Файл: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства в начальной школе .docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
7
Здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
Выводы по первой главе.
Сегодня здоровый образ жизни не занимает лидирующего места в обществе в иерархии потребностей и ценностей современного человека. В различных источниках публикуются данные статистики, которые наглядно нам демонстрируют, что здоровье детей ухудшается от года к году, и наиболее часто это связанно именно со школой. На сегодняшний день около 25-30% детей, поступающих в первые классы, демонстрируют какие-то отклонения в здоровье. Однако следует отметить, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Именно по этой причине вышеупомянутая проблема требует от учителя младших классов глубоких знаний в области физиологии и гигиены ребенка, что играет значительную роль в эффективном построении учебного процесса.
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Цели здоровьесберегающих технологий:
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.
Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.
Изобразительное искусство является особенным предметом. И поэтому, его нельзя преподавать, как остальные предметы. Здесь — мало передачи знаний и формирований умений и навыков. Ведь искусство не только изучается, оно как бы переживается.
Главной задачей художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие учащегося, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, чтобы приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни.9
1. Медико-гигиенические технологии.
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.
2. Психолого-педагогические технологии
3. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей. К этому можно отнести конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Здоровый образа жизни глазами подрастающего поколения», «Мы против наркотиков» и др.).10
Здоровьесберегающий урок ИЗО должен:
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
Это урок ИЗО, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
Уроки изобразительного искусства особые – это, с одной стороны - своеобразная релаксация, а с другой стороны - его цель: эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностное отношение к миру.
На уроках, учащимся, приходится: и говорить, и запоминать, и записывать, и слушать, и выполнять учебные задания – где они, порой, длительное время сидят за столом или мольбертом - поэтому преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
При подготовке к уроку учитывать:
Таблица 1
Распределение интенсивной умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний в течение урока
5 – 25 минута – 80%
25 – 35 минута – 60 – 40%
35 – 40 минута – 10%
Из этих данных видно, что первую половину урока целесообразно потратить именно на изучение нового материала, решение и разбор самых сложных заданий.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы.
А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности с детьми силами не только школы, но и семьи. Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является сохранение и укрепление здоровья школьников путём формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.14
2.2 Реализация комплекса педагогических условий использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:
-
Технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды. -
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем. -
Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
-
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. -
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. -
здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных. -
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни -
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. -
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.8
Выводы по первой главе.
Сегодня здоровый образ жизни не занимает лидирующего места в обществе в иерархии потребностей и ценностей современного человека. В различных источниках публикуются данные статистики, которые наглядно нам демонстрируют, что здоровье детей ухудшается от года к году, и наиболее часто это связанно именно со школой. На сегодняшний день около 25-30% детей, поступающих в первые классы, демонстрируют какие-то отклонения в здоровье. Однако следует отметить, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Именно по этой причине вышеупомянутая проблема требует от учителя младших классов глубоких знаний в области физиологии и гигиены ребенка, что играет значительную роль в эффективном построении учебного процесса.
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Цели здоровьесберегающих технологий:
-
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, -
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, -
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.
Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе
Изобразительное искусство является особенным предметом. И поэтому, его нельзя преподавать, как остальные предметы. Здесь — мало передачи знаний и формирований умений и навыков. Ведь искусство не только изучается, оно как бы переживается.
Главной задачей художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие учащегося, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, чтобы приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни.9
1. Медико-гигиенические технологии.
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.
2. Психолого-педагогические технологии
-
Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала; -
Технология дифференцированного обучения позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся; -
Технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала; -
Педагогика сотрудничества помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов; -
Технология игровых методов (уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся; -
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе; -
Чередования интенсивности в обучении и релаксации.
3. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей. К этому можно отнести конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Здоровый образа жизни глазами подрастающего поколения», «Мы против наркотиков» и др.).10
Здоровьесберегающий урок ИЗО должен:
-
воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, -
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, -
показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
-
выполнение требований СанПиН, -
соблюдение этапов урока, -
использование методов групповой работы, -
использование интерактивных методов.11
Это урок ИЗО, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
-
оптимальная плотность урока, -
индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени, -
чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п), -
оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, -
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 12
Уроки изобразительного искусства особые – это, с одной стороны - своеобразная релаксация, а с другой стороны - его цель: эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностное отношение к миру.
На уроках, учащимся, приходится: и говорить, и запоминать, и записывать, и слушать, и выполнять учебные задания – где они, порой, длительное время сидят за столом или мольбертом - поэтому преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
При подготовке к уроку учитывать:
-
Динамику работоспособности в течение рабочего дня: 8 – 12 часов – первый пик работоспособности; 16 – 18 часов – второй пик работоспособности. -
Динамику активности обучающихся на уроке: 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент); 5 – 25 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа); 26 – 30 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала); 36 – 40 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).13
Таблица 1
Распределение интенсивной умственной деятельности
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 этап Врабатыва-ние | 5 мин | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение. |
2 этап Максимальная работоспособность | 20 – 25 мин | Максимальное снижение на 15 минуте | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом. |
3 этап Конечный порыв | 10 – 15 мин | Небольшое повышение работоспо-собности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного. |
Эффективность усвоения знаний в течение урока
5 – 25 минута – 80%
25 – 35 минута – 60 – 40%
35 – 40 минута – 10%
Из этих данных видно, что первую половину урока целесообразно потратить именно на изучение нового материала, решение и разбор самых сложных заданий.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы.
А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности с детьми силами не только школы, но и семьи. Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является сохранение и укрепление здоровья школьников путём формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.14
2.2 Реализация комплекса педагогических условий использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе