Файл: Отчет по нирм название дисциплины Гражданское право.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26.
Следует также подчеркнуть, что принудительное отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, допускается в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.
Следующее основание прекращения права собственности - изъятие у собственника земельного участка, используемого с грубым нарушением предписаний законодательства. ЗК РФ в ст. 45 содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Основания же прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, предписаны в ст. 284 и ст. 285 ГК РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ). Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства.
Отметим, что ни в земельном, ни в гражданском законодательстве четко не определен порядок изъятия земельных участков у собственников при ненадлежащем их использовании. Статья 286 ГК РФ для установления органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков в случае ненадлежащего их использования, а также порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях отсылает к земельному законодательству. Статья 54 ЗК РФ устанавливает такой порядок лишь для землевладельцев и землепользователей. Таким образом, определенный правовой вакуум в данном вопросе присутствует.
Вторым моментом является вопрос о возмездности-безвозмездности изъятия земельного участка в указанном случае. Авторы комментариев к земельному законодательству чаще склоняются к безвозмездности изъятия. Думается, что такая трактовка не вполне соответствует основам гражданского законодательства. В ГК РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая однозначно предусматривает по решению суда продажу с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ. При выкупе бесхозяйственно содержимых ценностей собственнику возмещается их собственность в размере, установленном соглашением, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов. Полагаем, более верным будет включение в земельное законодательство гарантий изъятия у собственника таких земельных участков, в частности правила о возмездности изъятия27.
Следующее основание прекращения права собственности - бесхозяйственное содержание жилого помещения. Использование жилого помещения не по назначению, либо систематическое нарушение собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо бесхозяйственное обращение собственника со своим жильем могут стать основанием для принятия судом по иску органа местного самоуправления решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов, т.е. о принудительном отчуждении принадлежащей собственнику недвижимости. Собственник жилья должен быть предварительно предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения допущенных им нарушений (в том числе с установлением соразмерного, разумного срока для этих целей, включая необходимый ремонт разрушаемого помещения). Лишь после этого он подвергается риску судебного изъятия и принудительной реализации принадлежащего ему объекта недвижимости (ст. 293 ГК РФ)28.
Гарантиями в случаях прекращения права собственности на жилые помещения по данному основанию выступают: предварительное предупреждение собственника, предоставление срока для устранения нарушений, судебный порядок изъятия, продажа с публичных торгов.
Существуют и административные гарантии в случаях прекращения права собственности. Например, Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. Главной задачей указанного государственного органа является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в частности обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.
Последним основанием прекращения права собственности выступает национализация. Действующий закон не исключает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ). Однако оно может осуществляться лишь на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных этим убытков.
Названные нормы ГК РФ противоречат п. 3 ст. 35 Конституции РФ, который устанавливает: "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения"29. Следовательно, возмещение подлежит выплате предварительно, т.е. до издания акта, предусматривающего принудительное отчуждение имущества. Конституция не предусматривает возмещения убытков и, естественно, не требует наличия причинной связи между актом, предусматривающим принудительное отчуждение, и убытками30. Полагаем, что при национализации имущества следует руководствоваться положениями Конституции, а не федерального кодифицированного закона, поскольку именно Конституция имеет высшую юридическую силу.
Итак, гарантиями при национализации являются предварительное и равноценное возмещение стоимости имущества, издание федерального закона о национализации.
Указанные гарантии реализуются в вещно-правовых, обязательственно-правовых или иных способах защиты права собственности. Однако их включение в законодательство имеет самостоятельное значение, поскольку позволяет в полной мере защитить субъективное право собственника в случаях изъятия его имущества.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Субъектами отказа от права собственности по данной статье могут быть физические и юридические лица, но не государство и муниципальные образования, в связи, с чем данные нормы не должны распространяться на право хозяйственного ведения и оперативного управления, поскольку право собственности принадлежит публичным образованиям. Однако нормы статьи применяются на практике не только к праву собственности, но и к другим вещным правам, в частности к праву хозяйственного ведения
К действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, относятся подача заявления об отказе от вещи, сделанная как в письменной, так и в устной форме, выбрасывание вещи, необеспечение надлежащего содержания, приводящее к прекращению существования вещи (разрушение, утрата ценности и т.п.), и др.
К обязанностям, которые не прекращаются в связи с отказом от права собственности, можно отнести налоговое бремя, ответственность за вред, причиненный данной вещью, в том числе за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), и др.
