Файл: Курсовая работа средства и методы совершенствования навыков игры футбола на уроках физической культуры 11 класс (1718 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому важно учитывать эти возрастные особенности при организации занятий футболом и помогать подросткам адаптироваться к новым условиям жизни и справляться со стрессом. Для этого можно использовать различные психологические техники, такие как тренинги по управлению эмоциями и стрессом, игры-симуляции, психологические консультации и т.д.

Таким образом, важно учитывать психологические особенности подростков 17-18 лет и их влияние на совершенствование навыков игры в футбол. Для этого необходимо применять индивидуальный подход к каждому подростку, учитывать возрастные особенности и помогать им развивать уверенность в себе и своих способностях, а также адаптироваться к новым условиям жизни и справляться со стрессом.

Глава 2 Практические аспекты обучения игре в футбол на уроках физической культуры для подростков 17-18 лет

    1. Общие методы обучения игре в футбол на уроках физической культуры



«К 17 годам формирование костной и мышечной систем еще не заканчивается. Интенсивность роста несколько снижается, однако развитие организма и психических способностей не прекращается» [17].

Один из главных методов обучения игре в футбол - это демонстрация и объяснение необходимых навыков и действий. В начале урока, учителю необходимо продемонстрировать технику выполнения определенного действия, например, удара по мячу. Во время демонстрации учитель должен подчеркнуть особенности техники и объяснить каждый шаг процесса выполнения действия. После демонстрации учителю следует проверить уровень понимания учащихся и убедиться, что каждый из них знает, как правильно выполнить действие.

Одним из методов является тренировка моторики. Тренировка моторики - это особый подход, который направлен на улучшение координации движений, баланса и быстроты реакции учащихся. В процессе занятий учителю необходимо использовать различные игры, упражнения и тренировки, которые направлены на тренировку двигательных навыков. Тренировки моторики помогают развивать точность и быстроту реакции учащихся, что в свою очередь улучшает их технику игры в футбол.

Еще одним методом является индивидуальный подход. «При обучении футболу очень важно учитывать комплекс индивидуальных свойств личности, морфофункциональные особенности учащихся, уровень развития физических качеств (преимущественно скоростно-силовых), координационные способности, способность к оперативному решению двигательных задач и тактическому мышлению» [18]. Подростки 17-18 лет находятся в периоде активного развития и роста, и каждый из них имеет свои особенности развития и потребности. «Индивидуальный подход — это процесс организации воспитательно-образовательной работы, где основополагающим элементом является всесторонний учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося» [7]. Учителю следует разработать индивидуальный план занятий для каждого учащегося, который будет учитывать его сильные и слабые стороны, а также его потребности в развитии.


«Очень важно при выстраивании работы индивидуального подхода к обучающемуся комбинировать задания и дифференцировать методики по способностям каждого ребенка. Важно отметить, что индивидуализация в обучении – идеальный вариант выстраивания работы с детьми. Благодаря данному подходу будут учитываться способности, знания и умения каждого отдельно взятого ребенка, что позволит скорректировать обучение» [7].

Один из наиболее распространенных методов обучения игре в футбол - это метод обучения через игру. «Концепция подготовки юных футболистов через игру принята в ряде стран (Германия, Франция, Голландия) с высоким уровнем развития футбола. При таком подходе целесообразным считается обучать спортсменов осуществлять игровые замыслы в специально подобранных и последовательно связанных между собой игровых упражнениях с партнёрами в «малых группах», а не изучать технико-тактические приёмы отдельно от игры» [11]. Он заключается в том, что основная активность учеников на занятии сводится к игре в футбол, при этом учитель выступает в роли тренера и помогает ученикам совершенствовать свои навыки игры. Этот метод наиболее эффективен для обучения тактическим аспектам игры, так как ученики имеют возможность применять изученные навыки в реальной игровой ситуации.

Таким образом, использование общих методов обучения игре в футбол на уроках физической культуры для подростков 17-18 лет позволяет эффективно совершенствовать их навыки игры, а также формировать у них необходимые знания и навыки для дальнейшего развития в этой области. Эффективность методов обучения может быть различной для разных подростков в зависимости от их индивидуальных особенностей, поэтому, необходимо индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его физические и психологические возможности и потребности.
    1. Технические средства для совершенствования навыков игры в футбол на уроках физической культуры



Технические средства являются важным инструментом для совершенствования навыков игры в футбол на уроках физической культуры для подростков 17-18 лет. Они позволяют улучшить технические навыки, такие как удары, пасы, дриблинг, владение мячом, а также повысить скорость и выносливость игроков.

Мяч является первостепенным средством для совершенствования навыков. Важно выбрать правильный мяч, который будет соответствовать возрасту и уровню подготовки учеников. Мячи могут отличаться по размеру, весу и материалу, из которого они изготовлены. «Современные футбольные мячи варьируются от 1-го до 5-го размера для разных возрастов «…» Соединение термошвом практически полностью исключает попадание влаги внутрь мяча. Ручная сшивка лучше подойдет для тренировок, поскольку влагопоглощение у таких мячей ниже, а на матче важно минимизировать риски. Машинной сшивкой соединяют панели в недорогих экземплярах — для любителей или в сувенирных мячах» [5].



Тренажеры и специальные устройства также являются важными техническими средствами для совершенствования навыков игры в футбол. Они позволяют повысить точность ударов, улучшить технику дриблинга и владения мячом, а также улучшить скорость и выносливость игроков.

«Использование тренажеров типа «Горка» для развития скоростно-силовых способностей спортсменов и их силовой выносливости нашло широкое применение в спортивных школах не только с юными атлетами, но и со взрослыми занимающимися. Суть использования подобных технических средств тренировки заключается в том, что воздействие оказывается, как на мышцы сгибатели, так и на разгибатели нижних конечностей. При этом имеется возможность четко регулировать объем и интенсивность выполняемой нагрузки. Поэтому у спортсменов формируется способность выполнять эффективные действия как в преодолевающем, так и в уступающем режиме. Под воздействием тренировочных нагрузок на тренажере у юных футболистов проявляются характеристики физической подготовленности, позволяющие более эффективно передвигаться по полю в соревновательном режиме» [12].

Важным элементом обучения игре в футбол на уроках физической культуры является использование видеоанализа игровых ситуаций. «Разработана программа тактико-технической подготовки квалифицированных спортсменов-игроиков, основанная на формализации и исправлении нечетких представлений о соревновательной деятельности. В основу программы положен способ воссоздания игровых условий при помощи средств дополненной реальности» [8].

В процессе игры в футбол, подростки могут совершать ошибки, которые не замечают во время игры. Использование видеоанализа позволяет выявлять эти ошибки и анализировать их с целью устранения.

«Видеоанализ происходил следующим образом: тренер по заранее отмеченным в видеофайлах маркерам, выбирал ситуации; при помощи программного обеспечения, включающего инструменты дополненной реальности, тренер разными графическими символами на сенсорном экране отмечал возникающие ошибки, выделял ситуации или действия игроков, которые способствовали возникновению ошибок, а также выделял нестандартное решение игроками тактико-технических задач. При этом тренер и его помощник могли показать отмеченные ранее игровые ситуации с разных ракурсов, используя динамические видеоролики (с камер на игроках) и статические видеоролики (с камеры над площадкой)» [8].


В заключение, использование технических средств и тактических упражнений на уроках физической культуры помогает совершенствовать навыки игры в футбол у подростков 17-18 лет. Важно учитывать возрастные и физические особенности подростков при выборе методов и средств обучения.
    1. Тренировочные упражнения для совершенствования навыков игры в футбол на уроках физической культуры



«Футбол является не только одной из самых популярных спортивных игр в мире, но и при грамотном использовании может стать эффективным средством оздоровления. При этом следует дифференцировать футбол как спорт высших достижений и занятия в физкультурно-спортивных секциях. Большинство специалистов утверждают, что в первую очередь следует формировать правильную базовую технику игры» [15].

Тренировочные упражнения для совершенствования навыков игры в футбол на уроках физической культуры являются неотъемлемой частью процесса обучения. Правильно выбранные и организованные упражнения могут значительно повысить эффективность тренировок и помочь ученикам улучшить свои навыки игры в футбол.

Игровые ситуации в футболе часто требуют от игроков быстроты и выносливости, которые могут быть достигнуты только через анаэробную нагрузку.

Анаэробная нагрузка - это тренировка с высокой интенсивностью, которая проводится в коротких интервалах времени, например, при выполнении быстрого старта или прыжка. Во время игры футболисты часто сталкиваются с неожиданными игровыми ситуациями, которые требуют проявления быстроты и выносливости, именно поэтому выполнение анаэробной нагрузки является необходимым компонентом для достижения успеха на поле. «стрессовые ситуации необходимы для повышения эффективности физической подготовки» [9].

Футболисты должны быть готовы адаптироваться к нагрузкам, близким к соревновательным, в условиях официальных турниров. Тренировка должна быть насыщенной и содержать в себе элементы игры, чтобы помочь футболистам привыкнуть к игровым условиям и требованиям.

Важным аспектом тренировочного процесса является разнообразие упражнений. Это позволяет добиться максимальной эффективности от каждой тренировки и избежать монотонности, что может негативно сказаться на мотивации учеников.

Одним из основных направлений тренировочного процесса является техническая подготовка учеников. В рамках этого направления используются упражнения, направленные на развитие техники передвижения, контроля мяча, пасов, ударов и других элементов игры. Технические упражнения могут быть как индивидуальными, так и групповыми.


Групповые упражнения направлены на развитие навыков игры в команде. Они помогают ученикам научиться работать в команде, выстраивать тактику игры и улучшать понимание игровых ситуаций. К групповым упражнениям можно отнести тренировки в формате игры, различные упражнения на передачу мяча, отработку защиты и атаки и другие.

«В таблице представлены несколько вариантов реализации упражнений, направленных на развитие выносливости на тренировочных занятиях футболистов 17–18 лет» [9].

Таблица 1

Перечень и методика выполнения упражнений, направленных на развитие выносливости футболистов 17–18 лет

Наименование упражнения

Содержание упражнения

Макс. Кол-во повторений

Интервал отдыха

Продолжение таблицы 1

Бег с препятствиями

Повторный бег с использованием препятствий. Дистанция от 80 до 100 м. На дистанции располагается пять препятствий в виде барьеров и отметка для челночного бега туда и обратно. Дистанция заканчивается ускорением на финише

50-80 м по 30-35 раз (бег. общ. объем 2000 м).

Повторные тренировки 2 раза в неделю

Группа из шести игроков с постепенным уменьшением до двух игроков по мере подготовленности. Интервал отдыха прохождения пяти игроков

Многократная передача мяча

Передача мяча игроку, находящемуся в середине круга остальными тремя или двумя игроками. Игрок двумя приемами должен останавливать и отбивать мячи, приходящие к нему по часовой стрелке

Продолжительность 30-40 с. С большим количеством повторений.

Количество участников определяет интервал отдыха

Челночная эстафета

Эстафета с введением в игру нескольких мячей

80 м до 20-30 повторений

Интервал отдыха определяется количественным составом участников

Подросткам важно не только иметь хорошую технику игры, но и уметь принимать правильные решения на поле. Поэтому тренировочные упражнения должны учитывать не только аспекты физической подготовки, но и тактические и психологические аспекты игры.