не были песни собственно народные, на две трети это сборник стилизации, попытка освоиться с народным языком, подражать немецкому фольклору. По сути дела, это был первый внимательный взгляд на фольклор, первая попытка освоиться с народным творчеством как с искусством, воспринять его как литературу. Обращение гейдельбержцев к народной культуре не случайно. Они болезненно переживают утрату самостоятельности, и, утратив политическую, стремятся не утратить духовную. На территории Германии властвовали французы и немецкий народ подвалялся.
Брентано «повесть о Славном Касперле» собственно народное представление о чести - "Честь надо воздавать только лишь Богу", - поскольку перед Богом мы все равны, и если помнить о Боге, помнить о том, что Бог глава всему, и праведного с нечестивым только лишь Бог рассудит. Исконное, народное начало, народное понимание того, что такое честь, противопоставляется ложному, дворянскому.
Трагическое мироощущение. Самый трагичный из писателей этого кружка - Генрих фон Клейст. Пентесилея. комедия «Разбитый кувшин» народный сюжет попранного правосудия. Комична сама ситуация-суд из-за разбитого кувшина. социальный подтекст -крестьяне и судейство. Присутствуют элементы трагизма: разбитый кувшин как расколотый мир. Адам и Ева – аллюзии к грехопадению. Повесть «Михаэль Кольхаас». Одна но пламенная страсть, даже если она желание справедливости, ведёт к тому, что страдают невинные (жена Кольхааса). Столкновение естественного человеческого стремления к справедливости с общественными условностями.
«Берлинская школа»
Поздний романтизм. Шамиссо и Гофман. Реалистические тенденции.
У Шамиссо реализм выражается через нового героя – простака и растяпу Петера.
“Озерная школа”
Полуофициальная дата рождения английского романтизма – 1798-й год, когда вышло в свет первое издание “Лирических баллад” Вордсворта и Колриджа, поселившихся в так называемом “озерном краю” (отсюда название содружества) на севере Англии. Эстетические взгляды Уильяма Вордсворта (1770–1850) в предисловии ко второму изданию “Лирических баллад» (1800). Требование простоты и прозрачности поэтического языка. Неприятие урбанизации страны, отмирания патриархальных устоев (“Майкл”). Демократизм общественных взглядов (“Последний из стада”). Пейзажная и натурфилософская лирика (“Нарциссы”, “Тинтернское аббатство”). Детские образы (“Нас семеро”, “Люси Грей”, “Слабоумный мальчик”). Воображение, познающее суть вещей изнутри, как основной поэтический принцип. Поэт – посредник между людьми и природой. Сонеты Вордсворта. Поэма “Прелюдия” как философско-поэтическая автобиография.
Особенности творческого пути Сэмюэла Тейлора Колриджа (1772–1834). В молодости – поэт, позднее – философ, эстетик, литературный критик (“Biographia Literaria”). Близость к йенским романтикам. Фрагментарность мышления (“Кристабель”, “Кубла Хан”). Теория поэтического языка, не совпадающая с вордсвортовской. Символика и морализм поэмы “Сказание о Старом Мореходе”. Мистический аспект образной системы. Мотивы преступления, наказания и искупления. Формальные особенности: балладный стих.
«Лондонская школа» ( Джон Китс и Лэм).
Франция: 1. Ранний период ( эпоха Первой Республики и Империи) – до1815 г.
Представители: Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848); Жермена де Сталь (1766–1817); Бенжамен Констан (1767–1830) Этьен де Сенанкур (1770–1846).
2. Расцвет романтизма (1820–30-е гг.) – включая эпоху Реставрации. Представители:
Виктор Гюго (1802–1885); Альфонс де Ламартин (1790–1869); Альфред де Мюссе (1810–1857); Альфред де Виньи (1797–1863); Александр Дюма (1802–1870); Теофиль Готье (1811–1872); Шарль Нодье (1780–1844).
США: 1. Ранний период (1820–30-е гг.).
Авторы: Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг
Особенности: поиски собственного национального пути в литера-туре; проникновение идей европейского романтизма; энтузиазм по по-воду всего американского, ощущение грандиозности перспектив, исто-рический оптимизм.
Темы и проблемы – специфические «американские»: война за не-зависимость, жизнь индейцев, история освоения континента, европей-ская история, проблема природы и цивилизации, проблема обогащения, морская тематика.
Расцвет романтизма (1840–50-е гг.)
Авторы: Натаниэл Готорн, Эдгар По, Герман Мелвилл, Генри Лонг-фелло, Ралф Эмерсон, Генри Торо
Особенности: оформляются общие комплексы романтического ми-роощущения
3. Поздний романтизм (1860-е гг.) – до Гражданской войны Се-вера и Юга (1861–1865 гг.)
Авторы: Уолт Уитмен, Гарриэт Бичер-Стоу
Особенности: усиление критической настроенности в обществе (проблема рабства), размежеванием в литературе.
16. Романтизм и христианство (развернуть на примерах).
Эстетическая интерпретация религии. Романтики основывались на христианских ценностях.
Два направления: 1. Шлейермахер («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. 2. Общая тенденция позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.)
Романтики больше обращались к Новому. Ветхозаветные аллюзии характерны больше для XVIII в. Например, произведения Мильтона, Клопштока, хотя, с другой стороны, начатая Байроном традиция - «Еврейские мелодии», «Каин» - апеллирует скорее к Ветхому завету. Это была не полемика. Это была попытка актуализировать христианскую мифологию.
Интерес у романтиков в том числе к христианской литературе был силен, потому что они искали ключи, смыслы и, самое главное, поэтические формулы. Библейский текст ведь даже в переводе имеет большую силу воздействия, форму словесного воздействия на индивида. И это их интересовало. Они искали, как можно с помощью слова увлечь за собой не только одного человека, но и толпу. Брентано очень серьезно занимался смыслами в религиозных текстах. Он исследовал средневековые формы мышления, и в том числе тексты молитв, христианских заговоров, легенд. Многие свои стихотворения он строил по тем критериям, которые выявлял в этих текстах. Это было, конечно, рациональное их восприятие, но во многом и чувственное, поэтическое.
О необходимости создать новую религию писал Новалис. При этом он отмечал именно духовные возможности новой религии: «Новая религия должна быть исключительно магией»; «Христианство слишком проникнуто политикой, и его политика слишком материальна». Новую религию Новалис видел основанной на философии и искусстве: не случайно его главным героем был не священнослужитель, а художник- философ.
Вордсворт: принимает не христианского Бога,а обежествляет природу и дух в сознании человека. В «Майкле» сын Люк уходит из отцовского дома в город и портитсятема блудного сына. город портит людей.
Шатобриан: трактат «Гений христианства» явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
Шелли «Ченчи»: показывает веру как надобность, которая пронизывает всю жизнь, хорошее и плохое. Особенно ярко поднимается вопрос религии в отношениях Франческо Ченчи (главного злодея) и священнослужителей. Он откупается от смертных грехов, даже от убийства. Деньги решают многое. Папе выгодно,чтобы люди совершали грехи, потому что за них надо платить.
17. Тема Природы в творчестве романтиков (на материале нескольких произведений из разных литератур).
Романтический пейзаж – то, что физически возвышается (гора, скала, утёс, горный поток, голубая вода) противопоставлено долинам и равнинам (пошлое)
Лес – таинственный, неизведанный, губительный.
18. Тема Любви в творчестве романтиков (по 1 примеру из разных литератур).
19. Принцип фрагмента в творчестве романтиков (развернуть на нескольких примерах из разных литератур).
Учение о фрагменте – романтизм против просвещения (не все, Байрон – за), против упорядоченности. Фрагменты ценны, т.к. не завершены и завершаются одновременно. «Цветочная пыльца»
Способ: 1)постижения, 2)изображения мира.
В отличие от просветит лит-ры, фрагменты в жизни героя. Почти всё написано по принципу фрагмента. Гофман «житейские воззрения кота Мура». Булгаков учился у Гофмана.
20. Символика романтических произведений (привести около 10 примеров из различных литератур).
21. Проблема Красоты и уродства в творчестве романтиков (на материале нескольких примеров).
22. Проблема Добра и Зла в творчестве романтиков (на материале нескольких примеров из разных литератур).
24. Романтическая повесть-сказка и сказка (на материале творчества немецких романтиков).
Жанр сказки в романтизме.
Сказка- повесть в миниатюре, зерно. (Новалис «Генрих фон Офтендинген» Клингсор - символическая сказка о победе поэзии над рассудочностью и судьбой. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии. Царство короля Арктура сковано льдами. «Ученики в Саисе» - вторая глава «Природа» - включает в себя сказку о Гиацинте и розочке. Время действия сказки Новалис относит в Золотой век, когда, как писал, человек и природа жили в полном единении и согласии. О новом единении человека с природой мечтает автор. Во времена Гиацинта можно было говорить с деревьями и скалами. Гиацинт приходит в храм, открывает лицо богини и видит Розенблюмхен.)
