Файл: Йенский романтизм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.12.2020

Просмотров: 3349

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Йенский романтизм: общая характеристика.

[править] Биография

[править] Творчество

[править] Наследие и признание

[править] Интересные факты

Изложение: Генрих фон Офтердинген

Генрих фон Офтердинген

[править] Творчество Людвига Тика

[править] Проза

[править] Основные произведения

Зарубежка, 19 век, теория

[править] Биография

[править] Произведения

[править] Биография

[править] Пьесы

[править] Наследие и признание

[править] Издания на русском языке

[править] Литература

[править] Биография

[править] Биография

[править] Творчество

[править] Биография

[править] Хронология жизни и творчества

[править] Гофман и романтизм

[править] Интересные факты

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776-1822)

Обзор критики

[править] Биография

[править] Основные произведения Гейне

[править] Интересные факты

[править] Генрих Гейне и Карл Генрих Маркс

ПОЗДНИЙ РОМАНТИЗМ

Г. ФОН КЛЕЙСТ

ГЛАВА 5

Э.Т.А. ГОФМАН

ГЛАВА 6

А. ШАМИССО

ГЛАВА 7

Г. ГЕЙНЕ

[править] Имя

[править] Происхождение

[править] Биография

[править] Детство

[править] Юность и начало творчества

[править] Первое путешествие

[править] «Чайльд-Гарольд». Слава

[править] Светская жизнь

[править] Брак, развод и скандал

[править] Жизнь в Швейцарии и Италии

[править] Поездка в Грецию и смерть

Судьба семьи Байрона



Клеменс Брентано де ла Рош (нем. Clemens Brentano; 9 сентября 1778, Эренбрейтштейн (Кобленц) — 28 июля 1842, Ашаффенбург) — немецкий писатель и поэт, наряду с Ахимом фон Арнимом главный представитель так называемого гейдельбергского романтизма. Родной брат Беттины фон Арним.

Содержание

[убрать]

[править] Биография

Клеменс Брентано был вторым сыном франкфуртского торговца Петера Антона Брентано (из семьи Брентано ди Тремезо) и обожавшей молодого Гёте Максимилианы фон Ла Рош.

В своих первых произведениях Клеменс подписывался псевдонимом «Мария», и указывал днём своего рождения 8 сентября, католический праздник рождения Девы Марии.

Клеменс Брентано был крещён в католической церкви, его детство прошло в Франкфурте-на-Майне и в Кобленце. После неудачи в изучении торговли в 1797 году он несколько семестров изучал горное дело в Галле, а затем, с 1798 года, медицину в Йене. Вместо того чтобы завершить обучение в университете, он целиком посвятил себя литературному творчеству. В Йене он познакомился с представителями веймарской классической литературы (Кристофом Мартином Виландом, Иоганном Готфридом фон Гердером, Иоганном Вольфгангом фон Гёте) и раннего романтизма (Фридрихом Шлегелем, Иоганном Готтлибом Фихте и Людвигом Тиком). Свои первые произведения Клеменс писал под влиянием литературных и теоретических произведений йенского раннего романтизма, прежде всего свой роман «Годви», который содержит также некоторые самые известные стихотворения Брентано («Лорелея», «Голос издалёка», Сидел рыбак в лодке").

В 1801 году в Гёттингене, где он числился студентом факультета философии, Брентано познакомился с Людвигом Ахимом фон Арнимом, с которым его вскоре связали узы тесной дружбы и совместно с которым он в 1802 году совершил длительное путешествие по Рейну. Во время него друзья услышали множество народных песен и загорелись желанием собрать их и издать.

После своей свадьбы с писательницей Софи Меро Брентано переехал в Гейдельберг, где вместе с Арнимом выпускал газету и издал сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Сборник оказал огромное влияние на немецкую лирическую поэзию. Его тексты положил на музыку Густав Малер.

Софи Меро умерла в 1806 году при родах третьего ребенка, оба первых ребенка также не прожили больше нескольких недель. Через несколько месяцев Брентано женился на Августе Буссман, но не отказался от жизни кочевника. В 1814 году брак был расторгнут.

