Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также степени её свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие.

Индивидуальная правовая культура (аксиологическое понимание) - знание и понимание права, сознательное исполнение его предписаний и уважительное к нему отношение.

Правовая культура (содержательный подход - это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и к их отражению в сознании и поведении людей.

Таким образом, правовая культура является разновидностью социальной культуры. Культура охватывает всю совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей, степень развития человеческой личности, качественную характеристику уровня и развития общества. К культурным ценностям относятся идеалы, образцы и нормы поведения, традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научного исследования, имеющие историко-культурное значение.

Правовая культура - это качественное состояние права, юридической практики, законности, правопорядка, правового поведения субъектов. Она может изучаться в двух срезах: в широком и в узком (правовая культура личности).

Характеристика правовой культуры.

1. Правовая культура мыслится в прогрессивном направлении правового мышления и правовой деятельности.

2. Правовая культура характеризует ценностный срез правовой реальности.

3. Для современной науки характерно рассмотрение индивидуальной правовой культуры как ядра основной (общественной) правовой культуры общества.

4. Срезы правовой культуры: 1) интериорный (внутренний) - мир психологических процессов человеческих индивидуумов; 2) поведенческий - объективированная правовая культура в поведении составляющих индивидов.

5. Проявления правовой культуры: 1) правовые идеи; 2) правовые нормы и институты; 3) правовые поступки; 4) правовые учреждения.

6. Состояние правовой культуры: 1) идеолого-психологическое (внутреннее, субъективное, относится к правосознанию); 2) нормативное - совокупность правовых норм; 3) поведенческое - указывает на характер правовых действий; 4) объективированное - закрепление результатов правовых действий (приговор, решение суда, индивидуальные постановления).


7. Особенность правовой культуры состоит в том, что она тесно связана с правосознанием, опирается на него, в то же время правовая культура самостоятельна, включает юридическое значение поведения людей и правовую деятельность в форме правотворчества и его результатов.
Структура правовой культуры.

Структура правовой культуры включает в себя следующие качественные состояния:

1. Состояние полноты, развитости, обеспеченности прав и свобод (законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации и т.д.).

2. Состояние надлежащей оформленности правовых текстов (нормативных актов, нормативных договоров и т.д., т.е. их совершенство). Правовые тексты являются важным накопителем правовых ценностей. Изучая содержание правовых текстов, форму их исполнения, способы доведения до субъектов мы, в первую очередь, судим о правовой культуре.

3. Состояние юридической практики (правотворческой, правоприменительной). Культура юридической практики складывается из: 1) культуры исполнителя профессиональной юридической деятельности (законодателя, следователя, судьи, прокурора и т.д.); 2) культуры процесса (подготовка, принятие, опубликование законов, указов, постановлений, организация и проведение следствия, судебного разбирательства и т.д.

4. Состояние законности и правопорядка. Они свидетельствуют о том, насколько неуклонно, точно реализуются принципы законности, совершенны средства, формы, методы борьбы с преступностью, любыми правонарушениями, слажены, организованы общественные отношения, устойчиво и систематично правомерное поведение.

5. Состояние поведения субъектов. Правовая культура - это не только и не столько знание права, хотя правосознание неотъемлемый её элемент. Поэтому для выявления культуры в сфере права важно обследовать всё поведение человека, т.е. субъективную и объективную стороны.

С субъективной стороны правокультурным является поведение личности показывающее:

  1. глубокое знание и понимание права;

  2. принятие права как ценности;

  3. уважительное отношение к нему;

  4. психологическую готовность к юридической деятельности.

С объективной стороны правокультурное поведение раскрывается: через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством.



Таким образом, человек, обладающий правовой культурой - это, и одновременно правоактивный человек.

Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично знакомиться с законом, выбрать нужные принципы, нормы, основательно усвоить закреплённые в них права и обязанности, пределы и порядок их осуществления. Он отрицательно относится к нарушениям общественного и правового порядка.

Деформация правовой культуры.

Деформация правовой культуры рассматривается в аспекте правовой культуры в широком смысле, так как правовая культура в собственном смысле рассматривается в её прогрессивном содержании.

Правовой нигилизм - право понимается как ничто, отрицательное отношение субъекта к ценностям, нормам, идеалам права, закону и нормальному порядку. Причины: невежество, косность, отсталость, невоспитанность. Проявляется многообразно: в сфере правотворчества и правореализации.

Правовой цинизм - характеризуется признанием ценностей, идеалов и социального назначения права на словах, внешне и фактическим отрицанием в деятельности. Это попытка облечь нигилистическое поведение в «правовые одежды».

Правовой идеализм - переоценка права, безоглядная вера в силу правовых норм.

Правовой фетишизм - отношение к праву на уровне его нормативного выражения. Причины: незнание, непонимание законов общественного развития, неадекватное значение роли права в жизни общества.

Правовой менталитет - это умственный и духовный строй народа, он шире правосознания и правовой культуры, так как включает в себя (охватывает) и позитивные правовые феномены, и негативные правовые феномены.

Виды правовой культуры.

Правовая культура может быть индивидуальной и общественной. Классификацию правовой культуры можно провести по различным критериям: этническим, религиозным, региональным и т.д.

Особенности евразийской правовой культуры.

  1. Высокая приоритетная защита общих интересов в ущерб личных притязаний индивида, ущерб прав и интересов в пользу общего дела.

  2. Слабость личного, а отсюда, правового начала.

  3. Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: религиозных, корпоративных, патриархально-семейных.

  4. Отрицательное отношение к определённой части правовой культуры (православие).

  5. Высокая степень присутствия государства в общественной жизни (подчинённость права государству).


Правовая культура в России.

Правовые традиции, правовой опыт в России нельзя назвать положительным.


Виды деформации.

1. Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место существенные пробелы почти во всех отраслях права, нет понимания ценности права.

  1. Правовой нигилизм - пассивная форма - осознанное игнорирование права. Праву отводится второстепенная роль. Занимающие такую позицию люди призывают жить по совести, а не по праву. Активная форма - осознанное, сопряжённое с совершением правонарушений, поведение людей.

  2. Понятие и формы правового воспитания и обучения. Состояние и проблемы развития правового воспитания в современной России.


Правовая культура, правовая активность личности формируется путём правового воспитания - самостоятельной и важной юридической деятельности.

Правовое воспитание - это целенаправленное воздействие на субъектов с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности.

Признаки правового воспитания.

1. Это юридическая деятельность государственных органов (министерство юстиции, прокуратура и т.д.)), общественных организаций (например, общество «Знание» и т.), должностных лиц (судьи, нотариусы и т.д.) и учебных заведений.

2. Это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования и развития правовых знаний, убеждений, ценностей, навыков и умений активной деятельности. Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

3. В результате правового воспитания у человека вырабатывается чувство глубокого уважения к праву. Полученные знания превращаются в личное убеждение, в прочную установку на правомерное поведение, а затем во внутреннюю потребность проявления правовой активности в реализации права, в защите и отстаивании своих прав и свобод.

4. Правовое воспитание проводится в формах правового просвещения, правового обучения, индивидуально-разъяснительной работы.

Формы правового воспитания.

1. Правовое просвещение - ознакомление с целями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права. Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодёжь, работники различных отраслей хозяйства и т.д. Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.

2. Индивидуально-разъяснительная работа - объяснение необходимости использования принципов и норм права, законности и обоснованности принятого решения. Данная форма широко применяется во время приёма посетителей по личным вопросам в органах власти, в процессе судебного разбирательства и после вынесения приговора, решения. Важную роль здесь играет адвокатура.

3. Правовое обучение - формирование достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности. Правовое обучение состоит из:

а) профессионального обучения - подготовка юристов - по программам высшего, среднего и начального профессионального образования;

б) обучение населения - общегражданская подготовка - особенно значимость обучения населения возрастает в условиях строительства правового государства.

И начинать правовое обучение надо с дошкольного возраста, продолжать в школе, училище, техникуме и т.д. Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового обучения граждан РФ, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:

1. Разработать и принять «Федеральную целевую программу развития правового воспитания в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении.

2. Возродить просветительскую работу общества «Знание».

3. Обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского права. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права.

4. Подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить объём юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в