Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Наличие объективных постоянно воспроизводящихся общих интересов. Объективный интерес - значит обусловленный биосоциальной и духовной природой человека (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы - призваны реализовывать государства, а несовпадающие интересы - призваны осуществлять институты гражданского общества.

3. Взаимодействие и сотрудничество (добровольного характера) на базе общих интересов, для реализации общих интересов.

4. Регулирование интересов и связей посредством социальных норм, т.е. правил поведения общего характера (религиозных, нравственных, правовых, обычаев, традиций и т.д.).

5. Наличие общепризнанных ценностей, т.е. конечных смысложизненных оснований целеполагания.

6. Наличие организованной силы, т.е. власти, которая способна обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.

7. Способность и реальная возможность к самовоспроизводству (демография) и самообновлению (процесс развития по пути к прогрессу).
Общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общепризнанных, в том числе общеобязательных норм и ценностей для удовлетворения общих и индивидуальных потребностей.

Структура общества.

  1. Социальные общности и группы.

  2. Социальные институты и организации.

  3. Социальные нормы и ценности.


Социальные общности, группы социальные институты, организации взаимодействуют между собой через социальные нормы и ценности.
Для удовлетворения общезначимых потребностей индивиды объединяются, кооперируются в социальные группы.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы.

  1. Устойчивость.

  2. Однородность.

  3. Сплочённость.


Классификация социальных групп.

  1. По половому признаку (мужчины и женщины).

  2. По возрастному признаку (несовершеннолетние, совершеннолетние и т.д.).

  3. По национальному признаку.

  4. По профессиональному признаку (юристы, пекари и т.д.).

  5. По политическому признаку (либералы, консерваторы, коммунисты и т.д.).

  6. По религиозному признаку (православные, мусульмане и т.д.).

  7. По территориальному признаку (селяне, горожане, москвичи, сибиряки и т.д.).



Социальные группы создаются объективно (по объективным признакам, например, мужчины и женщины), вне зависимости от сознания.

Потребности социальных групп характеризуются: 1) массовостью; 2) устойчивостью; 3) сопряжённостью (удовлетворение одной потребности вызывает целый комплекс других потребностей).

Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты.

Социальный институт в литературе определён двояко (институт от лат. установление):

  1. это некое образование (социальное или политическое) - учреждение или организация, созданные для осуществления определённых функций, решения задач;

  2. социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности (регулирующих и организующих эту деятельность).


Ориу (французский учённый) - социальный институт - это: 1) организация; 2) система ценностей и норм.

Социальные институты существуют в целях: 1) упорядочения отношений в обществе; 2) управления общественными делами и процессами; 3) разрешения конфликтов; 4) поддержания порядка; 5) достижения определённых целей.

Социальные институты возникают не только сознательно и стихийно. Социальные институты возникают с объективной необходимостью в силу экономических, биологических, политических, социальных причин.

К социальным институтам относятся: семья, государство, право, политические партии, религия, мораль и т.д.

Исторически первые социальные институты - это общество низших охотников-собирателей; родовые общины, вождества; племена, союзы племён.

Позже возникли - государство, монашеские ордена (орден иезуитов); клиентелы (организации в поддержку определённого лидера); торгово-купеческие гильдии; партии, профсоюзы. Государство - это всеобъемлющий социальный институт.

Социальные ценности - это конечные основания целеполагания, рационально не расщепляемые (объясняемые) до конца и общепризнанные. Ценности лежат в основе социальных институтов, социально-нормативного регулирования.
Социальные нормы - это правила поведения людей, регулирующих отношения в соответствии с общепризнанными ценностями. Одни социальные нормы действуют в силу общепризнанности, а другие действуют в силу всеобщей обязательности, которая обеспечена государством (нормы права).


4. Организация власти и социальные нормы при первобытном строе.
Общество – это общность людей на определённой территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Власть – это отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных).
Характеристика первобытного общества.

  1. Первобытное общество возникло и развивалось в течении нескольких тысячелетий. Это был период становления человеческого общежития.

  2. Крайне примитивные условия труда, суровые условия жизни, низкий уровень производительных сил толкали людей к объединению.

  3. Они коллективно производили орудия труда, совместно охотились, жили и трудились сообща. Общий труд приводил к общей собственности на орудия производства и на производимые продукты.

  4. В личной собственности находились лишь некоторые орудия труда и охоты, они же служили и орудиями защиты. Совместный труд и совместное проживание способствовали тесному сплочению членов общества, взаимной помощи и поддержке.

  5. Это убыстряло развитие общества, приводило к появлению новых, более совершенных орудий труда. В результате такого развития происходит постепенное разделение труда.

  6. В это время возникает и развивается новая, более совершенная форма организации общества – родоплеменной строй. Он сменяет стадный образ жизни и означает более высокую степень в развитии человеческого общества – переход от дикости к варварству. Основу родоплеменной организации общества теперь составляет род.


``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````\23````Структура первобытного общества.

Род – представляет собой общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство.

В родовой общине отсутствует какое-либо деление людей по имущественному признаку, т.е. нет социального неравенства.

Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племён – в союз племён.

Общественная власть в первобытном обществе.


Род, а тем более племя, состояли из большого числа людей. Для осуществления производства и распределения, для решения всех других вопросов жизни и быта общества нужна была какая-то организация, обладающая властью, т.е. возможностью оказывать решающее воздействие на поведение людей.

  1. Общее собрание. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались на общих собраниях. На этих собраниях имели право присутствовать, высказывать своё мнение все взрослые члены рода. Решения, принятые собранием рода, становились обязательными для каждого сородича. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью. На случай военных действий избирался военачальник (военный вождь).

  2. Старейшины. Вначале ничем не отличались от других членов рода, выполняли все виды общей трудовой деятельности. Руководя коллективом людей, старейшины выполняли общую волю. Власть старейшин носила моральный характер. Они не получали какого-либо материального вознаграждения или льгот и привилегий за свою работу. Главными задачами старейшин были, во-первых, организация коллективных работ рода, во-вторых, предупреждение межродовых споров. Они должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил поведения, решать все общие вопросы, которые отвечали интересам соплеменников.

  3. Совет старейшин. Старейшины родов составляли совет старейшин племён. Заседания совета старейшин проходили открыто. При обсуждении каких-либо вопросов на заседании совета старейшин могли присутствовать и высказывать свои предложения все взрослые члены родов (племени).Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ и др.

  4. Военные предводители.(Для защиты территории или для нападения).Военными предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и её организовывать практически.

  5. Советы военных предводителей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

  6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как сильны силы природы, люди боялись их. Они приписывали природе божественную силу. Жрецы были как бы связующим звеном между людьми и различными богами. Жрецы помогали «задобрить» богов путём совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала первобытным людям силу, так как отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, раскрепощала их и позволяла сосредоточиться на созидательном труде. Жрецы были также хранителями, блюстителями обычаев рода.


Социальное регулирование в первобытном обществе.

Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Характерные черты обычаев.

  1. Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племён).

  2. В них нет чёткого разграничения прав и обязанностей.

  3. Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

Обычаи первобытного общества имели характер нерасчленённых «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

Меры, принимавшиеся к нарушителю.

  1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

  2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род - лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).


5. Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.
Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились. Легитимность – это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.