1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.// Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. ст. 163
2 Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. 254 с.
3 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 14
4 Егорова А. Брошенное жилье забирают по суду // Российская газета. Неделя. N 4577. 31.01.2008
5 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9.
6 Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 24.12.2011// Архив Ветлужского районного суда Нижегородской области за 2011 г.
7 Решение Заречного районного суда Свердловской области от 24.10.2010// Архив Заречного районного суда Свердловской области за 2010 г.
8 Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2011 N Ф09-9952/11-С1 по делу N А34-2707/11// СПС Консультант плюс 2013
9 Решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 11.02.2010 по делу N 2-42/2010 // Архив Кирилловского районного суда Вологодской области за 2010 г.
10 Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей"// Собрание законодательства РФ. 2003. N 38. ст. 3668
11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7. С.4
12 Решение Тулунского городского суда Иркутской области от 21.07.2010 по делу N 2-403(10)// Архив Тулунского городского суда Иркутской области за 2010 г.
13 Определение Ульяновского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-1659/2012 // Архив Ульяновского областного суда за 2012 г.
Следует также подчеркнуть, что принудительное отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, допускается в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.
Следующее основание прекращения права собственности - изъятие у собственника земельного участка, используемого с грубым нарушением предписаний законодательства. ЗК РФ в ст. 45 содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Основания же прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, предписаны в ст. 284 и ст. 285 ГК РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ). Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства.
Отметим, что ни в земельном, ни в гражданском законодательстве четко не определен порядок изъятия земельных участков у собственников при ненадлежащем их использовании. Статья 286 ГК РФ для установления органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков в случае ненадлежащего их использования, а также порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях отсылает к земельному законодательству. Статья 54 ЗК РФ устанавливает такой порядок лишь для землевладельцев и землепользователей. Таким образом, определенный правовой вакуум в данном вопросе присутствует.
Вторым моментом является вопрос о возмездности-безвозмездности изъятия земельного участка в указанном случае. Авторы комментариев к земельному законодательству чаще склоняются к безвозмездности изъятия. Думается, что такая трактовка не вполне соответствует основам гражданского законодательства. В ГК РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая однозначно предусматривает по решению суда продажу с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ. При выкупе бесхозяйственно содержимых ценностей собственнику возмещается их собственность в размере, установленном соглашением, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов. Полагаем, более верным будет включение в земельное законодательство гарантий изъятия у собственника таких земельных участков, в частности правила о возмездности изъятия27.
Следующее основание прекращения права собственности - бесхозяйственное содержание жилого помещения. Использование жилого помещения не по назначению, либо систематическое нарушение собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо бесхозяйственное обращение собственника со своим жильем могут стать основанием для принятия судом по иску органа местного самоуправления решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов, т.е. о принудительном отчуждении принадлежащей собственнику недвижимости. Собственник жилья должен быть предварительно предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения допущенных им нарушений (в том числе с установлением соразмерного, разумного срока для этих целей, включая необходимый ремонт разрушаемого помещения). Лишь после этого он подвергается риску судебного изъятия и принудительной реализации принадлежащего ему объекта недвижимости (ст. 293 ГК РФ)28.
Гарантиями в случаях прекращения права собственности на жилые помещения по данному основанию выступают: предварительное предупреждение собственника, предоставление срока для устранения нарушений, судебный порядок изъятия, продажа с публичных торгов.
Существуют и административные гарантии в случаях прекращения права собственности. Например, Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. Главной задачей указанного государственного органа является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в частности обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.
Последним основанием прекращения права собственности выступает национализация. Действующий закон не исключает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ). Однако оно может осуществляться лишь на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных этим убытков.
Названные нормы ГК РФ противоречат п. 3 ст. 35 Конституции РФ, который устанавливает: "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения"29. Следовательно, возмещение подлежит выплате предварительно, т.е. до издания акта, предусматривающего принудительное отчуждение имущества. Конституция не предусматривает возмещения убытков и, естественно, не требует наличия причинной связи между актом, предусматривающим принудительное отчуждение, и убытками30. Полагаем, что при национализации имущества следует руководствоваться положениями Конституции, а не федерального кодифицированного закона, поскольку именно Конституция имеет высшую юридическую силу.
Итак, гарантиями при национализации являются предварительное и равноценное возмещение стоимости имущества, издание федерального закона о национализации.