Портрет и автограф Брентано на фронтисписе собрания сочинений 1852 года

С конца 1809 года Клеменс Брентано жил в Берлине, где принимал участие в литературной жизни и работал над своим (созданным ещё в 1802 году, но опубликованном только посмертно) стихотворным эпосом «Баллады о венке из роз» и над также изданными только после его смерти «Сказками Рейна». Он принадлежал к основателям созданного в 1810 году «Немецкого застольного общества», чьи антиеврейские, отчасти даже переходящие в антисемитские воззрения он активно поддерживал, в частности в своём произведении «Филистимлянин вчера, сегодня и завтра». Антиеврейские мотивы встречаются также и во многих его более поздних произведениях после 1810 года (например, в «Петухе, Курочке и Кудахточке»), самом известном из его религиозных произведений. Зато в другом, появившемся примерно в это же время произведении «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», мы находим точное и явно с симпатией написанное описание иудаизма времен Иисуса Христа.


Его совместная работа с Генрихом Клейстом в «Берлинском вечернем листке» продолжалась недолго и закончилась после разногласий с Клейстом.

В 1811 году Брентано уехал из Берлина и провёл два последующие года в Бёмене, а затем в Вене. В это время появляются его драмы «Алоис и Имельда» (издано только в 1912 году) и «Основание Праги» (издано в 1815 году в отдельном издании). Попытка заявить о себе в Вене как о драматурге закончилась неудачей.

По возвращении в Берлин в 1815 году Брентано находился в глубокой депрессии, приведшей его сначала в ряды пиетистов, а позднее к возвращению в католическую церковь. Этот шаг был сделан благодаря знакомству с дочерью пастора Луизой Гензель в конце 1816 года. Сначала Брентано хотел перейти в протестантство, чтобы жениться на Луизе Гензель. Когда она отклонила его предложение, он стал склонять её к переходу в католическую веру. В 1818 году Луиза приняла католичество. В 1817 году Брентано инсценировал свой отказ от мирской поэзии, но в реальности не распрощался с ней. Посвященные Луизе Гензель лирические стихотворения (например, «Молчи, о, сердце, я в пустыне») соединяют в себе элементы ранней романтики и религиозные и эротические темы. Около 1816 года возникла ещё одна часть «Сказок Италии», в том числе первый вариант «Петушка, Курочки и Кудахточки».

В 1818 году Брентано покинул Берлин и провел последующие шесть лет в Дюльмене в Вестфалии, записывая видения тяжело больной монахини Анны Катерины Эммерик, обретшей стигматы. Согласно проведённым позже исследованиям, Брентано в своих записях смешивал откровения Анны со своими литературными пассажами, что не позволяет оценить истинное содержание её видений.

После смерти Анны Эммерик в 1824 году Брентано жил в разных местах, с 1829 года во Франкфурте, а с 1833 года в Мюнхене. В это время он работал над своими книгами, в которых воплотил переработанные записи о видениях: «Страдания Господа нашего Иисуса Христа» (1833), «Жизнеописание святой девы Марии» (1852, издано посмертно), «Годы учения Христа» (издано в 18581860 гг. в обработке Карла Эргарда Шмёгера, оригинальное издание лишь в 1981 году) и биография Анны Катерины Эммерик (не окончена, издана в 18671870 гг. в обработке Шмёгера, оригинальное издание лишь в 1981 году). Эти произведения, против воли Брентано, использовались в качестве душеполезного чтения и распространялись по всему миру большими тиражами. Их влияние даже сегодня заметно в романском и американском католицизме. В своей книге «Сёстры милосердия» (1831) он приветствовал появление общины сестёр милосердия святого Винченцо фон Пауля в Германии, одновременно это произведение стало одним из высших достижений немецкой прозы.

