Файл: Задача 20 Список литературы 21 Понятие, виды, функции правоохранительных органов.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 2
1.Понятие, виды, функции правоохранительных органов 3
2. Доказательства и доказывание в уголовном процессе 10
3. Задача 20
Список литературы 21
-
Понятие, виды, функции правоохранительных органов
Одна из важнейших потребностей человека — безопасность. Это состояние, когда нашему благополучию ничего не угрожает. Мы не испытываем тревоги за свою жизнь, не озираемся с подозрением по сторонам в поисках возможной беды.
Но человечество не раз сталкивалось с потрясениями: природными катаклизмами, войнами, революциями, кризисами и прочими напастями. В моменты, когда стабильности приходит конец, человек начинает беспокоиться за собственную судьбу. Социологи отмечают, что в кризисные периоды растёт социальная напряжённость и одно из её проявлений — рост преступности.
Государство, как важнейший политический институт, призвано поддерживать в рамках общества стабильность и безопасность. Эту приоритетную задачу решают с помощью правовых норм, которые регулируют и защищают наиболее важные общественные отношения[10].
Государство создаёт правила игры, которые определяют жизнь в пределах его границ. Но не все относятся к действующим нормам с должным уважением. Есть те, кто бросает вызов государству и обществу в целом, переступая через правовые нормы. А дурной пример, как известно, заразителен. Если правила перестают работать, то и сложившаяся общественная система трансформируется, а человеческие взаимоотношения начинают самоорганизовываться. Чтобы подобные ситуации не ввергли общество в хаос, государство контролирует то, как его граждане соблюдают правовые нормы. Делает оно это с помощью специальных органов, которые называются правоохранительными.
Правоохранительные органы — это государственные органы, которые обладают полномочиями по охране правопорядка, а также защите прав и свобод граждан.
Один из признаков государства — монополия на применение насилия.
Если один гражданин избил другого, он совершил правонарушение и должен быть привлечён к ответственности. Если же в отношении гражданского лица применил силу сотрудник правоохранительных органов, который исполнял требования закона, он не понесёт наказания, потому что обладал специальными полномочиями. Конечно, это не касается случаев, когда правоохранитель сам попирает своими действиями требования законодательства.
Чтобы сохранять общество в состоянии стабильности, обеспечивать необходимый уровень правопорядка, правоохранительные органы иногда вынуждены применять силу. Возможность использовать силу государственного воздействия позволяет воспитывать в обществе уважительное отношение к закону, которое выражается в правомерном поведении.
Законопослушный гражданин не будет нарушать правовые нормы, помня о возможной ответственности. Чем больше в обществе лояльных к требованиям закона людей, тем меньше совершается правонарушений и тем безопаснее улицы в городах и других населённых пунктах страны.
В современной юридической литературе понятие «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным.
Это вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или не государственные институты к ним следует относить, а какие не следует) [11].
В действующем законодательстве эта проблема так и не разрешена.
Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранительных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие правоохранительной деятельности, которое в теории права давно определено.
Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Содержание правоохранительной деятельности можно раскрыть через основные признаки.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
1. Осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры принуждения, пресечения, наказания);
2. Строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК РФ, УК РФ, ТК РФ.);
3. Осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
4. Реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами (органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)
5. Раскрытие содержания правоохранительной деятельности позволяет сформулировать понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
Раскрывается это понятие также через основные признаки.
Признаки правоохранительных органов:
1. Они уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др.)
2. Их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.)
3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.
4. Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.
В юридической литературе до настоящего времени вопросам сущности и разграничения понятий правоохранительные органы и правоохранительная деятельность уделяется достаточно внимания[12].
Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы можно условно разделить правоохранительные органы на государственные и негосударственные.
Государственные правоохранительные органы:
- прокуратура;
- органы внутренних дел;
- органы юстиции;
- органы обеспечения безопасности;
- таможенные органы;
- налоговые органы и др.
Многие правоведы не относят суды к правоохранительным органам. Поэтому некоторые авторы в связи с этим издают данный учебный курс под названием «Суд и правоохранительные органы».
Негосударственные правоохранительные органы:
- адвокатура;
- третейские суды;
- частные детективные и охранные предприятия и др.
Основные функции правоохранительных органов:
- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);
- осуществление правосудия (суды);
- прокурорский надзор (прокуратура);
- расследование преступлений (органы предварительного расследования);
- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);
- исполнение судебных решений (судебные приставы);
- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и др.);
- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);
- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);
- профилактическая деятельность (практически все вышеперечисленные органы).
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры[13].
В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями.
Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими. Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно.
Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия.
В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства.
Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший. Функция отправления правосудия является важнейшей в деятельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение.
Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.
Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам.
Таким образом, основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписанные государством функции определяют соответствующие полномочия.
По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве.
Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур. Правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком[10].
Следует определить еще одно понятие, которое созвучно термину «правоохранительные органы», но качественно отличается от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система».
Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохранительные органы или правоохранительная деятельность по отдельности.
Это целый механизм, который включает в себя как нормативно-правовую составляющую, так и государственные институты.
Таким образом, правоохранительная система может быть представлена в широком плане как совокупность двух основных подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохранительных органов.
2. Доказательства и доказывание в уголовном процессе
К основополагающим категориям, определяющим сущность уголовного процесса, относятся также доказывание и доказательства. Это объясняется тем фактом, что данные понятия включают в себя множество различных аспектов, а также актуальных вопросов и проблем теории и практики уголовного процесса.
Это подтверждается также тем, что в настоящее время существует большое количество исследований в данной области.
Доказывание лежит в основе уголовно-процессуальной деятельности и представляет собой единство трех элементов: собирание, проверка и оценка доказательств.