Указанные гарантии реализуются в вещно-правовых, обязательственно-правовых или иных способах защиты права собственности. Однако их включение в законодательство имеет самостоятельное значение, поскольку позволяет в полной мере защитить субъективное право собственника в случаях изъятия его имущества.
Заключение
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Субъектами отказа от права собственности по данной статье могут быть физические и юридические лица, но не государство и муниципальные образования, в связи, с чем данные нормы не должны распространяться на право хозяйственного ведения и оперативного управления, поскольку право собственности принадлежит публичным образованиям. Однако нормы статьи применяются на практике не только к праву собственности, но и к другим вещным правам, в частности к праву хозяйственного ведения
К действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, относятся подача заявления об отказе от вещи, сделанная как в письменной, так и в устной форме, выбрасывание вещи, необеспечение надлежащего содержания, приводящее к прекращению существования вещи (разрушение, утрата ценности и т.п.), и др.
К обязанностям, которые не прекращаются в связи с отказом от права собственности, можно отнести налоговое бремя, ответственность за вред, причиненный данной вещью, в том числе за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), и др.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты | |
1 | Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.// Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. ст. 163 |
2 | Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. ст. 445 |
3 | Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 14 |
4 | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301 |
5 | Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.03.2013)// Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. ст. 4147 |
6 | Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей"// "Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. ст. 718. |
7 | Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей"// Собрание законодательства РФ. 2003. N 38. ст. 3668 |
Научная и специальная литература | |
8 | Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. 254 с. |
9 | Горбачев Д., Нам К. Конституционные гарантии охраны права собственности // Хозяйство и право. 2009. N 11. С.5-11 |
10 | Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2008. С. 429. |
11 | Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2011. С. 400. |
12 | Егорова А. Брошенное жилье забирают по суду // Российская газета. Неделя. N 4577. 31.01.2008 |
13 | Ельникова Е.В. Прекращение права собственности на землю // Бюллетень нотариальной практики. 2000. N 1. С.11-17 |
14 | Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2012. С. 513. |
15 | Комментарий к Земельному кодексу // Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. М., 2012. С.190 |
16 | Нам К., Горбачев Д. Конституционные гарантии охраны права собственности // Хозяйство и право. 2012. N 11. С. 125 |
17 | Суханов Е.А. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. 2008. N 6. С. 10. |
18 | Тархов В.А., Рыбаков В.А. Собственность и право собственности: Монография. Уфа, 2009. С. 162 - 163. |
Судебная практика | |
19 | Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7. С.4 |
20 | О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9. |
21 | Определение Ульяновского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-1659/2012 // Архив Ульяновского областного суда за 2012 г. |
22 | Решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 11.02.2010 по делу N 2-42/2010// Архив Кирилловского районного суда Вологодской области за 2010 г. |
23 | Решение Тулунского городского суда Иркутской области от 21.07.2010 по делу N 2-403(10)// Архив Тулунского городского суда Иркутской области за 2010 г. |
24 | Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2011 N Ф09-9952/11-С1 по делу N А34-2707/11// СПС Консультант плюс 2013 |
25 | Решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 11.02.2010 по делу N 2-42/2010 // Архив Кирилловского районного суда Вологодской области за 2010 г. |
26 | Решение Заречного районного суда Свердловской области от 24.10.2010// Архив Заречного районного суда Свердловской области за 2010 г. |
27 | Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 24.12.2011// Архив Ветлужского районного суда Нижегородской области за 2011 г |
Приложения
Приложение А | |
Приложение Б | |
1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.// Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. ст. 163
2 Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. 254 с.
3 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 14
4 Егорова А. Брошенное жилье забирают по суду // Российская газета. Неделя. N 4577. 31.01.2008
5 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9.
6 Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 24.12.2011// Архив Ветлужского районного суда Нижегородской области за 2011 г.
7 Решение Заречного районного суда Свердловской области от 24.10.2010// Архив Заречного районного суда Свердловской области за 2010 г.
8 Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2011 N Ф09-9952/11-С1 по делу N А34-2707/11// СПС Консультант плюс 2013
9 Решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 11.02.2010 по делу N 2-42/2010 // Архив Кирилловского районного суда Вологодской области за 2010 г.
10 Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей"// Собрание законодательства РФ. 2003. N 38. ст. 3668
11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7. С.4
12 Решение Тулунского городского суда Иркутской области от 21.07.2010 по делу N 2-403(10)// Архив Тулунского городского суда Иркутской области за 2010 г.
13 Определение Ульяновского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-1659/2012 // Архив Ульяновского областного суда за 2012 г.