Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Основные концепции возникновения государства и права.

Классовый подход к возникновению права и государства.


Основные идеи классового подхода к возникновению права и государства заключаются в следующем.

  1. Появление права и государства – регрессивное событие, шаг назад в истории человечества, нарушающее его естественно-природное существование и развитие. Первобытное общество называлось обществом равных возможностей и даже «первобытным коммунизмом».

  2. Замена родового строя и соответствующего ему социального регулирования государством и правом было вызвано, прежде всего, экономическими причинами, а именно, разделением общественного труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности.

  3. Перемена в экономических условиях жизни расколола общество на непримиримые классы, возник господствующий класс, который создал государство с мощным аппаратом подавления и принуждения эксплуатируемого класса. Инструментом подавления и принуждения в руках государства является право.

  4. Судьба государства и права как орудий насилия и угнетения исторически предрешена: они должны отмереть, исчезнуть и быть заменены органами самоуправления народа и нормами общежития.



Цивилизационный подход к возникновению права и государства.

Основные идеи цивилизационного (слово «цивилизация» происходит от латинского civis – гражданин) подхода к возникновению права и государства заключается в следующем.
  1. Возникновение права и государства – это переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств самостоятельной, саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество полностью зависимо от природы, базируется на природно-естественном укладе жизни людей племени, союза племён.

  2. Движение к цивилизации, т.е. к праву и государству, связано с выделением из однородной массы, коллектива (каким были род, племя) автономной, свободной, независимой личности. Чему способствовали такие факторы, как избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, осознание человеком своего «Я», своих личных потребностей и интересов, несовпадающих с общественными, а также исторические, национальные, географические и другие факторы.

  3. Свободная личность немыслима без прав и свобод (права), т.е. возможностей жить и действовать по своему усмотрению, в своих целях. Отсюда каждая свободная личность – правовая личность.

  4. Самостоятельными, независимыми или правовыми личностями в условиях перехода от первобытного общества к цивилизации в силу объективных и субъективных причин могли стать не многие люди, а только наиболее активные, зрелые, подготовленные к обособленной, самостоятельной жизни. Поэтому естественно, что разрыв с родовой общиной, её распад проходили в тяжёлой, жестокой борьбе, но это была борьба и за личную свободу, и за свои права. Причём, чтобы стать реальными, права и свободы должны были обязательно получать закрепление и защиту. Это могла сделать только новая организация власти – государство.

  5. Если истоки права в природе человека, то государство явилось результатом соглашения, компромисса объединённых в класс свободных, правовых личностей – собственников. Их свобода утверждалась с помощью силы и вопреки общему равенству, при наличии несвободы других людей. И всё же это был огромный шаг вперёд. Ведь общество, встав на путь цивилизации (путь непростой, драматический, приносящий в жертву целые классы людей), стало постепенно продвигаться к всеобщему равенству и свободе. Это подтверждает и ход развития истории. По мере продвижения человечества по ступеням цивилизации государство превращается из орудия преимущественно подавления в средство реализации общественных дел, инструмент согласия и поиска компромисса. Его основная обязанность – защищать права и свободы.


Общие моменты двух концепций.

  1. Признание значения экономического фактора.

  2. Признание классового фактора.

  3. Жёсткая борьба между классами.

  4. Первоначально право утверждается в ущерб равенству, несвободы.


Восточный путь возникновения государства – сохранение семейной общины и появление государственной собственности, вызванное необходимостью проведения общественных работ (ирригация), приводит к возникновению государств восточного типа.
Западный путь возникновения государства – разложение общин и появление частной собственности приводит к возникновению западных государств: рабовладельческих (Древние Афины, Древняя Спарта, Древний Рим); феодальных (Германское государство, Древняя Русь).
Общие причины возникновения государства и права.

  1. В новых исторических условиях возникла потребность решать общегуманистические социальные и классовые задачи. Сложный характер этих задач не мог успешно осуществляться аппаратом родоплеменной власти.

  2. Развитие производства, новые формы и условия распределения общественного продукта, разделение труда, появление новых отраслей производства и управления общественными процессами, возникновение новых крупных социальных структур, обширные территории с проживающими на них населением потребовали создания новых форм управления.

  3. Поведение крупных общественных работ (строительство плотин, оросительных каналов, шлюзов, водоподъёмников и их эксплуатация, либо коллективное ведение других видов работ) требовало объединения больших масс людей и руководства их деятельностью.

  4. Необходимость установления и регулярного взимания налогов и сборов для содержания аппарата государственной власти и управления, покрытия расходов на различные нужды.

  5. Потребность подавления сопротивления эксплуатируемых, которая возникает с официальным закреплением социального неравенства и новых форм распределения общественных благ.

  6. Необходимость поддержания правопорядка, применение различных (в том числе и принудительных) мер для соблюдения норм возникающего права, поддержания в обществе порядка, обеспечивающего нормальное развитие общественного производства, социальную устойчивость.

  7. Защита своей территории и населения от нападения со стороны соседних государств или племён, а также ведение захватнических войн с целью присвоения чужих территорий или народов, для грабежа соседей.


Действуя все вместе или в различных сочетаниях, эти причины оказывают решающее влияние на возникновение государства в различных регионах мира.