В 1833 году Брентано познакомился в Мюнхене со швейцарской художницей Эмилией Линдер. Как и ранее в его отношениях с женщинами, повторилось восхваление любимой в стихах и желание обратить её в свою веру, как и прежде, его подруга уклонялась от этих попыток, однако после смерти Брентано она приняла католическую веру. Поздняя любовь принесла свои плоды, которые наряду со стихотворениями Гёте, Гёльдерлина и Гейне, представляют собой самое своеобразное и самое значимое лирическое достижение первой половины XIX века (например, стихотворение «Я звёздам петь могу»). Стихи, посвященные Линдер, а также появившиеся в 30-е годы XIX века сказки («Прекрасные ножки Фанферлизхен», опубликованные при жизни автора, и «Петушок, Курочка и Кудахточка» (издана в 1838 году)), примыкают к поэтическому берлинскому циклу 18101818 годов. Одной из самых интересных его работ является и 102-строчное стихотворение «Альгамбра».


Последние годы жизни Брентано отмечены меланхолией и унынием. Он умер в 1842 году в Ашаффенбурге, в семье своего брата Кристиана.

Большая часть его стихотворного наследия была издана Эмилией Брентано, женой его брата Кристиана Брентано и Йозефом Меркелем уже после смерти Брентано.

В память о Брентано город Гейдельберг в Германии учредил в 1993 году премию имени Клеменса Брентано.

[править] Произведения

  • «Годви или каменный портрет матери» (нем. Godwi oder Das steinerne Bild der Mutter)(роман) (1801)

  • «Баллады о венке из роз» (нем. Romanzen vom Rosenkranz)(эпос) (1802)

  • «Понсе де Леон» (нем. Ponce de Leon) (комедия) (1804)

  • «Волшебный рог мальчика» (нем. Des Knaben Wunderhorn) (сборник народных песен) (1804)

  • «Чудесная история о часовщике Богсе» (нем. Wunderbare Geschichte von Bogs dem Uhrenmacher)(сатира) (1807)

  • «Основание Праги» (нем. Die Gründung Prags) (драма) (1815)

  • «Некоторые горе-мельники и портреты венгерской нации» (нем. Die mehreren Wehmüller und ungarischen Nationalgesichter) (рассказ)

  • «Три орешка» (нем. Die drei Nüsse) (новелла) (1817)

  • «Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль» (нем. Geschichte vom braven Kasperl und dem schönen Annerl) (бытовая новелла) (1817)

  • «Хроника странствующего школяра» (нем. Die Chronica des fahrenden Schülers) (рассказ) (1818)

  • «Сестры милосердия и уход за больными» (нем. Die Barmherzigen Schwestern in Bezug auf Armen- und Krankenpflege) (1831)

  • «Годы учения Христа» (нем. Lehrjahre Jesu) в 2 частях

  • «Страдания Господа нашего Иисуса Христа» (нем. Das bittere Leiden unseres Herrn Jesu Christi) (1833)

  • «Сказки Рейна» (нем. Rheinmärchen)

  • «Петушок, Курочка и Кудахточка» (нем. Gockel, Hinkel und Gackeleia) (сказка) (1838)



Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере — 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) — немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказаМаркиза д’О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).

В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.

Содержание

[убрать]

[править] Биография

Надгробие Клейста, Ванзее, под Берлином

Почтовая марка ФРГ, посвящённая Генриху фон Клейсту, 1961, 80 пфенингов (Скотт 836)

Семья Клейстов происходила из старинной знатной семьи. Отец, Иоахим Фридрих фон Клейст, служил штабскапитаном при инфантерии в гарнизоне Франкфурта-на-Одере. Мать Генриха, Юлиана Ульрике, была второй женой Иоахима. У них родилось пятеро детей: Фридерика, Августа Каролина, Генрих, Леопольд Фридрих и Юлиана.

После смерти отца в 1788 году Генриха послали учиться в Берлин. В 1792 году Генрих поступил на службу в гвардейский полк в Потсдаме и в 1796 году принял участие в войне против Франции. Ушел со службы в 1799 году в ранге лейтенанта. Затем изучал математику, физику и латынь в университете Виадрина, в 1800 году получил пост чиновника в министерстве финансов в Берлине. Путешествовал по Франции и Швейцарии.


В 1810 году подружился с Генриеттой Фогель, больной раком. И они решили… покончить с собой — осуществить навязчивую идею, с которой Клейст не раз уже обращался к своей жене Марии, которой он с большим воодушевлением написал перед смертью: «Я нашёл подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной». В 1811 Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.

