Файл: Титульный лист содержание Соотношение понятий административный процесс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержание

Соотношение понятий «административный процесс» и «административная юстиция» 2

Заключение 8

Список используемых источников 9


Соотношение понятий «административный процесс» и «административная юстиция»


В настоящее время в российской правовой доктрине сформировалось несколько подходов к пониманию предназначения и сущности административной юстиции, что создает значительные трудности при определении понятия данного института.

Полагаем, что в первую очередь под административной юстицией следует понимать рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (прежде всего органами исполнительной власти) по вопросам их властной деятельности, или, другими словами, административная юстиция – это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.

В юридической литературе справедливо отмечается, что основная правозащитная черта (признак) административной юстиции заключается в том, что она представляет собой правосудие (судебную защиту), а не исполнительную власть, хотя является отдельной административной ветвью правосудия.1

К признакам (чертам) административной юстиции также следует относить следующие:

  • наличие административно-правового (или управленческого спора) о публичном праве, возникшего в сфере управленческой деятельности по поводу законности и обоснованности властных действий (бездействия);2

  • органы административной юстиции независимы как от других ветвей власти (иных органов управления), так и от судов общей юрисдикции (квазисудебные органы).3 Однако важно отметить, что данный признак административной юстиции в условиях существующей судебной системы в России имеет исключительно условный характер. В России отсутствуют специальные административные суды, но, тем не менее, деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению административных дел имеет значительные процессуальные особенности.

Это позволяет в качестве признака (черты) административной юстиции выделять особую процессуальную форму разрешения административных споров, которая специально определена законодателем для их рассмотрения и разрешения (административное судопроизводство). Данная специальная процессуальная форма административного судопроизводства в судах общей юрисдикции определена Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.
4 Специальная процессуальная форма административного судопроизводства в арбитражных судах определена нормами глав 23-24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.5

Исходя из того, что основное содержание института административной юстиции составляет судебный контроль за законностью действий органа (должностного лица) публичной власти, административную юстицию следует рассматривать как институт административного права, регулирующий публичные отношения в сфере разрешения административно-правовых споров между государством и гражданином (юридическим лицом) при участии специализированного органа.

Полагаем, что в настоящее время отсутствуют какие-либо теоретико-правовые и конституционно-правовые основания для отождествления административной юстиции, административного процесса.

В современной российской административно-правовой доктрине выделяют четыре подхода к пониманию сущности административного процесса:

  • широкое понимание административного процесса, в соответствии с которым административный процесс рассматривается как деятельность органов публичного управления по разрешению подведомственных им всех категорий индивидуальных юридических дел, связанных и не связанных с разрешением споров, и конфликтов;6

  • узкое понимание административного процесса, в соответствии с которым административный процесс рассматривается как деятельность органов публичного управления, а также судей по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических дел, возникающих из административно-правовых споров и административных правонарушений;7

  • юстиционное понимание административного процесса, в соответствии с которым административный процесс рассматривается как деятельность только судов (судей) по рассмотрению дел, возникающих из материальных административных правоотношений, то есть административный процесс сводится исключительно к административному судопроизводству;8

  • интегративное понимание административного процесса, в соответствии с которым административный процесс рассматривается как деятельность органов публичной администрации по разрешению подведомственных им административных дел (административнопроцедурный и административно-юрисдикционный процессы) и деятельность судов по рассмотрению в рамках административного судопроизводства судебных дел, возникающих из административных правоотно9шений (судебный административный процесс).


Считаем, что на современном этапе развития административного права представляется достаточно обоснованным интегративный подход к пониманию сущности административного процесса, позволяющий в структуре административного процесса выделять два самостоятельных направления: исполнительно-административный процесс и судебно-административный процесс.10

а) Исполнительно-административный процесс представляет собой внесудебное разрешение правопредоставительных, экспертноудостоверительных, публично-поощрительных, контрольнонадзорных и т.п. административных дел на основе применения норм материального права.

б) Судебно-административный процесс представляет собой урегулированную нормами процессуального права правоприменительную деятельность судов по рассмотрению административных дел. При этом судебно-административный процесс представляет собой один из указанных в Конституции РФ видов судопроизводства – административное судопроизводство.

В то же время важно отметить, что, согласно КАС РФ, суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают достаточно широкий перечень административных дел, но при этом положения данного закона не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, что в принципе выглядит вполне логично, поскольку производство по делам об административных правонарушениях регламентировано нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.11

Однако в данном случае следует согласиться с мнением некоторых юристов, что вышеизложенное вовсе не означает, что деятельность судов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях не является административным судопроизводством.12

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое судами общей юрисдикции, является структурной частью административного судопроизводства, что находит свое подтверждение в правовых позициях Конституционного Суда РФ, в которых орган конституционного контроля определял судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях именно как административное судопроизводство. Следует также отметить, что, согласно статье 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, также в порядке административного судопроизводства.


Таким образом, административное судопроизводство – это урегулированная нормами административно-процессуального права правоприменительная деятельность судов (судей) по рассмотрению судебно-административных дел: дел об оспаривании ненормативных правовых актов (решений), действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной администрации; дел об оспаривании постановлений и решений органов и должностных лиц публичной администрации, вынесенных по рассмотренным ими делам об административных правонарушениях; дел о привлечении физических и юридических лиц к административной и иным видам публично-правовой ответственности; дел о применении в отношении физических и юридических лиц иных мер административно-правового принуждения и ограничения.

Таким образом, на основании вышеизложенного следует отметить, что административное судопроизводство является структурной частью административного процесса, а административная юстиция является одной из форм административного судопроизводства.

Заключение


Таким образом, чтобы ответить на поставленный вопрос о соотношении понятий «административная юстиция» и «административный процесс», нам необходимо изучить такое понятие как «административное судопроизводство». После чего мы приходим к выводу, что с правовой точки зрения, административное судопроизводство является структурной частью административного процесса, а административная юстиция является одной из форм административного судопроизводства.

Однако, если рассуждать о прямом соотношении понятий «административная юстиция» и «административный процесс», на основе вышеизложенного, можно заключить, что характер деятельности органов публичной власти порождает необходимость контроля не только со стороны представительных органов, но и со стороны судебных органов. Это определяет сущность административной юстиции и ее соотношение с административным процессом, так как обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти является той основой, на которой строится любое правовое государство, каким и является Российская Федерация.

Список используемых источников



нормативно-правовые акты:

  1. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 11.05.2023).

  2. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 11.05.2023).

  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 11.05.2023).




научная литература:

  1. Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция / Д.Н. Бахрах // Современное право. – 2005. – № 5. – С. 38-40.

  2. Зеленцов, А.Б. Административный процесс и административно-процессуальное правоРоссии: концептуальные проблемы современного развития / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов // Административное право и процесс. – 2013. – № 12. – С. 3-15. 3. Козлов, Ю.М. Административное право: Учебник / Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 2005. – 554 с.

  1. Кононов, П.И. Административное судопроизводство как структурная часть административного процесса / П.И. Кононов // Административное право и процесс. – 2015. – № 11. – С. 38-42.

  2. Коренев, А.П. Административное право России. Учебник. В 3 частях. Ч. 1 / А.П. Коренев. – М.: МА МВД России, 2000. – 280 с.

  3. Масленников, М.Я. Административный процесс: теория и практика. Серия «Безопасность». Вып. 2 / М.Я. Масленников; отв. ред.: Дугенец А.С. – М.: ГУ ВНИИ МВД России, 2008. – 364 c.

  4. Россинский, Б.В. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2009. – 928 с.

  5. Салищева, Н.Г. Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Г. Салищева, Д.С. Дубровский, С.З.

Женетль, М.А. Штатина. – М.: Юрайт, 2014. – 364 с.

  1. Соловьева, А.К. Концепция административной юстиции: материально-правовой аспект / А.К. Соловьева // Известия вузов. Правоведение. – 1998. – № 4. – С. 52-57. 10. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник для юридических высших учебных заведений / В.Д. Сорокин. – СПб.: Юридический Центр Пресс, 2004. – 537 с.

11. Яценко, И.С. Проблемы административной юстиции в Российской Федерации (организационно-правовые аспекты) / И.С. Яценко // Административное право Российской Федерации. Проблемные вопросы развития отрасли правовой системы и преподавания курса: Сборник статей. – Новгород: Издательство Новгородского университета, 1999. – С. 106-112.

1 Яценко, И.С. Проблемы административной юстиции в Российской Федерации (организационно-правовые аспекты) / И.С. Яценко // Административное право Российской Федерации. Проблемные вопросы развития отрасли правовой системы и преподавания курса: Сборник статей. – Новгород: Издательство Новгородского университета, 1999. – С. 106-112.

2 Соловьева, А.К. Концепция административной юстиции: материально-правовой аспект / А.К. Соловьева // Известия вузов. Правоведение. – 1998. – № 4. – С. 52-57. 10. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник для юридических высших учебных заведений / В.Д. Сорокин. – СПб.: Юридический Центр Пресс, 2004. – 537 с.