Файл: Отчет по учебной ознакомительной практике ноц исследования проблем юридической техники и мониторинга законодательства юи скфу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 642

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формируемые местным сообществом или группой местных сообществ органы местного самоуправления преследует, прежде всего, социальные цели некоммерческого характера. Поэтому в качестве критерия эффективности и результативности их деятельности выступают не только результаты в хозяйственно-экономической сфере, но и в других основных сферах: социально-культурной, политической и идеологической.

Еще одна особенность видится в том, что муниципальное управление самым тесным образом связана с самоуправлением, т.е. с самоорганизацией местных сообществ, отдельных граждан. Отсюда вытекает специфическая роль местных сообществ как субъекта местного самоуправления. Местное сообщество в муниципальном управлении выступает одновременно в двух ролях – как цель и объект управления.

В то же время в качестве субъекта муниципального управления выступают не сами местные сообщества, а создаваемые органы местного самоуправления, с помощью которых местные сообщества добиваются решения вопросов своей жизнедеятельности.

Особенность муниципального управления заключается в максимальном и эффективном использовании социального потенциала местных сообществ, которые базируется на человеческом ресурсе как главном ресурсе муниципальных образований. Составными его элементами являются интересы и потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства как местных сообществ в целом, так и ее отдельных индивидов, а также и создаваемых ими организаций.

Четвертая особенность состоит в том, что муниципальное управление основано на менталитете, традициях и обычаях, духовных и нравственных ценностях местных сообществ. Вместе с тем вряд ли правомерно сравнивать местные сообщества с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Именно такой подход декларируется коллективом авторов учебника «Система муниципального управления».

Некоторые исследователи отмечают двойственную природу понятия «муниципальное управление». Двойственность природы содержания муниципальной управленческой деятельности заключается в том, что, с одной стороны, муниципальная деятельность включает в себя вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования; а с другой, - она связана с регулированием хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.


Управленческую деятельность муниципалитета некоторые исследователи разделяют на два вида: хозяйственно-экономическую и социально-политическую. Основный вид хозяйственной деятельности органов местного самоуправления – это подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

Хозяйственное муниципальное управление представляется как деятельность органов местного самоуправления, направленная на реализацию общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства».

Если же вести речь о содержании управленческой деятельности муниципальным хозяйством, то предлагается выделить два основных направления: властное и экономическое. Это обуславливается тем, что методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми они вынуждены контактировать.

Нетрудно заметить, что в данном случае муниципальное управление рассматривается с позиции хозяйственно-экономического подхода, согласно которому муниципальная профессиональная деятельность связывается с управлением местным (муниципальным) хозяйством или управлением муниципальной социально-экономической системой. При этом социальная направленность муниципального управления не является его сущностной характеристикой.

Выводы по разделу 1




  1. Муниципальная организация местного самоуправления представляет собой более емкое и глубокое по своему содержанию понятие, чем просто понятие «муниципальная организация». Его изучение обуславливает необходимость комплексного и системного подхода, предусматривающего использование методов и методологии других общественных наук, исследующих проблемы местного самоуправления.

  2. Категория «муниципальная организация местного самоуправления» в самом широком смысле искомого понятия рассматривается как форма и способ организации местной публичной власти, присущие демократическому обществу с рыночными отношениями. Речь идет о таком типе организации местного самоуправления, который обеспечивает реальное участие местных сообществ и граждан в осуществлении своего права на местное самоуправление, в защите своих законных прав и интересов, направленных на решение вопросов обеспечения их жизнедеятельности.


Под муниципальной организацией местного самоуправления в узком смысле рассматриваемого понятия понимается, с одной стороны, как совокупность органов муниципальной власти, форм самоорганизации и участия граждан в местном самоуправлении, а с другой – как социальный механизм, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе реализации местными сообществами и гражданами своих прав на осуществление местного самоуправления.

  1. Муниципальная организация местного самоуправления создается местным сообществом или группой местных сообществ для достижения стоящих перед его членами общественно значимых целей. Обязательным условием формирования и функционирования этого социального образования является наделение его публичновластными, социально-экономическими и общественно-деятельностными функциями для решения вопросов жизнедеятельности местных сообществ.

6. Введение в научно-практический оборот категории «муниципальная организация местного самоуправления» позволяет четко зафиксировать муниципальную модель организации местного самоуправления. Заметим одну из моделей, но далеко не единственную в практике местного самоуправления.

Как показывает мировой опыт, именно муниципальная организация местного самоуправления соответствует потребностям рыночной экономики и демократического общества. Она представляет собой один из наиболее устойчивых элементов в конструкции конституционного устройства страны, «кирпичик» в системе власти и одновременно неотъемлемый элемент гражданского общества.

