Файл: Программа учебного предмета изобразительное искусство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
базовый уровень
основное общее образование
Москва
2022
Оглавление
Основное содержание рабочей программы 2
Народные художественные промыслы России 3
Декоративно-прикладное искусство 9
Основы изобразительной грамоты 13
Художественный образ и художественно-выразительные средства 18
Виды и жанры изобразительного искусства 21
Восприятие произведений искусства 25
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 28
Тематическое планирование 34
Основное содержание рабочей программы
Народные художественные промыслы России | |||||
Народные промыслы России. Гжельский фарфор. Городецкая роспись. Жостовская роспись. Хохломская роспись. Лаковая миниатюра. Мезенская роспись. Народная глиняная игрушка. Каргопольская игрушка. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Народная деревянная игрушка. Богородская игрушка. Матрёшка. Щепа и береста в русском народном творчестве. Павловопосадские платки. Ростовская финифть. | |||||
Предметные и метапредметные (М) результаты | Личностные результаты | ||||
Начальный | Повышенный | Высокий | |||
Характеризовать особенности произведений гжельского фарфора (форма изделий, основные мотивы, применение цвета) | Устанавливать последовательность технологической цепочки изготовления гжельской посуды от эскиза до готового изделия (М)i | Характеризовать и различать основные черты гжельской майолики и фарфора на основании анализа технологий производства, техники росписи | - способность осваивать в личной художественной деятельности - конкретные знания о красоте и мудрости, заложенных в народной культуре России и её художественных промыслах; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России; - владение навыками исследовательской деятельности при выполнении заданий культурно-художественной направленности; - понимание особенностей культуры разных народов и красоты национальных эстетических идеалов; - готовность участия в коллективных творческих проектах, которые создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности; - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. | ||
Выполнять по образцу мотивы гжельской росписи, применяя технику кистевой росписи | Создавать орнаментальные композиции для украшения посуды в стиле гжельской росписи | Создавать эскизы оформления интерьеров, тканей, современных предметов одежды и быта, интерпретируя традиционные мотивы гжельской росписи | |||
Характеризовать особенности произведений городецкого промысла (форма изделий, основные мотивы и цвета) | Определять и устанавливать последовательность выполнения городецкой росписи: подмалёвок, тенёвка, оживка (М) | Декорировать предметы быта городецкой росписью, соблюдая установленную последовательность | |||
Выполнять по образцу мотивы городецкой росписи, используя традиционные элементы (розан, купавка, бутон и др.) | Создавать композиции в традициях городецкой росписи с растительными и зооморфными мотивами, сюжетными сценами | Создавать эскизы оформления детских площадок, торговых павильонов, детской одежды, интерпретируя мотивы городецкой росписи | |||
Характеризовать особенности хохломской росписи, определяя декоративные элементы, основные цвета, применяемые в промысле | Различать и сравнивать особенности «верхового» и «фонового» письма в искусстве хохломской росписи, в том числе, определяя основные элементы росписи (кудрина, травка, ягодка и т. д.) (М) | Создавать эскизы декоративных композиций, интерпретируя хохломские узоры в современные предметы быта | |||
Выполнять по образцу основные элементы хохломской росписи (ягодка, травка, кудрина и др.), применяя навык кистевого письма | Создавать эскизы для украшения предметов быта в стиле хохломской росписи, применяя различные типы письма: верховое или под-фон | Создавать дизайн-проекты интерьеров и эскизы оформления предметов мебели и быта, интерпретируя мотивы хохломской росписи | |||
Характеризовать особенности жостовской росписи, различные композиции, применяемые в росписи подноса: «букет в раскидку», «полувенок», «венок» и т. д. | Определять и приводить примеры различных композиций росписи жостовского подноса | Создавать орнаментальные композиции по декорированию подносов разнообразных форм, импровизируя в свободной манере письма | |||
Выполнять по образцу фрагменты жостовской росписи | Создавать декоративные композиции, соблюдая этапы послойного жостовского письма | Создавать эскизы оформления детской мебели, тканей, закладок для книг, интерпретируя мотивы жостовской росписи | |||
Характеризовать традиционные народные промыслы по изготовлению глиняных игрушек | Сравнивать и различать стили глиняных игрушек, опираясь на характерные особенности изделий | Объяснять роль народной глиняной игрушки как традиционного элемента развития, воспитания и социализации (М) | |||
Выполнять по образцу эскизы глиняных игрушек | Создавать эскизы глиняных игрушек, декорировать игрушки, применяя основные мотивы их традиционной росписи | Создавать эскизы декорирования предметов быта, оформления интерьера, интерпретируя мотивы традиционной росписи глиняных игрушек | |||
Характеризовать особенности технологии изготовления разных видов народной деревянной игрушки | Определять и классифицировать стилевые особенности разных видов народной деревянной игрушки (М) | Объяснять роль народной деревянной игрушки как традиционного элемента развития, воспитания и социализации (М) | |||
Выполнять по образцу эскизы народных деревянных игрушек | Создавать эскизы росписи народной деревянной игрушки, ориентируясь на традиционные изделия | Создавать эскизы декорирования предметов быта, мебели, детских площадок, интерпретируя традиционные мотивы росписи Полховского Майдана, Семёнова и Сергиева Посада | |||
Характеризовать известные народные художественные промыслы России | Классифицировать изделия народных промыслов по материалу, по назначению, по способу изготовления, по художественному оформлению, по тематике (М) | Находить информацию в различных источниках о народных промыслах России и разрабатывать экскурсии для музея народных промыслов родного края/России (М) | |||
Характеризовать мотивы павловопосадских платков | Устанавливать последовательность нанесения рисунка на ткань при создании павловопосадского платка (М) | Создавать эскизы (кроки) росписи платка | |||
Создавать по образцу фрагменты традиционных композиций павловопосадских платков | Создавать эскизы композиций орнамента в квадрате на основе стилизации цветочного узора павловопосадского платка | Создавать эскизыколлекций молодёжной одежды/печатной продукции, интерпретируя традиционные мотивы павловопосадского промысла | |||
Характеризовать художественные материалы, применяемые для изготовления финифти | Устанавливать последовательность изготовления изделий в стиле ростовской финифти (М) | Проводить исследование миниатюрной живописи, выявляя особенности технологии росписи, материалов, сюжетов (М) | |||
Выполнять по образцу традиционную композицию ростовской финифти в круге или полосе | Создавать эскизы росписи изделий в стиле ростовской финифти | Создавать эскизы оформления коллекций посуды и ювелирных украшений, интерпретируя мотивы ростовской финифти | |||
Характеризовать традиционные лаковые промыслы России (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино) | Устанавливать этапы технологической цепочки изготовления лаковых изделий (М) | Обобщать информацию из различных источников о жанровом разнообразии лаковой миниатюры при создании творческих и исследовательских проектов (М) | |||
Выполнять по образцу фрагменты композиций лаковых изделий | Создавать эскизы композиций лаковых изделий, ориентируясь на образы традиционных лаковых промыслов | Создавать эскизы оформления сборников народных сказок/открыток, адаптируя мотивы лаковых промыслов | |||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Всероссийский музей декоративного искусства http://www.tickets.vmdpni.ru/ru/#id=222 Федоскино https://fabrica-fedoskino.ru/ Царицыно https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/collection/ Проект: Урок в Москве «Древние образы Руси в глиняных народных игрушках» Проект: Урок в Москве Традиционное народное искусство Проект: Урок в Москве «Русский дух» в миниатюрной лаковой живописи | ||||
Цифровые ресурсы МЭШ | Тема «Народные художественные промыслы России» Народные художественные промыслы России (сценарий темы) ID: 2303797 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2303797?menuReferrer=catalogue Русская матрёшка ID: 2569407 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2569407?menuReferrer=catalogue Богородская игрушка ID: 2569444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2569444?menuReferrer=catalogue Щепная птица ID: 2571312 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2571312?menuReferrer=catalogue Дымковская игрушка ID: 2587240 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2587240?menuReferrer=catalogue Филимоновская игрушка ID: 2588301 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2588301?menuReferrer=catalogue Каргопольская игрушка ID: 2590025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2590025?menuReferrer=catalogue Хохломская роспись ID: 2599817 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2599817?menuReferrer=catalogue Городецкая роспись ID: 2596454 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2596454?menuReferrer=catalogue Мезенская роспись ID: 2600709 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2600709?menuReferrer=catalogue Борецкая роспись ID: 2615237 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615237?menuReferrer=catalogue Гжельская роспись ID: 2673386 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2673386?menuReferrer=catalogue Ростовская