Тик «Белокурый Экберт» Размытое место действия. Сказка - иной чудесный мир, который в дан.случае воспринимается как реальный. Стремление мифологизировать жизнь, создать новую романтическую мифологию. Деревенская идиллия - на лоне природы - со старухой - родители- домик на окраине - Экберт. Взаимопроникновение м иров: сказочного и реального.
Тик, как и Новалис в «Генрихе фон Офтердингене», создал необычный сплав эпического повествования и лирики. Тик опирается на фольклорную традицию, структура новелл, образы героев и мотивировки их поступков кардинально отличают литературную новеллу-сказку от народной сказки. Чаще всего автор рисует трагические судьбы. Легко угадываются социальные причины этого трагизма: погоня за материальным интересом, соблазны богатства и городской суеты, вторжение в отношения между людьми золота — «желтоглазого металла». Но даже там, где эта жажда золота предельно обнажена, как в новелле «Руненберг» (1802), социальные мотивы осложняются иррациональными моментами, человек предстает игрушкой непонятных, таинственных сил. Сложные отношения связывают героя новеллы с окружающей природой, которая живет особой загадочной жизнью. драма-сказка Кетхен идет на любые унижения, сохраняя верность и преданность любимому. В этом прославлении верности не только выразился максимализм чувства, но и слышны отзвуки феодальных этических норм. Таким образом, пьесу нельзя оценивать по законам исторического жанра. Правда, многие участники изображаемых событий несут на себе приметы эпохи, но развитие драматургического конфликта определяется героиней, принадлежащей другому миру — миру легенды или сказки. Эта сказочность образа, конечно, далека от фольклорной: Кетхен — героиня литературной сказки, воплощение романтической концепции мира и человека.
«Золотой горшок» (1814). Повесть имеет подзаголовок: «Сказка из новых времен». Это одна из тех трансформаций жанра, которыми литература обязана немецким романтикам. События развертываются в современной Германии, даже с точным обозначением города (Дрезден). Гофман не только вводит в сказку реалии немецкого быта, но и со свойственной ему зоркостью подмечает характерные черты социальной психологии персонажей: это и самодовольный чиновник на ниве просвещения — конректор Паульман, и его дочь Вероника, мечтающая стать «госпожой советницей», и почтительно-вежливый регистратор Геербранд. Все течение их жизни подчинено сложившимся понятиям и представлениям чиновничье-мещанского уклада. Поэтому так контрастно выделяется на их фоне студент Ансельм, мечтательный энтузиаст, до смешного неловкий среди реального мира. Именно вокруг Ансельма и создается мир чудес.
Фантастическое в сказке Гофмана принципиально отлично от фантастики новелл Тика или Арнима. Гофман не ищет здесь мистических связей между человеком и потусторонними силами. Чем невероятнее происшествие, тем очевиднее для читателя, что это плод неудержимого вымысла писателя, что это сказка. Не случайно в сказочных эпизодах так много смешного.
сказка-новелла «Удивительная история Петера Шлемиля» (1814), которая принесла автору широкую известность. В жанровом отношении она близка таким сказкам Гофмана, как «Золотой горшок», «Крошка Цахес»; это — сказка о роковой силе золота. Черту, выступающему здесь в традиционной роли соблазнителя и совратителя именно с помощью золота, Шамиссо придает прозаический и будничный облик.
25. Французская революция и романтизм.
Главное событие эпохи романтизма – Французская революция. Разрушение системы феодальной. Романтизм развивался на основании нравственных последствий революции.
Революция – коренной перелом в жизни общества, она принесла в литературу тему инцеста как высщего наказания, а так же мотивы хандры, отсутствия любви и прочее (во многом это связано с якобинским террором).
2 этапа:
1)Оптимистичный. До прихода якобинцев. Царство братства и свободы. Гармония общего и индивидуального. Ожидание «Золотого века». Главное, что имело смысл – любовь, искусство, музыка.
2)Трагическое прозрение. Наполеон.
А) мир жесток и не справедлив;
Б) мир пошлый и прозаический.
Разочарование в революции и в происходящем, крушение надежд и привело к подобным мотивам.
Герой – бунтарь, скиталец, разочаровавшийся в этом мире. Двоемирие – герой живёт в реальном мире, но душой находится в выдуманном.