2. Адвокатура России

2.1 Понятие адвокатской деятельности и адвокатуры


1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон «Об адвокатуре»), в соответствии с ч. 1 ст. 3 которого «адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления». Такая формулировка, указанная в Законе, и будет являться официальным определением.

Согласно профессору, доктору юридических наук Юрьеву С.С. «под адвокатурой следует понимать систему наделенных специальными полномочиями лиц (адвокатов), организаций (адвокатских образований) и органов самоуправления (адвокатских палат), главной целью функционирования которых является обеспечение реализации конституционного права каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи».


Обратимся к учебнику под редакцией М.Б. Смоленского, где сказано, что адвокат (от лат. advocates – призванный; англ. lawyer, barrister, advocate) – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультации, рекомендаций, защиты обвиняемого на всех стадиях следствия и суда, представление интересов потерпевших) и т. д.

Адвокатом в Древнем Риме (до имперского периода) называли родственников и друзей человека, которого необходимо было сопровождать в суд. В Римской империи таким термином обозначали судебных защитников.

Как в европейских, так и в западноевропейских языках с понятием «адвокатура» (advocatio, I’awocatio, abogacia, the advocacy и др.) сливается понятие деятельности, отличающееся от деятельности поверенных, что подразумевает существование специального класса профессиональных юристов.

С середины XIX в. термином «адвокатура» в русском разговорном языке стали означать профессию адвоката, отличающие от оказывающих помощь поверенных, которые могут и не быть юристами. А «адвокатурой» обозначалось объединение адвокатов в какую-либо структуру.

В советский период (1917–1991) этим словом стали именовать юристов профессионалов, которые объединялись в коллегии для оказания юридическим и физическим лицам юридической помощи (разрешение правовых вопросов, составление жалоб, договоров, представительство в суде и т. д.), так как коллегии адвокатов представляли собой практически единственную форму организацию лиц, предоставляющих юридическую помощь на профессиональном уровне.

В соответствии с законом 1979 г. коллегия адвокатов является добровольным объединением лиц, занимавшихся «адвокатской деятельностью». Но что значит «адвокатская деятельность» законом не уточнено.

Большинство учёных в современной науке приходят к мнению, что адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая физическим и юридическим лицам на профессиональной основе путем оказания консультации, организации защиты или представительства интересов в разных судах, оказания иных видов юридической помощи.

Надо сказать, что деятельность адвоката предпринимательской не является несмотря на то, что адвокат за свой труд получает вознаграждение. Для того, чтобы понять данную норму необходимо обратиться к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (далее РФ), в котором указано, что «предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Получается, что для предпринимателя (предпринимателя-юриста, юридической фирмы) главной целью является получение прибыли, а для адвоката основной целью является оказание квалифицированной юридической помощи.


Не является юридическая помощь, оказываемая адвокатами работникам правовых служб предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; владельцами и работниками организаций, хозяйственных обществ и товариществ, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными или частными поверенными либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности, не связанной с адвокатской.

Таким образом можно сделать вывод, что адвокат — это лицо, которое получило статус адвоката в установленном законом порядке и право на осуществление адвокатской деятельности.

Адвокат не может находится на государственной службе или занимать оплачиваемую должность в органах исполнительной власти.

2.2 Задачи и принципы адвокатуры


У каждого гражданина или юридического лица может возникнуть реальная необходимость в квалифицированной юридической помощи.

В ст. 45 Конституции РФ сказано: «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется», Конституция РФ обусловливает гарантии на получение квалифицированной правовой помощи, ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Ч.1 ст.48 Конституции РФ «гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи». Это достигается за счёт предъявления требований к кандидату в адвокаты, а именно сдача квалификационного экзамена, наличие стажа работы по юридическим специальностям, наличие рекомендаций других адвокатов и соблюдение этики.

Между адвокатом и доверителем заключается договор об оказании юридической помощи, который носит возмездный характер (т.е. доверитель оплачивает услуги выбранного им адвоката). Но в жизни могут возникнуть ситуации, когда лицо остро нуждается в квалифицированной юридической помощи (заключенный под стражу задержанный, подсудимый, обвиняемый), в силу материального положения не может оплатить эту помощь. В таком случае, услуги адвоката государство оплачивает из федерального бюджета. Категории лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь определены в ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Согласно статистическим данным, в 2017 году 39094 адвоката осуществляли защиту граждан по уголовным делам, назначенными органами предварительного следствия, дознания или суда.