Файл: Отчет по нирм название дисциплины Гражданское право.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, как отметила Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда, "само по себе то обстоятельство, что собственник недвижимого имущества в течение определенного периода времени не пользуется принадлежащим ему имуществом и не несет расходов по его содержанию, не является основанием для лишения его права собственности, а также не является основанием для признания за другим лицом, пользующимся этим имуществом, права собственности в силу приобретательной давности"13.
Как представляется, проблема бесхозяйственного обращения с жильем имеет временный характер и вскоре у собственников появится осознание не только своих прав, но и обязанностей. Этому способствуют и решения судов, в том числе об отказе в удовлетворении требований органов местного самоуправления о прекращении права собственности.
Такие решения обозначают проблему, носят информирующий для граждан характер о возможных последствиях в случае ненадлежащего исполнения ими как собственниками своих обязанностей по содержанию жилья.
Кроме того, судами практикуется при вынесении решения об отказе в удовлетворении требований о прекращении права собственности в резолютивной части решения устанавливать собственнику (ответчику) срок для проведения ремонтных работ и предупреждать собственника (ответчика) о том, что в случае непринятия мер по ремонту жилья право собственности может быть прекращено по решению суда14.
Однако, думается, имеет смысл более широкое освещение, в том числе в СМИ, вопроса об ответственности собственников за бесхозяйственное обращение с жильем и процедуре прекращения их права собственности. С одной стороны, это будет предупреждением для собственников о возможных для них негативных последствиях, с другой - информированием граждан о мерах по пресечению бесхозяйственного обращения собственника с жильем, которое нарушает их права и охраняемые законом интересы.
2 Гражданско-правовые средства защиты интересов собственников при прекращении права собственности
Наряду с собственно способами защиты права собственности в доктрине в качестве самостоятельной группы способов защиты выделяют гражданско-правовые средства, которые направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе15. К ним относятся гарантии, установленные на случай обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация); при изъятии в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер; при изъятии у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и в ряде других случаев.
Полагаем, что при нарушении права собственности данные гарантии реализуются в зависимости от способа защиты, который изберет потерпевший, в виде обязательственно-правовых средств защиты (когда речь пойдет о возмещении убытков) либо иных средств защиты (в случаях признания актов государственных органов или органов местного самоуправления недействительными). Однако в методологических целях упорядочивания проводимого исследования воспользуемся классификацией А.П. Сергеева.
Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)16. Перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, что является одной из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.
Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей)17. Оно допускается: 1) при обращении взыскания на имущество по обязательствам; 2) при отчуждении имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте); 3) при отчуждении недвижимости (зданий, строений и т.п.) в связи с изъятием земельного участка; 4) при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; домашних животных; 5) при
реквизиции имущества; 6) при конфискации; 7) при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле; 8) при приобретении права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке; 9) при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда; 10) при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства; 11) при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения; 12) при национализации имущества собственников в силу принятия специального закона18.
Принудительное изъятие путем обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника производится только на основании судебного решения, что является важной гарантией и имеет непосредственное отношение к защите права собственности.
Прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК РФ), преследует, прежде всего, защиту публично-правовых интересов. При данном способе прекращения права собственности можно выделить несколько гарантий. Во-первых, по данному основанию может быть изъято лишь то имущество, которое по прямому указанию закона либо изъято из оборота, т.е. может находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничено в обороте, в частности подлежит приобретению лишь по специальному разрешению государственных органов. Во-вторых, владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым законом способом в течение года, если только специальным законом не предусмотрен иной, как правило, более краткий, срок. В-третьих, если владелец самостоятельно отчуждение не производит, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется, прежде всего, характером и назначением соответствующей вещи. В-четвертых, бывший собственник вправе требовать компенсации за утраченное имущество (либо в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необходимых расходов по реализации вещи, либо в виде определенной судом компенсации)
19.
В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ. Гарантии в данном случае следующие: выкуп такого недвижимого имущества либо его продажа с публичных торгов возможны только по решению суда, но не в административном порядке; обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекращения прав собственника находящейся на участке недвижимости20.
Принудительный выкуп у частного собственника бесхозяйственно содержимых культурных ценностей допускается лишь при наличии таких условий (ст. 240 ГК РФ). Во-первых, речь идет не о любых, а только об особо охраняемых государством культурных ценностях21. Во-вторых, в судебном порядке требуется установить не только факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их собственника. В-третьих, собственник изымаемых культурных ценностей получает за них компенсацию - либо в виде вырученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, установленной по соглашению с выкупающим их органом государства или решением суда. Аналогичны условия изъятия и домашних животных при жестоком обращении с ними.
Реквизиция представляет собой "традиционное для всякого правопорядка основание прекращения права собственности граждан и юридических лиц"22 и стоит в одном ряду с национализацией имущества, однако производится только в следующих целях: а) для устранения обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; б) для экстренного устранения вреда, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций.
Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие имущества у собственника в случаях, предусмотренных законом. Как правило, она назначается в виде меры наказания, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при совершении административных проступков и таможенных правил. Конфискация может производиться как на основании судебного решения (например, как санкция за совершенное преступление в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации), так и в административном порядке (например, таможенными органами)
23.
Следующая группа гарантий - это гарантии при прекращении долевой собственности и выплате имущественной стоимости доли. Вопрос о выплате денежной компенсации вместо выдела доли в натуре решается судом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки в совокупности всех доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т.д. Поэтому в отдельных случаях суд может передать неделимую вещь - автомашину, библиотеку, оборудование - в собственность одному из участников независимо от размера долей остальных участников общей собственности, с компенсацией последним стоимости их долей.
Отличаются спецификой гарантии прав собственника при изъятии земельных участков для государственных нужд. При необходимости использования земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, для государственных и муниципальных нужд такой участок может быть изъят у собственника путем выкупа, т.е. с уплатой собственнику соответствующей стоимости данного участка в соответствии со ст. 281 ГК РФ.
Земельный кодекс РФ (ст. 49)24 предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных: с выполнением международных обязательств Российской Федерации; с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда (ст. 55)25.
Ограничения изъятия установлены для земель отдельных категорий. Так, возможность изъятия для государственных и муниципальных нужд участков земель сельскохозяйственного назначения зависит от качества этих земель и от целей их дальнейшего использования. Не могут быть изъяты для иных целей вообще особо продуктивные сельскохозяйственные угодья, включенные законодательством субъекта РФ в специальный перечень. Лишь в исключительных случаях, перечисленных в п. 3 ст. 79 ЗК РФ, допускается изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой стоимостью, превышающей среднерайонный уровень. К таким случаям, кроме выполнения международных обязательств РФ, отнесены: обеспечение обороны и безопасности государства; разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных); содержание объектов культурного наследия РФ; строительство и содержание объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного их размещения. В остальных случаях возможно изъятие только земель, не пригодных для сельскохозяйственного производства, либо сельскохозяйственных угодий худшего качества по кадастровой оценке