[править] Пьесы

[править] Наследие и признание

На сочинения Генриха фон Клейста писали музыку такие известные композиторы как Август Вильгельм Амброз, Хуго Вольф (симфоническая поэма «Пентесилея»), Ханс Пфицнер (опера «Кэтхен из Хайльбронна»), Ханс Вернер Хенце (опера «Фридрих Гомбургский»).

Его драмы, новеллы и даже эссе многократно экранизировались.

[править] Издания на русском языке

  • Собрание сочинений в 2-х тт. М.; Л.: Всемирная литература,1923

  • Собрание новелл. Л.: Academia, 1928

  • Пьесы. М.: Искусство, 1962

  • Избранное. М.: Художественная литература, 1977

[править] Литература

  • Бент М.И. Гете и романтизм. Изд-во Челябинского ун-та, 1986

  • Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Изд-во Иркутского ун-та, 1987

  • Allan S. The plays of Heinrich von Kleist: ideals and illusions. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1996.

  • Heinrich von Kleist: neue Wege der Forschung /Anton Knittel, Inka Kording (Hrsg.). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2003

  • Griffiths E. Political change and human emancipation in the works of Heinrich von Kleist. Rochester: Camden House, 2005

  • Генрих фон Клейст: Биобиблиографический указатель/ Сост. Н. И. Лопатина. М.: Книга, 1991

  • Пастернак Б. Генрих Клейст. Г. фон Клейст. Об аскетике в культуре// Он же. Собрание сочинений в 5-ти тт. Т.4. М.: Художественная литература, 1991, с.379-385, 675—682





