Файл: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства в начальной школе .docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 472
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени.
Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.
Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.И.Аршавский и др.
С точки зрения И.П.Павлова, «человек есть единственная в высочайшей степени саморегулирующаяся, восстанавливающаяся, поправляющая и даже совершенствующая система».
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н.К. Смирнов, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др.
Это позволяет считать использование различных технологий сбережения и накопления здоровья всех участников образовательного процесса вполне оправданным. Построить собственную оздоровительную систему, освоить приемы саморегуляции по силам каждому, главное захотеть и знать, как это делать.
Применяя в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии мы учим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а так же способствуем развитию творческого потенциала обучающихся.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение на занятиях, тем самым мы добьёмся хороших результатов в достижении поставленной цели.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
-
отсутствие назидательности и авторитарности, -
элементы индивидуализации обучения, -
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников, -
интерес к учебе, желание идти на занятия, -
наличие физкультминуток, -
наличие гигиенического контроля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья [Текст] / Ш.А. Амонашвили, А.Г. Плексин. – М.: Педагогика, 2014. – 220 с. -
Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995. -
Бахтин Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575. -
Белоусова Н.А.Технологии здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности образовательных организаций в условиях ФГОС [Текст]: монография / Н.А. Белоусова, В.П. Мальцев; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 160 с. -
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий/Начальная школа//-2005.-№11. -
Климина М. В. Организация урока изобразительного искусства в условиях здоровьесбережения / М. В. Климина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 21-23. -
Коба И. Биологический ритм ребенка и расписание уроков / И. Коба //Директор школы. - 2003. - N2.-С.127-128. -
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. -
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" -
Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. -
Соловьёва Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И.Соловьёва// ЭКО.-2004.- №17. -
Фомина Н. И., Фигурова, А. Ю. Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы [Текст] / Н. И. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 224-227. -
Здороьесберегающие технологии на уроках ИЗО [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mobunosh24.ru/images/dokument/stranichka_pedagoga/zdorovie.pdf (дата обращения: 11.05.2023) -
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в начальных классах [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://педпроект.рф/кузьмина-ю-в-публикация/ (дата обращения: 11.05.2023) -
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sh4-tmr.edu.yar.ru/zozh/met_materiali/zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole__.pdf (дата обращения: 11.05.2023) -
Характеристики здоровьесберегающих технологий [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://averoxanel-zhukds19.edumsko.ru/articles/post/1532626 (дата обращения: 11.05.2023)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта урока: «Изображения всюду вокруг нас»
Цели деятельности учителя | познакомить с видами художественной деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства. |
Тип урока | Урок - игра |
Планируемые образовательные результаты по ФГОС | Предметные: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; Рассуждать о содержании рисунков; рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Метапредметные: Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумать замысел, выбрать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда. Познавательные: освоение первичных знаний о мире пластических искусств; понимание значения и роли Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки в изобразительном искусстве. Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению; осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе признания своего «Я» как гражданина России. |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. |
Образовательные ресурсы | зрительный ряд: керамические изделия с различными изображениями, иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.; мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; художественные материалы: гуашь, кисти; литературный ряд: стихи, загадки. |
Организационная структура урока
Этапы урока | задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный момент | Эмоциональная, психо-логическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | – Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. | | Фронтальная | Личностные: развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. | Устный опрос |
2.Сообщение темы и целей урока. Постановка и формулирование учебной задачи. | | – Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о трех волшебниках-мастерах, помогающих всем желающим освоить и понять изобразительное искусство, познакомитесь с материалами, необходимыми для уроков изобразительного искусства, и основными правилами работы на уроке. | | | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. | |
3.«Изображения всюду вокруг нас». Введение в тему урока. | 2. Работа по учебнику. | – В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе. Что представлено на нашей выставке? (Картинки, фотографии, иллюстрации к книгам, керамические изделия, шкатулки.) – Красивым все вокруг постарались сделать три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Без них все было бы унылым и некрасивым. А как вы думаете, почему у них такие имена? – Откройте учебники на с. 10. Что вы видите? – Вас приветствует добрый волшебник – Мастер Изображения. Он научит вас рисовать и лепить. С остальными мастерами вы познакомитесь позже. Перед вами детские книги (показывает). Какие они? – Посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы увидели? – Это постарались художники, чтобы книги были красивыми. Представьте, как выглядели бы книги, если бы в них совсем не было иллюстраций. Интересно было бы их читать? Могли бы ребятишки наглядно увидеть то, о чем поведал автор книги? Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг. Сравните фотографию животного и рисунок этого животного. Что вы заметили? – Перед вами скульптуры, керамические изделия, игрушки, изделия из дерева. Они красиво оформлены? Это постарались мастера изобразительного искусства. Мы рисуем, украшаем, строим. Нам ничего это не стоит: Взмахнуть волшебной кистью, Украсить ткань, игрушку, мебель, Построить уникальные дома, И радовать людей Своим присутствием всегда. Живем мы вместе, дружно. Волшебниками все считают нас. И мы придем, когда кому-то нужно, И сделаем прекрасным мир наш в тот же час. – Вы догадались, о ком идет речь? – В загадке-стихотворении говорилось о мастерах-волшебниках, которые могут сделать наш мир еще прекрасней. Кто из вас запомнил, как зовут мастеров? – Вы сегодня тоже побываете в роли волшебников и нарисуете свои рисунки, но для этого нужно познакомиться с правилами работы на уроках изобразительного искусства и с материалами, которые вы будете использовать. | Выполняют задание. Задают вопросы. (Рекламные плакаты, скульптуры, витражи, мозаичные панно, расписную посуду, красочно иллюстрированные книги.) | Индивидуальная. Эвристическая беседа (создание игрового контекста) Первичное восприятие изображений: слушать учителя, следить по тексту, выражать свое отношение к произведениям искусства | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. 1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста). Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные УУД: умение рассуждать о многообразии изображений в жизни человека и общества. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Выполнение действий по инструкции. |
4.Физкультминутка | | Рисовали, рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь. | Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают. | | Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Осуществление самоконтроля по образцу |
5.Знакомство с материалом | | – Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие материалы вам будут нужны для уроков изобразительного искусства : 1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … (карандаш). 2. Палочки волшебные Есть у меня, друзья, Палочками этими Рисует детвора: Башню, дом и самолет И большущий пароход! (Цветные карандаши.) 3. Утром в школу я иду, Принадлежности беру. На плечах несу свой дом, А в нем – для рисования… (альбом). 4. Два кольца, Два конца, А посередине гвоздик. (Ножницы.) 5. Над бумажным листом Она машет нам хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота! (Кисточка.) – Молодцы, вы правильно отгадали загадки, эти предметы нам понадобятся для уроков, но это еще не все. Откройте с. 12 и 13 учебника. Рассмотрите материалы для уроков изобразительного искусства. Какие предметы вы видите? Назовите их. Гуашь – это непрозрачная густая краска. На слайдах вы видите многообразие гуаши, работы художников, выполненные этим материалом. (Мультимедийная презентация.) Акварель – прозрачная краска. Для работы с акварелью используют воду. Для смешивания красок необходима палитра, но можно применять для этого крышку от коробочки с красками. (Мультимедийная презентация.) – Нам необходимы различные кисточки: плоские и круглые. Посмотрите, как ими пользоваться. (Показывает.) – Рисовать можно и цветными карандашами, и мелками, и фломастерами. (Мультимедийная презентация.) – В своих учебниках вы уже видели работы детей, выполненные этими материалами. Назовите, что еще будем использовать на уроках. (Ответы детей.) – Для работы нам понадобятся не только гуашь и акварель, но и белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин. Ведь изобразительное творчество тесно связано с аппликацией, лепкой, прекрасно совмещает рисование и декоративно-прикладные виды деятельности. | | Индивидуальная, фронтальная | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; (расширение познавательной сферы, развитие логического мышления); | Выполнение действий по инструкции |
6.знакомство с правилами работы на уроке | | Правила организации рабочего места: 1) Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы было удобно выполнять работу. 2) Если работаешь гуашью или акварелью, то необходимо иметь баночку для воды и палитру. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой. 3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски. 4) При работе с пластилином нужны дощечк, стеки и сухая тряпочка | | | Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место. Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место. | |
7.Творческая практическая деятельность учащихся. | | – Я предлагаю вам нарисовать то, что вы лучше всего умеете и любите рисовать. Сегодня на уроке можно использовать те художественные материалы, которыми вам больше всего нравится рисовать. Целеполагание: самостоятельно ставит цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл произведения, оценивает результат своего труда. | | | Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности. Предметные УУД: демонстрирует умение работать художественными материалами. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. | |
8.Итог урока. Рефлексия. | | 1. Выставка работ учащихся и их обсуждение. На доске демонстрируются лучшие работы. – Вы очень старались, молодцы. Очень хорошо, что на нашей выставке представлены рисунки с разными сюжетами и выполненные различными художественными материалами. 2. Обобщение материала, изученного на уроке. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Чему учит нас Мастер Изображения? 3. Уборка рабочего места. | | | Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценка усвоения содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы. Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке. | |