Файл: 2. 2 Уровни сформированности умения использовать различные знаковосимволические средства третьеклассниками на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Уровни сформированности умения использовать различные знаково-символические средства третьеклассниками на уроках русского языка
Анализ результатов по методике «Интуитивный речевой анализ-синтез» показал, что средний уровень в контрольной группе был выявлен у 52% (13 человек), в экспериментальной группе 48% (12 человек). Учащиеся с низким уровнем неплохо осуществляли анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков и затруднялись в различении предметной и речевой действительности.

Низкий уровень выявлен у 40% (10 человек). Учащиеся с низким уровнем не сумели осуществить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Этим учащимся трудно различить предметную и речевую действительность.

В 3 А классе Маша А. и Глеб Т. С заданием справились очень быстро. Валерия Г., Лилия Д., Вова Б., Вера К., Никита К., Захар К., Костя Я., Марина Л., Настя М., Лиза Н., Олег Н., Петя Р., Данила С., допускали ошибки в выполнении задания. Алла М., Парвана Ж., Валя П., Анна С., Мирослава С.

Анализ качественных результатов методики показал, что высокий уровень в контрольной группе выявлен только у 8% (2 человека), в экспериментальной группе справились с заданием 4% (1 человек). Учащиеся с высоким уровнем осуществляли анализ объектов, выделяли как существенные, так и несущественные признаки объектов, сумели различить предметную и речевую действительность.

Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровней умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков у младших школьников. Мы представили полученные результаты в диаграмме на рисунке 1.



Рисунок 1 – Уровень умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень уменияnосуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков у большинства учащихся находится на среднем уровне.

Анализ по методике «Отсутствующая буква» показал, что с заданием справились; Захар К., Марина Л., Костя Я. Испытывали затруднения; Маша А., Глеб Т., Валерия Г., Лилия Д., Вова Б., Вера К., Никита К., Настя М., Лиза Н., Олег Н. Задание сделали с помощью учителя следующие обучающиеся; Петя Р., Данила С., Алла М., Парвана Ж., Валя П., Анна С., Мирослава С., Дима Ч., Данил З., Дмитрий Ф., Серафим Ц., Карим Х.


Высокий уровень показали 12% (3 человека). Учащиеся с высоким уровнем с легкостью определяли, какая буква отсутствует, сопоставляли способы с помощью которых они находили недостающие буквы при построении слов, определяли оптимальный способ анализа предложенного набора букв и способ поиска недостающих букв.

Средний уровень показали 40% (10 человек). Учащиеся данного уровня не сразу определили, какая буква отсутствует, затруднялись сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов, с трудом находили наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв.

Низкий уровень составило 48% учащихся (12 человек). Учащиеся же с низким уровнем не смогли определить, какая буква отсутствует. Им сложно было сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Они не смогли найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв.

Количественная обработка результатов уровня умения выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи показала следующее процентное соотношение. Полученные результаты представлены в диаграмме на рисунке 2.



Рисунок 2 – Уровень развития умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи у большинства учащихся находится на низком уровне.

Анализ результатов по методике «Нахождение аналогий» показал, что высокий уровень показали 8% (2 человека). Учащиеся с высоким уровнем подбирали максимальное количество аналогий и давали больше всех правильных ответов.

В 3 А классе Анна С. и Маша А. ответили на все вопросы и подобрали аналогии. Глеб Т., Валерия Г., Лилия Д., Вова Б., Вера К., Никита К., Захар К., Костя Я., Марина Л., Настя М., Лиза Н., Олег Н., Петя Р., правильных ответов было меньше. Данила С., Алла М., Парвана Ж., Валя П., Мирослава С., Дима Ч., Данил З., Дмитрий Ф., Серафим Ц., Карим Х., путались в ответах, в подборе аналогий допускали ошибки.

Средний уровень показали 44% (11 человек). Учащиеся со средним уровнем подбирали по 3-4 аналогии и давали такое же количество правильных ответов.


Низкий уровень составил 48% (12 человек). Учащиеся данного уровня меньше всего подобрали аналогий и давали по 1-2 правильных ответов.

Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровня умения устанавливать аналогии у младших школьников. Полученные результаты мы представили в диаграмме на рисунке 2.



Рисунок 2 – Уровень умения устанавливать аналогии
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень умения устанавливать аналогии у большинства учащихся находится на среднем уровне.
    1. Проект педагогической технологии по формированию умения использовать различные знаково-символические средства третьеклассниками на уроках русского языка



Педагогической технологией является совокупность методов и средств по воспроизведению обоснованных теоретически процессов воспитания обучения, которые дают возможность успешной реализации поставленных образовательных целей. Педагогической технологией предполагается соответствующее необходимое научное проектирование, при осуществлении которого постановка целей однозначна при сохранении возможности проведения поэтапных измерений, и составления итоговой оценки результатов, которые были достигнуты.

Цель проекта педагогической технологии - поиск стратегических путей технологизации обучения и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами.

Проект педагогической технологии направленный на формирование формирования умений третьеклассников использовать знаково-символические средства для решения задач на уроках математики состоит из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.

Таблица 2

Технология формирования умений использовать различные знаково-символические средства третьеклассниками на уроках русского языка





Модули

Краткая характеристика модуля

1

2

Целевой

Цель: повысить уровень сформированности умений третьеклассников использовать знаково-символические средства на уроках русского языка


Задачи:

  1. Рассмотреть примеры заданий, упражнений занимательного, творческого характера, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

  2. Рассмотреть задания, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами.

Содержательный

Блок 1. Задания, упражнения занимательного, творческого характера, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Блок 2. Задания, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами.


Процессуально - деятельностный

Оборудование и материалы:

– атрибуты для упражнений
– наборы предметов и готовых моделей для изучения нового материала (презентация, интерактивная доска,карточки,схемы)
Методы и приемы обучения:

– словесные;
– наглядные (иллюстрации, карточки);
– практические (упражнения, дидактические игры)
Формы: индивидуальные, групповые, парные.
Этапы:
– предварительная (входная) диагностика уровней сформированности умений третьеклассников использовать знаково-символические на уроках русского языка;
– организация деятельности обучающихся по формированию умений третьеклассников использовать знаково-символические средства на уроках русского языка;
– контроль качества усвоения материала;
– анализ и диагностика причин отставания обучающихся;
– выбор методов, позволяющих корректировать пробелы в знаниях у третьеклассников.


Диагностико - результативный

Результат: повышение уровня сформированности умений третьеклассников использовать знаково-символические средства на уроках русского языка
Диагностические методы: диагностические задания и наблюдение за их выполнением.

Уровни: высокий, средний и низкий.




Блок 1


Упражнение используется на этапе объявления темы урока (например: 1-ое склонение имен существительных) с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

Учитель предлагает в названных словах запомнить первую букву. Если всё сделано правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

1. Глухой звук [ф], звонкий -…

2. Предпоследняя буква в слове “вечер”.

3. В алфавите стоит за буквой «Р».

4. Суффикс в слове “зимний”.

5. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.

2. Упражнение «Четвёртое лишнее».

1) В каждом ряду три слова связаны между собой по определённому признаку, а четвёртое – отличается. Учитель предлагает найти лишнее слово, обосновать свой ответ и определить в каждой строке части речи.

- Корова, медведь, лиса, заяц.

- Мальвина, сказка, Айболит, Пьеро.

- Корень, приставка, глагол, окончание.

- Согласный, звонкий, твердый, ударный.

- Учится, решает, занимался, читает.

2) Задание: прочитайте и запишите слова. Выделите корень. Найдите лишнее слово, подберите к нему родственные слова, выделите в них корень.

- Маленький, малявка, маляр, малыш.

- Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

- Конница, конный, подоконник, конюшня.

- Лень, лентяй, лента, ленивец.

3. Упражнения с использованием ребусов, шарад, загадок.

Предлагаются учащимся с целью тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.

1) Задание: из набора букв составьте слова, определите род имен существительных? К какой тематической группе относятся данные слова?

Пример: АЛОШК - школа, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок, НГАИК – книга, УЧКРА – ручка, АПНЕЛ –

пенал, ЮРЗКАК - рюкзак и др.

2) Я – цифра меньше 10,

Меня легко тебе найти,

Но если букве «Я» прикажешь Рядом встать, – Я – всё!

Отец, и дедушка, и ты, и мать. (Ответ: семь – я)

3) Числительное плюс гласный –

Ансамбль в музыке прекрасной. (Ответ: три – о)

4) Первая цифра стоит в середине, Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца. (Ответ: Р-один-а)

5) Число – часть первая шарады, Вторая часть – одна из нот,

А к ним прибавить букву надо, Ответ любой из вас найдет:

Он – мастер, может сделать вам

Буфет, скамейку, шкаф, диван. (Ответ: 100-ля-р)

Как правильно произносится отгаданное слово? Поставьте ударение.

С целью формирования навыков правильного употребления личных местоимений в речи можно использовать следующие загадки:


1) Назовите все личные местоимения. Какое из них, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Ответ: мышь)[4]

2) Какие три личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Ответ: вы-мы-ты)

3) Что мешает движению на дорогах? Как это можно выразить с помощью личных местоимений? Определите лицо и число данных местоимений. (Ответ: я-мы, личные местоимения 1 лица, единственного и множественного числа)

4) В каком местоимении одна буква, но два звука? Определите его лицо и число. (Ответ: я, личное местоимение 1 лица, единственного числа)

4. Упражнение «Кто больше?».

1) Задание: запишите за указанное время (3—5 мин.) как можно больше существительных, состоящих из одного корня (бак, бег, бок, бык, винт, воз, газ, гвоздь, гром, гусь, дед, дом, сад, школа).

Затем к отдельным словам следует подобрать родственные слова, выделить в них корень.

2) Задание: прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева. Сколько раз в нем слышится звук [р]?

Дайте его характеристику. Что передает автор в этом отрывке с помощью звука [р]?

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом [9].

5. Упражнение «Кто быстрее?».

На доске записаны 6 предложений-пословиц со словом «дело» во всех падежах множественного числа. Задание: определите смысл пословиц, запишите их и укажите, в формах каких падежей употреблено существительное «дело»:

Жизнь дана на добрые дела. Всех дел не переделаешь.

Умен на словах, да глуп на делах. Языком не спеши, а делами не смеши. Дела как сажа бела.

По твоим делам о тебе судят.

6. Упражнения, направленные на развитие речи учащихся.

1) Задание: в устойчивых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте с ними предложения, определите падежи вставленных имен существительных:

Из … вон плохо. Сидеть сложа … . Мастер на все … . Золотые … .

2) Задание: в приведенных пословицах и поговорках определите падеж имени существительного «язык».

Как вы понимаете значение слова «язык»?

Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет. Жало остро, а язык — острей того.

Язык до Киева доведет. Без языка и колокол нем.

3) Задание: найдите слова – антонимы. Как вы понимаете смысл приведенных пословиц? Сытый голодного не разумеет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Утро вечера мудренее.