финифть ID: 2631773 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2631773?menuReferrer=catalogue Жостовская роспись ID: 2616599 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2616599?menuReferrer=catalogue Павловопосадский платок ID: 2649324 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2649324?menuReferrer=catalogue Вологодское кружево ID: 2631775 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2631775?menuReferrer=catalogue Искусство Палеха ID: 2615252 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615252?menuReferrer=catalogue Роль народных промыслов в современной жизни ID: 2650123 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2650123?menuReferrer=catalogue Шенкурская роспись ID: 1713117 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1713117?menuReferrer=catalogue Онежская роспись ID: 1692788 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1692788?menuReferrer=catalogue Борецкая роспись ID: 1739142 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1739142?menuReferrer=catalogue Пермогорская роспись ID: 1666550 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1666550?menuReferrer=catalogue | ||||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры:
|
Декоративно-прикладное искусство | ||||
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство народов мира. Древние образы в народном искусстве. Конструкция и декор народного костюма. Народная вышивка. Народные праздничные обряды. Символика цвета в народном искусстве. Стилизация как художественный приём. Орнамент в народном искусстве. Декор русской избы. | ||||
Предметные и метапредметные (М) результаты | Личностные результаты - способность осваивать в личной художественной деятельности конкретные знания о красоте и мудрости, заложенных в народной культуре России; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России; - владение навыками исследовательской деятельности при выполнении заданий культурно-художественной направленности; - понимание особенностей культуры разных народов и красоты национальных эстетических идеалов; - готовность участия в коллективных творческих проектах, которые создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности; - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
Характеризовать элементы конструкции и декора русских традиционных деревянных строений | Устанавливать последовательность этапов строительства традиционного крестьянского дома (М) | Аргументированно высказываться о сохранности традиций в строительстве русской избы, выявляя их актуальность/востребованность в настоящем и будущем (М) | ||
Характеризовать планировку крестьянской избы, определяя её главные части и элементы внутреннего строения | Создавать эскизы интерьера русской избы и её декоративного убранства | Создавать дизайн-проекты, интегрируя стилевые особенности декоративных элементов убранства русской избы в современный интерьер | ||
Характеризовать традиционные образы народного прикладного искусства, приводить примеры использования традиционных образов в произведениях народного искусства | Сравнивать традиционные образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения, опираясь на их отличительные особенности | Объяснять семантическое значение традиционных образов и мотивов, обосновывая уникальность народного искусства (М) | ||
Выполнять по образцу эскизы изображений традиционных образов народного искусства | Создавать декоративные композиции для украшения предметов быта, используя традиционные образы народного искусства | Создавать дизайн-проекты интерьеров/одежды/полиграфической продукции и аксессуаров, интерпретируя традиционные образы народного искусства | ||
Распознавать и описывать конструкцию и декор народного костюма | Определять и классифицировать декоративные элементы праздничного и повседневного народного костюма (М) | Оценивать органичное сочетание утилитарных и эстетических (декоративных) качеств русского народного костюма (М) | ||
Характеризовать стилистические особенности различных видов орнаментов и символику основных цветов вышивки в народной одежде | Анализировать образные элементы и основные цвета русской народной вышивки (М) | Сравнивать элементы русской народной вышивки с орнаментами народов мира, используемых в традиционной одежде (М) | ||
Выполнять по образцу эскизы отдельных элементов народного костюма | Создавать эскизы народного костюма и его отдельных элементов | Создавать сюжетные композиции с использованием образов народного костюма | ||
Различать предметы народного быта по внешнему виду и декору, приводить примеры предметов народного быта | Характеризовать назначение различных видов домашней утвари, опираясь на её внешний вид и декор | Создавать эскизы традиционных предметов крестьянского быта, опираясь на их конструктивные особенности и декор | ||
Выполнять по образцу рисунки предметов народного быта | Изображать с натуры предметы народного быта, отражая их конструктивные и декоративные особенности | Создавать дизайн-проекты декорирования современных предметов домашнего обихода с элементами традиционных орнаментов народов России | ||
Характеризовать народные праздники, определяя их обрядовую основу | Устанавливать связь между традиционными славянскими праздниками, их названиями и временами года, определяя их обрядовую основу (М) | Создавать сюжетные и декоративные композиции на тему народных праздников, используя информацию о календарно-обрядовой культуре | ||
Выполнять по образцу фрагменты сюжетных композиций на тему народных праздничных гуляний | Создавать эскизы сюжетных композиций на тему народных праздничных гуляний | Создавать эскизыдекоративных композиций, интерпретируя сюжеты народных праздников и применяя различные техники декоративно-прикладного творчества | ||
Идентифицировать и классифицировать виды орнамента по композиции и мотиву (М) | Устанавливать последовательность создания разных типов орнаментальных композиций, используя различные орнаментальные мотивы (М) | Создавать дизайн-проекты печатной продукции, используя различные виды композиций и мотивы орнамента | ||
Объяснять смысл понятия «ритм» в орнаменте (М) | Анализировать ритмическую организацию орнаментальной композиции (М) | Создавать орнаменты, применяя различные ритмические организации композиций | ||
Выполнять по образцу фрагменты орнаментов народных промыслов | Создавать оригинальный орнамент на основе стилевых традиций народных промыслов | Создавать дизайн-проекты декорирования предметов современного быта, интерпретируя стилевые особенности орнаментов народных промыслов | ||
Характеризовать внешние признаки выразительности изделий декоративно-прикладного искусства и композиционные особенности | Сравнивать и классифицировать изделия народных промыслов, описывая вид, материал и технику исполнения (М) | Объяснять/раскрывать роль композиционных средств орнамента при украшении предметов быта для придания им художественной выразительности (М) | ||
Объяснять смысл понятия «стилизация» в декоративно-прикладном искусстве (М) | Устанавливать соответствие между стилизованным элементом в произведениях декоративно-прикладного искусства и его реальным прототипом (М) | Объяснять приёмы того или иного вида стилизации при выполнении творческих задач (М) | ||
Выполнять по образцу фрагменты орнаментальных композиций и отдельных элементов декора | Создавать эскизы композиций для росписи предметов декоративно-прикладного искусства, применяя различные приёмы стилизации | Создавать орнаментальные композиции, применяя различные техники декоративно-прикладного творчества | | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Всероссийский музей декоративного искусства http://www.tickets.vmdpni.ru/ru/#id=222 Музей-заповедник «Царицыно» https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/collection/ Проект: Урок в Москве «Древние образы Руси в глиняных народных игрушках» Проект: Урок в Москве Традиционное народное искусство Проект: Урок в Москве «Русский дух» в миниатюрной лаковой живописи Проект: Урок в Москве Внутреннее убранство русской избы Проект: Урок в Москве Труд и творчество Проект: Урок в Москве Национальное своеобразие в костюмах народов Индии, Китая, Японии Проект: Урок в Москве Стилизация изображений животных | |||
Цифровые ресурсы МЭШ | Тема «Декоративно-прикладное искусство» Декоративно-прикладное искусство (сценарий темы) ID: 2472458 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2472458?menuReferrer=catalogue Народное художественное творчество ID: 2652189 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2652189?menuReferrer=catalogue Солярные знаки восточных славян ID: 2657664 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2657664?menuReferrer=catalogue Предметы народного быта ID: 2615619 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615619?menuReferrer=catalogue Единство и декор в предметах народного быта ID: 2615630 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615630?menuReferrer=catalogue Архитектура и декор русской избы ID: 2573270 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2573270?menuReferrer=catalogue Символика убранства окна крестьянского дома ID: 2573272 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2573272?menuReferrer=catalogue Внутренний мир русской избы ID: 2615494 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615494?menuReferrer=catalogue Образ печи в культуре русского народа ID: 2615582 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615582?menuReferrer=catalogue Конструкция и декор народного костюма ID: 2678541 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2678541?menuReferrer=catalogue Русская народная вышивка ID: 2675682 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2675682?menuReferrer=catalogue Орнамент в народном искусстве ID: 2659047 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2659047?menuReferrer=catalogue Народные праздничные обряды ID: 2681332 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2681332?menuReferrer=catalogue Стилизация природных форм. Пёрышко ID: 2074418 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2074418?menuReferrer=catalogue Одежда «говорит» о человеке. Эпоха барокко ID: 1753747 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1753747?menuReferrer=catalogue | |||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры:
|
Основы изобразительной грамоты | ||||
Рисунок – основа изобразительного искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Основы композиции. Композиционный центр и закон равновесия в композиции. Тематическая многофигурная композиция. Основы перспективы. Теория воздушной перспективы. Теория линейной перспективы. Основы цветоведения. Понятие формы и передача объёма в изобразительном искусстве. Конструктивное построение и светотональная моделировка простых геометрических тел. Теория светотени. Конструкция и пропорции головы человека. Конструкция и пропорции фигуры человека. | ||||
Предметные и метапредметные (М) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий |
Объяснять особенности анатомического строения и пропорций головы человека при выполнении учебного рисунка (М) | Устанавливать последовательность изображения головы человека, опираясь на её анатомическое строение и соотношение пропорций (М) | Исследовать роль выразительных средств изобразительного искусства в отражении образа и раскрытии характера человека в произведениях искусства (M) | - способность осваивать в личной художественной деятельности конкретные знания о красоте и мудрости, заложенных в изобразительном искусстве; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; - владение навыками исследовательской деятельности при выполнении заданий культурно-художественной направленности; - понимание особенностей культуры разных народов и красоту национальных эстетических идеалов; - готовность участия в коллективных творческих проектах, которые создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности; - воспитание способности обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению и целенаправленной познавательной и творческой деятельности; - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. |
Выполнять схематическое изображение головы человека, опираясь на знание её пропорций и анатомических особенностей. Выполнять по образцу рисунки головы человека | Выполнять рисунок гипсовой головы, анализируя анатомические особенности строения и соотношение пропорций головы человека | Создавать портретс натуры/по представлению, соблюдая пропорции и анатомические особенности строения головы человека | |
Объяснять особенности анатомического строения и пропорций фигуры человека при выполнении учебного рисунка (М) | Устанавливать последовательность изображения фигуры человека, опираясь на её анатомическое строение и соотношение пропорций (М) | Анализировать роль выразительных средств изобразительного искусства в отражении образа и раскрытии характера человека (модели) (M) | |
Выполнять схематическое изображение фигуры человека в пространстве, опираясь на знание её пропорций и анатомического строения | Изображать фигуру человека в движении и ракурсе с учётом перспективных сокращений, пропорциональных соотношений, передавая характер движений отдельных частей тела человека | Создавать изображение фигуры человека с натуры/по представлению, передавая пропорциональные соотношения и характер движений, используя различные средства выразительностив рисунке | |
Объяснять смысл понятий: «композиция», «композиционный центр» (М) | Сравнивать и анализировать основные приёмы композиции, используемые художниками для достижения образной выразительности (М) | Анализировать подчинённость элементов композиции композиционному центру и акцентному предмету в работах известных художников (M) | |
Выполнять по образцу простые композиции на заданную тему, опираясь на базовые законы равновесия в композиции | Создавать простые композиции (натюрморта, портрета, пейзажа и т. д.), применяя принципы композиции | Создавать сюжетные многофигурные композиции,на основе выбранного эскиза, наиболее соответствующего теме, эмоциональному характеру сюжета и композиционным законам | |
Объяснять смысл понятий: «цвет», «цветовой круг», «цветовой контраст», «основные и дополнительные цвета», «хроматические и ахроматические цвета», «тёплые и холодные цвета» в изобразительном искусстве (М) | Находить/приводить примеры произведений живописи, созданных с использованием хроматической или ахроматической, контрастной или сближенной, тёплой или холодной цветовых гамм | Анализировать выбор художника контрастной или сближенной, тёплой или холодной цветовых гамм при создании выразительного художественного образа (M) | |
Выполнять по образцу живописные упражнения по цветоведению, колористике | Создавать живописные этюды с применением контрастных, хроматических и ахроматических цветов, тёплой и холодной цветовых гамм | Создавать живописные творческие работы с применением контрастных, хроматических и ахроматических цветов, тёплой и холодной цветовых гамм | |
Объяснять смысл понятий: «линейная перспектива» и «воздушная перспектива» (М) | Характеризовать элементарные закономерности перспективного построения пространства и объяснять теорию воздушной перспективы | Исследовать роль перспективы как средства организации пространства картинной плоскости (M) | |
Выполнять построения изображений простых предметов по правилам линейной и воздушной перспективы | Создавать учебные работы, применяя правила линейной и воздушной перспективы | Создавать творческие работынатюрмортов/пейзажей/архитектурных пейзажей/сюжетных композиций, применяя разные способы передачи перспективы в изобразительном искусстве | |
Объяснять смысл понятий: «геометрические тела» и «формы» в изобразительном искусстве (М) | Устанавливать последовательность линейно-конструктивного построения композиции из группы геометрических тел (М) | Анализировать элементы, образующие форму предметов, при построении натюрморта в пространстве с учётом линейной и воздушной перспективы (M) | |
Характеризовать освещение как средство передачи объёма предметов и глубины пространства на плоскости | Устанавливать закономерность светотональной проработки на примере рисунков различных объектов | Объяснять характер освещения как выразительного средства формирования целостного художественного образа, аргументировать свою точку зрения (М) | |
Выполнять построения изображений отдельных геометрических тел и передавать объём с помощью светотени | Создавать композицию из группы геометрических тел и выполнять их светотональную проработку | Создавать зарисовкиархитектурного пейзажа, применяя законы построения геометрических тел и линейной перспективы, используя светотональную моделировку форм | |
Объяснять смысл понятий: «пропорция», «перспектива», «светотень», «тон», «тональные отношения» (М) | Анализировать форму предметов, пропорции, строение, пространственное положение при выполнении рисунков с натуры и по представлению (М) | Создавать изображения архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде на основе полученных навыков изобразительной грамоты | |
Выполнять наброски с натуры, используя различные средства выразительности графики и графические материалы | Изображать с натуры/по памяти/по представлению отдельные предметы различной формы | Создавать конструктивные рисунки натюрмортов, портретов, фигуры человека с натуры |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Виртуальный Пушкинский. Виртуальные выставки. Виртуальные экспозиции. https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru Государственная Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/ Новая Третьяковка https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/novaya-tretyakovka Музей русского импрессионизма http://www.rusimp.su/ Мультимедиа Арт Музей https://mamm-mdf.ru/ Музейно-выставочный комплекс Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки https://mvk.academy-andriaka.ru/ Усадьба «Кузьминки» https://park-kuzminki.ru/ Центр искусств. Москва — это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы https://www.culture.ru/institutes/27779/centr-iskusstv-moskva Царицыно https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/collection/ Музей русского лубка и наивного искусства https://naive-museum.ru/category/museum/ Музей В. А. Тропинина http://www.museum-tropinina.ru/about/ Московский музей современного искусства https://mmoma.ru/exhibitions/now/ Проект: Урок в Москве Цвет в произведениях живописи Проект: Урок в Москве Построение пространства в пейзаже. Линейная и воздушная перспектива Проект: Урок в Москве Значение цвета в изобразительном искусстве Проект: Урок в Москве Образ человека в портретной живописи русских художников XIX века |
Цифровые ресурсы МЭШ | Тема «Основы изобразительной грамоты» Воздушная перспектива в пейзаже. Рисуем горы ID: 1261763 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1261763?menuReferrer=catalogue Линейная перспектива. Городской пейзаж ID: 720828 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/720828?menuReferrer=catalogue Рисуем цилиндр ID: 858686 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/858686?menuReferrer=catalogue Рисуем шар ID: 693736 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/693736?menuReferrer=catalogue Рисуем конус ID: 678471 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/678471?menuReferrer=catalogue Рисуем куб ID: 708020 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/708020?menuReferrer=catalogue Рисунок цилиндра с тональной проработкой ID: 1976297 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1976297?menuReferrer=catalogue Пропорции и строение фигуры человека ID: 1435833 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1435833?menuReferrer=catalogue |
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - учебные упражнения (наброски, зарисовки, краткосрочные живописные этюды) по цветоведению, колористике, на построение изображений простых предметов по правилам линейной и воздушной перспективы; - учебные работы (рисунки, живописные этюды) по цветоведению, колористике, на построение композиций (натюрморта, портрета, пейзажа и т. д.) по правилам линейной и воздушной перспективы, с применением светотональной моделировки форм, на основе полученных навыков изобразительной грамоты; - творческие работы (натюрморты, пейзажи, архитектурные пейзажи, сюжетные композиции и т. д.); - доклады, исследовательские работы, проекты, рефераты о роли композиции как целостного и образного строя произведения; - опросы, терминологические диктанты, тесты, комбинированные работы, позволяющие оценить полученные навыки изобразительной грамоты. |
Художественный образ и художественно-выразительные средства | |||
Выразительные средства изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Выразительные средства живописи. Выразительные средства скульптуры. Тема, сюжет и содержание в произведении изобразительного искусства. Художественные материалы и техники. Художественный образ в изобразительном искусстве. | |||
Предметные и метапредметные (М) результаты | Личностные результаты | ||
Начальный | Повышенный | Высокий |
Характеризовать выразительные средства живописи, графики и скульптуры | Находить/приводить примеры применения различных средств выразительности изобразительного искусства в произведениях известных художников | Анализировать роль средств выразительности графики, живописи, скульптуры в воплощении творческого замысла художников (М) | - способность осваивать в личной художественной деятельности конкретные знания о красоте и мудрости, заложенных в изобразительном искусстве; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; - владение навыками исследовательской деятельности при выполнении заданий культурно-художественной направленности; - понимание особенностей культуры разных народов и красоты национальных эстетических идеалов; - готовность участия в коллективных творческих проектах, которые создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности; - воспитание способности обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению и целенаправленной познавательной и творческой деятельности; - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. |
Выполнять по образцу (живописные этюды/ графические/скульптурные эскизы) бытовых предметов, элементов пейзажа | Создавать средствами живописи, графики и скульптуры образы животных, человека, природы; передавать их характерные черты, строение, пропорции, объём, движение | Создавать тематические композиции в графике, живописи, скульптуре, используя выразительные средства изобразительных видов искусства | |
Объяснять смысл понятия «художественный образ», приводить примеры художественных образов, созданных в разных видах изобразительного искусства (М) | Находить/приводить примеры художественных приёмов, используемых художниками при создании художественных образов в портретах, пейзажах и сюжетных композициях | Характеризовать роль различных выразительных средств в создании художественных образов (цветовая гамма, особенности композиции, цветовые контрасты и т. д.) | |
Выполнять по образцу эскизы художественных образов, применяя различные художественные средства выразительности | Создавать предложенные художественные образы, применяя приёмы художественного обобщения | Создавать художественные образы человека, природы, исторических событий, обосновывая выбор различных художественных средств и приёмов живописи и графики | |
Объяснять смысл понятий: «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях изобразительного искусства (М) | Определять и характеризовать тему, сюжет и содержание картин известных художников | Аргументированно высказываться о взаимосвязи сюжета и содержания в произведениях изобразительного искусства (М) | |
Выполнять по образцу эскизы простых сюжетных композиций, применяя различные художественные техники и художественные материалы | Создавать различные сюжетные композиции на предложенную тему, применяя различные художественные техники и художественные материалы | Создавать оригинальные тематические композиции, применяя различные художественные техники и материалы, позволяющие раскрыть собственный художественный замысел | |
Идентифицировать и характеризовать свойства разнообразных художественных материалов и художественные техники | Сопоставлять художественные техники с характерными для них видами художественных материалов | Обосновывать выбор различных материалов и техник при создании произведений изобразительного искусства (М) |