Файл: Государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Программа: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
По дисциплине «Пожарная профилактика на объектах и в населенных
пунктах»
Раздел 5.3. Пожарная безопасность зданий и сооружений
Тема №5.3.11«Система технического регулирования пожарной безопасности
объектов защиты».
Разработал:
Преподаватель ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО» Кудинова Н.В.
Надым, 2023 год
Учебные вопросы:
2 1. Понятие о системе обеспечения пожарной безопасности и ее составляющих. Методы регулирования системы обеспечения пожарной безопасности. Сложившийся эмпирический исторический подход. Методы натурных огневых испытаний. Система экспертных оценок. Математическое моделирование в области пожарной безопасности.
2. Нормативный подход в техническом регулировании в строительстве.
Область применения методов в техническом регулировании в пожарной безопасности в строительстве. Современная система технического регулирования в строительстве. Структура нормативных документов в строительстве в России.
Развитие нормативных требований пожарной безопасности в строительстве.
3. Основные положения технического регламента по обеспечению пожарной безопасности. Роль и место технического регламента по обеспечению пожарной безопасности в системе нормирования. Гармонизация требований пожарной безопасности с другими требованиями. Перспективы развития нормативных требований. Методы математического моделирования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Понятие о системе обеспечения пожарной безопасности и ее
составляющих.
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления,
организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
учет пожаров и их последствий;
3
установление особого противопожарного режима.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.
Современная нормативная правовая база в области пожарной безопасности формируется на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» и Федерального закона от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Целью технического регулирования является разработка и принятие технических регламентов,
устанавливающих обязательные требования,
направленные исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента
Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской
Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с
принципами:
применения единых правил установления требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно- технического развития;
независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
единой системы и правил аккредитации;
единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
4
единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской
Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской
Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Техническое
регулирование
в
области
пожарной
безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства,
эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции),
в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам,
пожарно-технической продукции и
продукции общего назначения устанавливает Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Технический регламент принят в целях защиты жизни, здоровья,
имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности.
Требования технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции,
техническом перевооружении, изменении функционального назначения,
техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
разработке технической документации на объекты защиты.
5
В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо,
уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями,
сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В настоящее время отчетливо сформировались следующие методы технического регулирования пожарной безопасности в градостроительной деятельности:
1 Сложившийся эмпирический исторический подход.
2 Методы натурных огневых испытаний.
3 Система экспертных оценок.
4 Нормативный подход в техническом регулировании.
5 Математическое моделирование в области пожарной безопасности.
Все эти методы как совокупно, так и по отдельности определяют современный облик зданий и сооружений, прохождение административных процедур при строительстве, обеспечение безопасности и противопожарной защиты.
Наиболее полно каждый из данных методов раскрывается при строительстве уникальных зданий и сооружений.
Методом, фактически действующим автоматически, в отличие от остальных, нуждающихся в административном создании процедур работы метода,
является – сложившийся эмпирический исторический подход. В процессе накопления человечеством цивилизационного опыта, в том числе негативного,
формируется понимание причинно-следственных связей конкретного пожара и его последствий. Соответственно при создании последующих объектов учитывается и сопоставляется полученный опыт.
Так в процессе исторического опыта, человечество стало переходить от возведения деревянных зданий, заменяя их на каменные. Пришло осознание
6
такого современного понятия как противопожарные разрывы, появились стены –
брандмауэры, ограничивающие распространение пожара между зданиями. Зодчие времени средневековья, эпохи возрождения и просвещения не имели технических требований и нормативов по регулированию пожарной безопасности и фактически пользовались только накопленным историческим опытом. В
дальнейшем исторический опыт стал являться основой для формирования нормативных документов.
Методы натурных огневых испытаний возможно разделить на две укрупненные группы – стандартные испытания и крупномасштабные испытания.
Стандартные огневые испытания проводятся для присвоения классификационных характеристик строительным материалам и веществам, строительным конструкциям, пожарно-технической продукции. Сертификационные испытания также относятся к стандартным и регулируются при помощи ГОСТ в Российской системе регулирования, стандартов ASTM в США, BS в Великобритании, EN в странах Европейского союза. Стандартные испытания не привязаны к реальному пожару, а моделируют определенные факторы в условиях определенных допущений для получения классификационных характеристик на продукцию.
Крупномасштабные огневые испытания, или фактически индивидуальные, в противовес стандартным, требуют создания условий максимально приближенных к реальным условиям пожара. Как следствие испытания достаточно дорогостоящие и требуют построения объекта в целом или его части с последующим уничтожением в процессе испытаний.
В России регулирование в пожарной безопасности методом экспертной оценкой применяется в основном при создании зданий и сооружений, на которые отсутствуют нормы проектирования. Как правило, на данные объекты предусматривается разработка специальных технических условий (СТУ), которые рассматриваются на заседании коллегиального органа – экспертного совета. В
зарубежной практике экспертная оценка противопожарного состояния объекта активно применяется страховыми компаниями при определении рисков и потенциальных потерь от пожара. Экспертная оценка является субъективным методом, но при этом в процессе измерения таких структурно-сложных систем как совокупность проектирования, строительства и эксплуатации зданий в достаточной мере эффективным.
Наибольшую среди всех методов технического регулирования в пожарной безопасности получил нормативный подход. В отличие от экспертной оценки метод относится к объективным, фактически безапелляционным и предполагает только те отклонения и допущения, которые обозначены непосредственно в нормативных документах. Основу принятия нормативных требований составляют негативные последствия реальных пожаров в процессе исторического развития и натурные испытания, как стандартные, так и крупномасштабные.
Преимуществом метода относительно других является относительная точность и четкость установленных требований. При этом метод не является совершенным и требует перманентной переработки нормативных документов.
Хотя физические законы, на которых собственно и основывается пожарная безопасность, остаются постоянными, нормативная база должна учитывать появление новых строительных материалов, технологий производств, подходов к обеспечению безопасности. Разработка нормативных документов зачастую не поспевает за перечисленными изменениями, поэтому существенным недостатком нормативного метода является его высокая инерционность. С другой стороны интенсивное изменение нормативной базы приводит к дезориентации участников