Файл: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства в начальной школе .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Понятие «Здоровьесберегающие технологии», их сущность, виды и особенности использования в образовательном процессе начальной школы

1.2 Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ




Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой) Соломина Наталья Владимировна

(Ф.И.О.)

специальности 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

номер группы 59 ПНК-11/21А-2
Руководитель Гревцова Екатерина Владимировна

(Ф.И.О.)

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1 Понятие «Здоровьесберегающие технологии», их сущность, виды и особенности использования в образовательном процессе начальной школы 6

1.2 Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе 12

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18

2.1 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе 18

2.2 Реализация комплекса педагогических условий использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 36




ВВЕДЕНИЕ


Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность.


Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

Проблема  сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области образования. В ее решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя, специалисты других профилей.

В современных условиях эта проблема чрезвычайна остра в связи с резким  снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения  в состоянии здоровья.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей  увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическим расстройствами-с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.  

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.  Охрана зрения  школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание прогрессирования.

1-4-е классы – в течение занятия обучающийся может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы педагога. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки.

Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время занятия имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой

, предупреждает появление сколиоза.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Данными аспектами обусловлена актуальность выбранной темы.

Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.

Предмет исследования: использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе.

Теоретико-методологической основой сохранения, укрепления и развития здоровья, здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательных организациях стали работы: И.Ю. Абросимова, А.И. Айзмана, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Базарного, М.М. Безруких, Н.Г. Блинова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.К Зайцева, В. Е. Кагана, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Т.М. Ковалева, Г.К. Крыжановского, В.Р. Кучма, Е.П. Ильина, С.Г. Серикова, Н.К. Смирнова, Н.В. Третьякова, Д.З. Шибкова, А.Г. Щедрина и др.

В действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплена ответственность образовательных организаций за многокомпонентные аспекты охраны здоровья и формирования культуры здоровья.

«Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медикосанитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.»).1

Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС, школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического
, психологического и социального здоровья обучающихся».

Актуальность проблемы здоровьесбережения участников образования, совершенствование методов и моделей управления здоровьесбережением обосновывается большинством современных исследований в области возрастной физиологии, гигиены, психологии, социологии и медицинских областях знания (И.Ю. Абросимова, А.Г. Асмолов, М.М. Безруких, Д.В. Викторов, К.В. Гавриков).

Междисциплинарным исследованиям по проблеме здоровьесбережения посвящены работы Э. Н. Вайнера, В.А. Вишневского, Н.Л. Селивановой, Э.Н. Ильясовой. Созданы авторские здоровьесберегающие программы и методики (И.Ю. Абросимова, К.В. Гавриков, Н.М.Жилина, Л.Н. Игишева, Д.Ш. Матрос, Ю.В.Смирнова, А.В.Шамсутдинова, И.С. Якиманская).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить учебную литературу по выбранной теме;

2. Рассмотреть сущность здоровьесберегающих технологий;

3. Изучить и проанализировать особенности здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф. Базарного;

4. Изучить средства и виды здоровьесберегающих технологий;

5. Рассмотреть особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе;

6. Разработать методическую копилку здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы, создание методической копилки.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.



ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Понятие «Здоровьесберегающие технологии», их сущность, виды и особенности использования в образовательном процессе начальной школы


Здоровьеформирующие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.2



Рис. 1 Составляющие здоровьесберегающей технологии

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: “Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога”.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям: