Файл: Основные направления современной российской исторической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

ДИСЦИПЛИНА: История России

ТЕМА: Основные направления современной российской исторической науки

Выполнила:

Студентка Вотчель Юлия Дмитриевна

Специальность: 38.03.03 Управление персоналом

Группа: УПСоз-1122(2)

Город: Омск

Омск 2023
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1 Историческая наука ………………………………………..……………………….……5

Глава 2 Направления современной исторической науки…………………………9


Заключение…………………………………………………………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ


Ответ на вопрос "Что есть история?" полнее всего раскрывается через саму историю. Определение истории может страдать односторонностью, в то время как развитие этой науки наиболее адекватным образом демонстрирует ее сущность.

Объект изучения истории — общество и человек, материальные и духовные результаты его деятельности.

Историю отличает временная модальность. Прошлое, а вместе с ним и история, могут быть рассмотрены только с точки зрения современности. К истории относится то, что не есть современность, что лишено настоящего. Между тем настоящее — подлинное и действительное бытие, тогда как история лишена этой непосредственной достоверности, может быть заподозрена в отсутствии подлинности или дискредитирована фальсификациями.

Где же проходит граница между историей и современностью? Что уже можно считать историей, а что — еще нет? Ответ на эти вопросы каждый дает самостоятельно. Историей становится такое событие, смысл которого исчерпан и последствия которого достаточно очевидны. В разные эпохи граница истории имела различные временные параметры.

История как знание о прошлом тесно связана с настоящим, причем эта связь взаимна. Прошлое необходимо для того, чтобы лучше знать и понимать настоящее, вырастающее из него, укорененное в нем, а настоящее — для того, чтобы понимать прошлое, ведь наше познание истории направлено от настоящего к прошлому.

Предмет истории как науки — прошлое, состояние общества и человека в прошлом и в развитии. Обращение других наук к истокам и генезису своего предмета позволяет говорить об историческом измерении в этих науках, об использовании исторического метода. С этой точки зрения исторический метод универсален, он применяется во всех социогуманитарных дисциплинах.

Цель данной работы – изучить современную историческую науку.
Задачи:

  1. Изучить и проанализировать путь становления истории «от исторического краеведения к Новой локальной истории»;

  2. Изучить и проанализировать направления современной исторической науки.


Глава 1 Историческая наука

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".[9, с. 215]

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д. [7, с. 15]

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).



Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей. [12, с. 175]

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.


Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего. [16, с. 200]

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.


В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание. [17, с. 300]

Глава 2 Направления современной исторической науки


Политическая история

Политическая история относится к числу наиболее традиционных отраслей исторического знания. Ее возникновение связано еще с античными формами историописания. Именно тогда закладываются основные тематические блоки, определявшие содержание традиционной политической истории, формируется характерная для нее описательная модель повествования, просуществовавшая в неизменном виде вплоть до начала XX столетия. К концу эпохи Просвещения такая история обретает дополнительные особенности и становится национальной и государственной.

Политическая история оставалась самостоятельной отраслью исторического знания, в центре внимания которой находились формы политического устройства и организации государственной власти, различные формы национальной (обязательно государственной) политики, а также исполнительные, законодательные, судебные и административно-территориальные органы управления, политические движения и партии. Позднее, с распространением марксизма, политическая история сосредоточилась на изучении классовой борьбы и иных форм общественных антагонизмов (противоречий). [21, с. 78]

Авторитет и популярность политической истории заметно ослабевают под влиянием Новой исторической науки, основоположниками которой стали Анри Берр (1863—1954), издававший с 1900 г. "Журнал исторического синтеза", а также уже упоминавшиеся Блок и Февр, выпускавшие с 1929 г. "Анналы экономической и социальной истории". Решающее значение имели также работы французских социологов Дюркгейма (1858— 1917) и Франсуа Симиана (1873—1935). известного французского географа де Ла Блата (1845—1918).

Критикуя традиционную политическую историю, Блок и Февр отмечали ее во многом историзирующий, поверхностный характер, выделяли пренебрежение, которое ее сторонники питали к различного рода глубинным процессам, а также к смежным областям исторического знания — прежде всего к социальной и экономической истории. Выступления этих ученых во многом повторяли логику критических замечаний в адрес политической истории, которые высказывали еще Вольтер и Мишле, который, в частности, писал: