Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 572
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также степени её свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие.
Индивидуальная правовая культура (аксиологическое понимание) - знание и понимание права, сознательное исполнение его предписаний и уважительное к нему отношение.
Правовая культура (содержательный подход - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и к их отражению в сознании и поведении людей.
Таким образом, правовая культура является разновидностью социальной культуры. Культура охватывает всю совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей, степень развития человеческой личности, качественную характеристику уровня и развития общества. К культурным ценностям относятся идеалы, образцы и нормы поведения, традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научного исследования, имеющие историко-культурное значение.
Правовая культура - это качественное состояние права, юридической практики, законности, правопорядка, правового поведения субъектов. Она может изучаться в двух срезах: в широком и в узком (правовая культура личности).
Характеристика правовой культуры.
1. Правовая культура мыслится в прогрессивном направлении правового мышления и правовой деятельности.
2. Правовая культура характеризует ценностный срез правовой реальности.
3. Для современной науки характерно рассмотрение индивидуальной правовой культуры как ядра основной (общественной) правовой культуры общества.
4. Срезы правовой культуры: 1) интериорный (внутренний) - мир психологических процессов человеческих индивидуумов; 2) поведенческий - объективированная правовая культура в поведении составляющих индивидов.
5. Проявления правовой культуры: 1) правовые идеи; 2) правовые нормы и институты; 3) правовые поступки; 4) правовые учреждения.
6. Состояние правовой культуры: 1) идеолого-психологическое (внутреннее, субъективное, относится к правосознанию); 2) нормативное - совокупность правовых норм; 3) поведенческое - указывает на характер правовых действий; 4) объективированное - закрепление результатов правовых действий (приговор, решение суда, индивидуальные постановления).
7. Особенность правовой культуры состоит в том, что она тесно связана с правосознанием, опирается на него, в то же время правовая культура самостоятельна, включает юридическое значение поведения людей и правовую деятельность в форме правотворчества и его результатов.
Структура правовой культуры.
Структура правовой культуры включает в себя следующие качественные состояния:
1. Состояние полноты, развитости, обеспеченности прав и свобод (законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации и т.д.).
2. Состояние надлежащей оформленности правовых текстов (нормативных актов, нормативных договоров и т.д., т.е. их совершенство). Правовые тексты являются важным накопителем правовых ценностей. Изучая содержание правовых текстов, форму их исполнения, способы доведения до субъектов мы, в первую очередь, судим о правовой культуре.
3. Состояние юридической практики (правотворческой, правоприменительной). Культура юридической практики складывается из: 1) культуры исполнителя профессиональной юридической деятельности (законодателя, следователя, судьи, прокурора и т.д.); 2) культуры процесса (подготовка, принятие, опубликование законов, указов, постановлений, организация и проведение следствия, судебного разбирательства и т.д.
4. Состояние законности и правопорядка. Они свидетельствуют о том, насколько неуклонно, точно реализуются принципы законности, совершенны средства, формы, методы борьбы с преступностью, любыми правонарушениями, слажены, организованы общественные отношения, устойчиво и систематично правомерное поведение.
5. Состояние поведения субъектов. Правовая культура - это не только и не столько знание права, хотя правосознание неотъемлемый её элемент. Поэтому для выявления культуры в сфере права важно обследовать всё поведение человека, т.е. субъективную и объективную стороны.
С субъективной стороны правокультурным является поведение личности показывающее:
С объективной стороны правокультурное поведение раскрывается: через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством.
Таким образом, человек, обладающий правовой культурой - это, и одновременно правоактивный человек.
Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично знакомиться с законом, выбрать нужные принципы, нормы, основательно усвоить закреплённые в них права и обязанности, пределы и порядок их осуществления. Он отрицательно относится к нарушениям общественного и правового порядка.
Деформация правовой культуры.
Деформация правовой культуры рассматривается в аспекте правовой культуры в широком смысле, так как правовая культура в собственном смысле рассматривается в её прогрессивном содержании.
Правовой нигилизм - право понимается как ничто, отрицательное отношение субъекта к ценностям, нормам, идеалам права, закону и нормальному порядку. Причины: невежество, косность, отсталость, невоспитанность. Проявляется многообразно: в сфере правотворчества и правореализации.
Правовой цинизм - характеризуется признанием ценностей, идеалов и социального назначения права на словах, внешне и фактическим отрицанием в деятельности. Это попытка облечь нигилистическое поведение в «правовые одежды».
Правовой идеализм - переоценка права, безоглядная вера в силу правовых норм.
Правовой фетишизм - отношение к праву на уровне его нормативного выражения. Причины: незнание, непонимание законов общественного развития, неадекватное значение роли права в жизни общества.
Правовой менталитет - это умственный и духовный строй народа, он шире правосознания и правовой культуры, так как включает в себя (охватывает) и позитивные правовые феномены, и негативные правовые феномены.
Виды правовой культуры.
Правовая культура может быть индивидуальной и общественной. Классификацию правовой культуры можно провести по различным критериям: этническим, религиозным, региональным и т.д.
Особенности евразийской правовой культуры.
Правовая культура в России.