Клейст, Фон

        КЛЕЙСТ Генрих, фон (Heinrich von Kleist, 1777—1811) — немецкий поэт и драматург эпохи романтизма Отпрыск старой прусской военной фамилии, К в качестве офицера прусской армии принимал участие в рейнском походе против Франции, оставив затем военную службу, вел беспокойную скитальческую жизнь, полную треволнений, болезней; страдал припадками временного помешательства, к-рое наконец привело его к самоубийству Трагедия К — трагедия его социально-идеологической раздвоенности С непримиримой остротой соединяет он в себе все противоречия эпохи, не умея синтетически слить их в творчестве Находясь в течение всей жизни под влиянием идей эпохи просвещения, буржуазно-революционного естественного права (Руссо), рационалистического классицизма, он не доходит никогда до чистого выражения религиозно-антирационалистического романтизма, куда его идеологически влечет принадлежность к юнкерскому классу       Наряду с этим он олицетворяет собой противоречие между социальными и национальными интересами эпохи, к-рым проникнуто буржуазное мышление того времени Немецкая буржуазия могла стряхнуть с себя наполеоновское иго не иначе, как надев еще более тяжкое иго Меттерниха Она ищет выхода в романтической иронии, лит-ом приспособлении чуждых национальных культур (по возможности примитивных и не заключающих в себе противоречий), идеологическом возвращении к религиозной и национальной мистике немецкого средневековья, в углублении в непонятные стороны природы, в неопределенном стремлении в даль, в предсказаниях, толкованиях снов, в сомнамбулизме, галлюцинациях и гипнозе Все признаки этого направления присущи К Порывистый, с болезненно преувеличенной чувствительностью, потрясаемый волевыми импульсами, интенсивно, можно сказать, физически прочувствовавший историческое напряжение своей эпохи, он как бы стоит на полпути между дворянством и буржуазией, между военным ремеслом и наукой, между тенденциозной драмой и рефлектирующей лирикой В 1799 он покидает военную службу, чтобы заняться наукой; в 1800, оставляет университет и путешествует; в 1801 он стремится поселиться в Швейцарии и, как простой крестьянин, осуществить идеал Руссо в жизни, близкой к природе; в 1803 намеревается умереть под франц знаменами в борьбе с Англией; во время «освободительных войн» фанатически призывает к борьбе против Франции, собирается мышьяком отравить Наполеона С глубоко подорванным здоровьем он годами переживает мучительную смену изнуряющей творческой сосредоточенности и припадков сумасшествия К тому же он видит, как под ударами Наполеона рушится военная мощь Пруссии, как в своих основах потрясена немецкая феодальная монархия, какая опасность угрожает его классу в самой жизненной его основе Непримиримые противоречия, наполовину только понятые, сталкиваются в его сознании, как в кривом зеркале, и приводят его к самоуничтожению       Эти условия его эпохи и жизни кладут отпечаток на его творчество Но с упорной энергией и полным художественным пониманием удается К овладеть формой драмы и новеллы в их наиболее строгом выражении, обуздать свою переливающуюся через край фантазию и мощь языка Эта неромантическая черта порождена жгучим стремлением уравновесить в искусстве все свои неразрешенные противоречия, воплотить их в художественную форму и, обобщив собственную раздвоенность, изобразить ее как форму жизни вообще       Его первой драме «Die Familie Schroffenstein» (Семья Шроффенштейн, 1801—1802) с ее фаталистическим пессимизмом противостоит почти одновременно возникшая пьеса «Robert Guiskard» (Роберт Гискард), в которой прославляется упорство и уверенность в себе сильного, сопротивление неуловимому року, символизируемому чумой; впрочем в этой драме сам К борется с судьбой, стремясь затмить Эсхила и Шекспира; однако он чувствует, что замысел превышает его силы и в 1803 в Париже уничтожает рукопись; сохранился лишь один отрывок, показывающий, что синтез античного стиля с современным искусством передачи характеров, к которому он стремился, ему удался, как и в драме «Amphytrion» (Амфитрион, 1806), где фабула измены жены, заимствованная Мольером из греческой мифологии, превращена в романтическую мистерию, в основу которой положен миф об Алкмене, зачавшей от Юпитера божественного сверхчеловека, человеческого полубога В трагедии «Пентасилея» (1806—1808) мы еще раз находим «модернизацию античного», начало к-рой теоретически было положено Фр Шлегелем К думал, что вложил свое самое сокровенное и ценное в эту трагедию первобытной царицы амазонок, которая собственными руками терзает тело Ахилла, любимого врага, раздираемая ненавистью-любовью, вынужденная разрушить собственное счастье; в смятении своих чувств она выявляет роковое единство радости и горя, нежности и жестокости Эта драматическая поэма развертывается в одном только действии, проявляя всю мощь языковых средств Клейста Этот доведенный до конца вывод из классического требования единства времени и действия использован К также в единственной пьесе, поставленной при его жизни (1808), в «Разбитом кувшине» (Der zerbrochene Krug, 1802—1806): здоровый юмор и тонкий психологический