  1. Общество: понятие, признаки, структура. Социальные институты.


Общество - его противопоставляют природе.

Природа (в широком смысле лова) - это единство органического и неорганического мира, в котором человек и общество являются частью природы.

Природа (в узком смысле слова) - это есть природно-географическая среда, противостоящая обществу.

Общество - это искусственная среда обитания человека. Человек создаёт общество сознательно, объединяясь с другими людьми не на основе инстинкта самосохранения, а на основе понимания необходимости жить совместно.

Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и проживающая на определённой территории (российское общество, французское общество).
Основные признаки общества.

1. Это совокупность индивидов гомо сапиенс, т.е. наделённых сознанием и волей (люди общаются между собой, а животные общаются не между собой, а с природой).

2. Наличие объективных постоянно воспроизводящихся общих интересов. Объективный интерес - значит обусловленный биосоциальной и духовной природой человека (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы - призваны реализовывать государства, а несовпадающие интересы - призваны осуществлять институты гражданского общества.

3. Взаимодействие и сотрудничество (добровольного характера) на базе общих интересов, для реализации общих интересов.

4. Регулирование интересов и связей посредством социальных норм, т.е. правил поведения общего характера (религиозных, нравственных, правовых, обычаев, традиций и т.д.).

5. Наличие общепризнанных ценностей, т.е. конечных смысложизненных оснований целеполагания.

6. Наличие организованной силы, т.е. власти, которая способна обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.


7. Способность и реальная возможность к самовоспроизводству (демография) и самообновлению (процесс развития по пути к прогрессу).
Общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общепризнанных, в том числе общеобязательных норм и ценностей для удовлетворения общих и индивидуальных потребностей.

Структура общества.

  1. Социальные общности и группы.

  2. Социальные институты и организации.

  3. Социальные нормы и ценности.


Социальные общности, группы социальные институты, организации взаимодействуют между собой через социальные нормы и ценности.
Для удовлетворения общезначимых потребностей индивиды объединяются, кооперируются в социальные группы.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы.

  1. Устойчивость.

  2. Однородность.

  3. Сплочённость.


Классификация социальных групп.

  1. По половому признаку (мужчины и женщины).

  2. По возрастному признаку (несовершеннолетние, совершеннолетние и т.д.).

  3. По национальному признаку.

  4. По профессиональному признаку (юристы, пекари и т.д.).

  5. По политическому признаку (либералы, консерваторы, коммунисты и т.д.).

  6. По религиозному признаку (православные, мусульмане и т.д.).

  7. По территориальному признаку (селяне, горожане, москвичи, сибиряки и т.д.).


Социальные группы создаются объективно (по объективным признакам, например, мужчины и женщины), вне зависимости от сознания.

Потребности социальных групп характеризуются: 1) массовостью; 2) устойчивостью; 3) сопряжённостью (удовлетворение одной потребности вызывает целый комплекс других потребностей).

Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты.

Социальный институт в литературе определён двояко (институт от лат. установление):

  1. это некое образование (социальное или политическое) - учреждение или организация, созданные для осуществления определённых функций, решения задач;

  2. социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности (регулирующих и организующих эту деятельность).



Ориу (французский учённый) - социальный институт - это: 1) организация; 2) система ценностей и норм.

Социальные институты существуют в целях: 1) упорядочения отношений в обществе; 2) управления общественными делами и процессами; 3) разрешения конфликтов; 4) поддержания порядка; 5) достижения определённых целей.

Социальные институты возникают не только сознательно и стихийно. Социальные институты возникают с объективной необходимостью в силу экономических, биологических, политических, социальных причин.

К социальным институтам относятся: семья, государство, право, политические партии, религия, мораль и т.д.

Исторически первые социальные институты - это общество низших охотников-собирателей; родовые общины, вождества; племена, союзы племён.

Позже возникли - государство, монашеские ордена (орден иезуитов); клиентелы (организации в поддержку определённого лидера); торгово-купеческие гильдии; партии, профсоюзы. Государство - это всеобъемлющий социальный институт.

Социальные ценности - это конечные основания целеполагания, рационально не расщепляемые (объясняемые) до конца и общепризнанные. Ценности лежат в основе социальных институтов, социально-нормативного регулирования.
Социальные нормы - это правила поведения людей, регулирующих отношения в соответствии с общепризнанными ценностями. Одни социальные нормы действуют в силу общепризнанности, а другие действуют в силу всеобщей обязательности, которая обеспечена государством (нормы права).



  1. Общество: понятие, признаки, структура. Социальные институты.


Общество - его противопоставляют природе.

Природа (в широком смысле лова) - это единство органического и неорганического мира, в котором человек и общество являются частью природы.

Природа (в узком смысле слова) - это есть природно-географическая среда, противостоящая обществу.

Общество - это искусственная среда обитания человека. Человек создаёт общество сознательно, объединяясь с другими людьми не на основе инстинкта самосохранения, а на основе понимания необходимости жить совместно.

Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и проживающая на определённой территории (российское общество, французское общество).
Основные признаки общества.

1. Это совокупность индивидов гомо сапиенс, т.е. наделённых сознанием и волей (люди общаются между собой, а животные общаются не между собой, а с природой).