Правовые традиции, правовой опыт в России нельзя назвать положительным.
Виды деформации.
1. Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место существенные пробелы почти во всех отраслях права, нет понимания ценности права.
Правовая культура, правовая активность личности формируется путём правового воспитания - самостоятельной и важной юридической деятельности.
Правовое воспитание - это целенаправленное воздействие на субъектов с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности.
Признаки правового воспитания.
1. Это юридическая деятельность государственных органов (министерство юстиции, прокуратура и т.д.)), общественных организаций (например, общество «Знание» и т.), должностных лиц (судьи, нотариусы и т.д.) и учебных заведений.
2. Это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
3. В результате правового воспитания у человека вырабатывается чувство глубокого уважения к праву. Полученные знания превращаются в личное убеждение, в прочную установку на правомерное поведение, а затем во внутреннюю потребность проявления правовой активности в реализации права, в защите и отстаивании своих прав и свобод.
4. Правовое воспитание проводится в формах правового просвещения, правового обучения, индивидуально-разъяснительной работы.
Формы правового воспитания.
1. Правовое просвещение - ознакомление с целями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права. Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодёжь, работники различных отраслей хозяйства и т.д. Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.
2. Индивидуально-разъяснительная работа - объяснение необходимости использования принципов и норм права, законности и обоснованности принятого решения. Данная форма широко применяется во время приёма посетителей по личным вопросам в органах власти, в процессе судебного разбирательства и после вынесения приговора, решения. Важную роль здесь играет адвокатура.
3. Правовое обучение - формирование достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности. Правовое обучение состоит из:
а) профессионального обучения - подготовка юристов - по программам высшего, среднего и начального профессионального образования;
б) обучение населения - общегражданская подготовка - особенно значимость обучения населения возрастает в условиях строительства правового государства.
И начинать правовое обучение надо с дошкольного возраста, продолжать в школе, училище, техникуме и т.д. Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения.
В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового обучения граждан РФ, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:
1. Разработать и принять «Федеральную целевую программу развития правового воспитания в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении.
2. Возродить просветительскую работу общества «Знание».
3. Обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского права. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права.
4. Подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить объём юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в
Индивидуальная правовая культура (аксиологическое понимание) - знание и понимание права, сознательное исполнение его предписаний и уважительное к нему отношение.
Правовая культура (содержательный подход - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и к их отражению в сознании и поведении людей.
Таким образом, правовая культура является разновидностью социальной культуры. Культура охватывает всю совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей, степень развития человеческой личности, качественную характеристику уровня и развития общества. К культурным ценностям относятся идеалы, образцы и нормы поведения, традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научного исследования, имеющие историко-культурное значение.
Правовая культура - это качественное состояние права, юридической практики, законности, правопорядка, правового поведения субъектов. Она может изучаться в двух срезах: в широком и в узком (правовая культура личности).
Характеристика правовой культуры.
1. Правовая культура мыслится в прогрессивном направлении правового мышления и правовой деятельности.
2. Правовая культура характеризует ценностный срез правовой реальности.
3. Для современной науки характерно рассмотрение индивидуальной правовой культуры как ядра основной (общественной) правовой культуры общества.
4. Срезы правовой культуры: 1) интериорный (внутренний) - мир психологических процессов человеческих индивидуумов; 2) поведенческий - объективированная правовая культура в поведении составляющих индивидов.
5. Проявления правовой культуры: 1) правовые идеи; 2) правовые нормы и институты; 3) правовые поступки; 4) правовые учреждения.
6. Состояние правовой культуры: 1) идеолого-психологическое (внутреннее, субъективное, относится к правосознанию); 2) нормативное - совокупность правовых норм; 3) поведенческое - указывает на характер правовых действий; 4) объективированное - закрепление результатов правовых действий (приговор, решение суда, индивидуальные постановления).
7. Особенность правовой культуры состоит в том, что она тесно связана с правосознанием, опирается на него, в то же время правовая культура самостоятельна, включает юридическое значение поведения людей и правовую деятельность в форме правотворчества и его результатов.
Структура правовой культуры.
Структура правовой культуры включает в себя следующие качественные состояния:
1. Состояние полноты, развитости, обеспеченности прав и свобод (законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации и т.д.).
2. Состояние надлежащей оформленности правовых текстов (нормативных актов, нормативных договоров и т.д., т.е. их совершенство). Правовые тексты являются важным накопителем правовых ценностей. Изучая содержание правовых текстов, форму их исполнения, способы доведения до субъектов мы, в первую очередь, судим о правовой культуре.
3. Состояние юридической практики (правотворческой, правоприменительной). Культура юридической практики складывается из: 1) культуры исполнителя профессиональной юридической деятельности (законодателя, следователя, судьи, прокурора и т.д.); 2) культуры процесса (подготовка, принятие, опубликование законов, указов, постановлений, организация и проведение следствия, судебного разбирательства и т.д.
4. Состояние законности и правопорядка. Они свидетельствуют о том, насколько неуклонно, точно реализуются принципы законности, совершенны средства, формы, методы борьбы с преступностью, любыми правонарушениями, слажены, организованы общественные отношения, устойчиво и систематично правомерное поведение.
5. Состояние поведения субъектов. Правовая культура - это не только и не столько знание права, хотя правосознание неотъемлемый её элемент. Поэтому для выявления культуры в сфере права важно обследовать всё поведение человека, т.е. субъективную и объективную стороны.
С субъективной стороны правокультурным является поведение личности показывающее:
-
глубокое знание и понимание права; -
принятие права как ценности; -
уважительное отношение к нему; -
психологическую готовность к юридической деятельности.
С объективной стороны правокультурное поведение раскрывается: через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством.
Таким образом, человек, обладающий правовой культурой - это, и одновременно правоактивный человек.
Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично знакомиться с законом, выбрать нужные принципы, нормы, основательно усвоить закреплённые в них права и обязанности, пределы и порядок их осуществления. Он отрицательно относится к нарушениям общественного и правового порядка.
Деформация правовой культуры.
Деформация правовой культуры рассматривается в аспекте правовой культуры в широком смысле, так как правовая культура в собственном смысле рассматривается в её прогрессивном содержании.
Правовой нигилизм - право понимается как ничто, отрицательное отношение субъекта к ценностям, нормам, идеалам права, закону и нормальному порядку. Причины: невежество, косность, отсталость, невоспитанность. Проявляется многообразно: в сфере правотворчества и правореализации.
Правовой цинизм - характеризуется признанием ценностей, идеалов и социального назначения права на словах, внешне и фактическим отрицанием в деятельности. Это попытка облечь нигилистическое поведение в «правовые одежды».
Правовой идеализм - переоценка права, безоглядная вера в силу правовых норм.
Правовой фетишизм - отношение к праву на уровне его нормативного выражения. Причины: незнание, непонимание законов общественного развития, неадекватное значение роли права в жизни общества.
Правовой менталитет - это умственный и духовный строй народа, он шире правосознания и правовой культуры, так как включает в себя (охватывает) и позитивные правовые феномены, и негативные правовые феномены.
Виды правовой культуры.
Правовая культура может быть индивидуальной и общественной. Классификацию правовой культуры можно провести по различным критериям: этническим, религиозным, региональным и т.д.
Особенности евразийской правовой культуры.
-
Высокая приоритетная защита общих интересов в ущерб личных притязаний индивида, ущерб прав и интересов в пользу общего дела. -
Слабость личного, а отсюда, правового начала. -
Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: религиозных, корпоративных, патриархально-семейных. -
Отрицательное отношение к определённой части правовой культуры (православие). -
Высокая степень присутствия государства в общественной жизни (подчинённость права государству).
Правовая культура в России.
Правовые традиции, правовой опыт в России нельзя назвать положительным.
Виды деформации.
1. Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место существенные пробелы почти во всех отраслях права, нет понимания ценности права.
-
Правовой нигилизм - пассивная форма - осознанное игнорирование права. Праву отводится второстепенная роль. Занимающие такую позицию люди призывают жить по совести, а не по праву. Активная форма - осознанное, сопряжённое с совершением правонарушений, поведение людей. -
Понятие и формы правового воспитания и обучения. Состояние и проблемы развития правового воспитания в современной России.
Правовая культура, правовая активность личности формируется путём правового воспитания - самостоятельной и важной юридической деятельности.
Правовое воспитание - это целенаправленное воздействие на субъектов с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности.
Признаки правового воспитания.
1. Это юридическая деятельность государственных органов (министерство юстиции, прокуратура и т.д.)), общественных организаций (например, общество «Знание» и т.), должностных лиц (судьи, нотариусы и т.д.) и учебных заведений.
2. Это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
3. В результате правового воспитания у человека вырабатывается чувство глубокого уважения к праву. Полученные знания превращаются в личное убеждение, в прочную установку на правомерное поведение, а затем во внутреннюю потребность проявления правовой активности в реализации права, в защите и отстаивании своих прав и свобод.
4. Правовое воспитание проводится в формах правового просвещения, правового обучения, индивидуально-разъяснительной работы.
Формы правового воспитания.
1. Правовое просвещение - ознакомление с целями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права. Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодёжь, работники различных отраслей хозяйства и т.д. Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.
2. Индивидуально-разъяснительная работа - объяснение необходимости использования принципов и норм права, законности и обоснованности принятого решения. Данная форма широко применяется во время приёма посетителей по личным вопросам в органах власти, в процессе судебного разбирательства и после вынесения приговора, решения. Важную роль здесь играет адвокатура.
3. Правовое обучение - формирование достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности. Правовое обучение состоит из:
а) профессионального обучения - подготовка юристов - по программам высшего, среднего и начального профессионального образования;
б) обучение населения - общегражданская подготовка - особенно значимость обучения населения возрастает в условиях строительства правового государства.
И начинать правовое обучение надо с дошкольного возраста, продолжать в школе, училище, техникуме и т.д. Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения.
В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового обучения граждан РФ, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:
1. Разработать и принять «Федеральную целевую программу развития правового воспитания в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении.
2. Возродить просветительскую работу общества «Знание».
3. Обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского права. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права.
4. Подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить объём юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в