анализ достигают большой высоты в этой пьесе, где деревенский судья попадает в сети собственной хитрости и из судьи превращается в подсудимого Такой четкости и завершенности драматич архитектоники нет в «Kathchen von Heilbronn» (Кэтхен из Гейльбронна, 1807—1808), где даны все элементы романтической сцены: «нездоровая цветистость средневековья» (Меринг), сказочность, сверхъестественность подсознательного, к тому же весь комплекс «рыцарских» предрассудков, побуждающих героя драмы, графа Веттер фон Штраль, оттолкнуть любящую его смиренную девушку из народа, к-рую лишь после того, как она оказывается принцессой, он приводит к себе в дом как достойную супругу Поворот от так наз «старших» к «молодым» романтикам осуществляется отчасти под знаком наполеоновских войн и в направлении патриотизма и воинствующего национализма Это однако не тот национализм, к-рый несколько лет спустя после Венского конгресса, превратился в буржуазно-прогрессивное, оппозиционное и революционное движение против князей за объединение Германии, но тот национализм владетельных князей и юнкеров, к-рый в Наполеоне ненавидит преемника революции К примыкает к патриотическому фронту, пишет «Катехизис немцев», патриотические стихи и пламенные воинственные песни «Germania an ihre Kinder» (Германия своим детям), песни ненависти, исполненные страстного экстаза:       «Убивайте его! Не спросит вас       Последний суд — за что»       В «Hermannsschlacht» (Битва в Тевтобургском лесу, 1808), злободневной, тяжеловесно скомпанованной драме, он представляет в образе борьбы между германцами и римлянами исконную вражду немцев и французов, желая убедить Пруссию и одновременно Австрию подчинить все свои эгоистические стремления священной борьбе против общего врага В драме «Der Prinz von Homburg» (Принц Гомбургский, 1810) К требует подчинения духу старой прусской монархии, безусловной субординации вплоть до самоуничтожения Меринг называет это «осуществлением немыслимого» — «поднять в сферу искусства дух старой Пруссии, эту смесь грубости и тупости» Менее удачно поэтическое выражение реакционной тенденции в самой значительной из восьми новелл Клейста «Michael Kohlhaas» (Михаэль Кольгаас, 1810): к истории крестьянина, становящегося разбойником в результате насилий, притеснений и произвола феодала, искусственно пристегнута символическая угроза, направленная против короля саксонского, вассала Наполеона       Влияние К росло постольку, поскольку в его творчестве сильнее звучала основная нота феодального национализма В этом смысле с точки зрения литературно-общественной значимости, Клейст — представитель воинствующего, непримиримого крыла прусского юнкерства времен Наполеона В последние годы своей жизни К как публицист открыто стоит на стороне противников реформ Штейна, Гарденберга, Шарнгорста и Гнейзенау Вместе с Мюллером, с которым он уже раньше издавал ежемесячник «Phobus» (Феб), он редактирует в 1810—1811 архиреакционные «Берлинские листки» (Berliner Abendblatter); однако в то же время он обращается к Гарденбергу с просьбой о субсидии для газеты и в последовавших за этим конфликтах проявляет — уже накануне самоубийства — всю раздвоенность, которой полны были его жизнь и творчествоБиблиография: I В поисках правосудия, Исторический роман, СПБ, 1892; Михаил Кольгаас, Повесть из старинной хроники, перев О Брандт, СПБ, 1904; Собр сочин, 2 тт, ред Н С Гумилева и В А Зоргенфрея, вступ ст В А Зоргенфрея, Изд «Всемирная литература», М — П, 1923 (перев Б Пастернака, А И Оношкович-Яцына, Ф Сологуба, А Н Чеботаревской); Собр новелл, вступ очерк В М Жирмунского, перев под ред Г Петникова, «Academia», Л, 1928; Werke und Briefe, historisch-kritische Ausgabe von G Minde Pouet, R 5 Bde, Steig und Erich Schmidt       II Брандес Г, Главные течения литературы XIX в, М, 1881 (и др издания); Орлов М, Г Клейст, «Русская мысль», 1911, XII; Фриче В М, Поэзия кошмаров и ужаса, М, 1912; Жирмунский В, Генрих Клейст, «Русская мысль», 1914, VIII—IX; Фриче В М, «Печать и революция», 1923, V (отзыв о т I собр сочин Клейста); Brahm, Heinrich von Kleist, Berlin, 1874; F Mehring F, Heinrich v Kleist, «Neue Zeit», XXX, 1; Его же, Kl ist, Der zerbrochene Krug, «Die Volksbuhne», I/5; Walzel O, Deutsche Romantik, Lpz, 1918; Nadeler, Die Berliner Romantik (1800—1814), Berlin, 1921; Unger, Herder, Novalis und Kleist, Frankf, 1922; Gundolf Fr, Heinrich von Kleist, Berlin, 1922; Witkop Ph, Heinrich von Kleist, Lpz, 1922; Meyer-Benfey, Kleist, серия «Aus Natur und Geisteswelt», Lpz, 1923; Muschg, Kleist, Zurich, 1923; Braig F, Heinrich von Kleist, Munchen, 1925; Hoffmann P, H v Kleist und W Reuter, 1927; Silz W, Early German romanticism; its founders and H Kleist, 1929; Schmid Ed E, Hebbel und Kleist — Verwandschaft oder Einfluss, 1930











ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Филологический факультет

Кафедра зарубежной литературы

Выпускная квалификационная работа

«Концепция мира и человека в творчестве Генриха фон Клейста»

выполнила

студентка 5 курса

группы 14-03

Тихонова Т.В

Научный руководитель

д. ф. н., проф. Мишина Л.А

Чебоксары 2008