Файл: Научнотехническая политика в регионе (на примере Республики Татарстан).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данную политику можно считать стимулирующей, так как она направлена на увеличение потенциальных возможностей страны, ускорение научного развития и внедрение достижений научно-технической политики.

Научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяя цели, направления деятельности органов государственной власти в области техники, науки и реализации достижений науки и техники.

Самым главным фактором достижения экономического роста государства в современных условиях – научно-технический прогресс.

Целями научно-технической политики относительно научно-технического потенциала являются:

- увеличение научно-технического потенциала;

- соблюдение пропорций между разновидностями и частями научно-технического потенциала.

В управлении научно-техническим развитием существуют сложности, такие как: разнородность и разнообразие объектов данной политики, структуры, форм собственности и функций. На макроуровне – сферы деятельности (образование, наука, наукоемкое производство), а на микроуровне – организации, связанные с такими видами деятельности как: инновационный бизнес, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения.

Научно-технический потенциал – объект государственной научно-технической политики.

Конечная цель научно-технической политики – экономический рост страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, обеспечение экономической безопасности и решение социальных проблем.

    1. Методика анализа научно-технической политики

Уровень и темпы роста научно-технической политики непрерывно связаны с научно-техническим потенциалом отрасли, который выступает в качестве составной части инновационного потенциала, то есть отраслевой способности к развитию на основе внедрения новых технологий и продуктов, а также их разработки. Существует система показателей, которые анализируют научно-техническую политику.

Научно-технический потенциал – это совокупность материально-технических, информационных, кадровых, финансовых ресурсов, предназначенные решать задачи научно-технического развития, которые стоят перед обществом.

Таблица 3 – Система показателей анализа научно-технической политики




Показатель, единица измерения

Характеристика показателя

1

Численность работников сферы науки, в том числе:

- действующие члены Академии Наук;

- Доктора наук;

- Кандидаты наук;

- Члены-корреспонденты

Показатель характеризует количество действующих работников в сфере науки, которые способны развивать научно-технический потенциал страны.

2

Количество научных организаций, в том числе:

- Учреждений академического сектора науки;

- Организаций ВУЗовского и отраслевого сектора;

- Проектных организаций;

- Конструкторских организаций.

Показатель характеризует количество действующих организаций, которые способны развивать научно-технический потенциал страны.

3

Показатель объема финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств:

- Государственного бюджета;

- Внебюджетных фондов;

- Организаций предпринимательского сектора;

- Иностранных инвесторов.

Показатель характеризует количество средств, выделенных на развитие научного комплекса.

4

Количество патентов, полученных как внутри страны, так и за рубежом.

Показатель характеризует общее количество документов, удостоверяющих авторство, приоритет изобретения и исключительное право.

Проведение аналитического исследования научно-технического потенциала страны должно быть периодичным и последовательным для четкого исследования инноваций в сфере науки. Приоритетными задачами для государства должны стать развитие и укрепление научно-технического потенциала, увеличение объемов и улучшение обмена информацией и технологиями, создание благоприятных условий для функционирования рынка научно-технической продукции, создание единой системы для подготовки новых кадров в различных направлениях научной деятельности, а также внедрение и разработка эффективно действующего механизма мотивации.





Глава 2. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Татарстан

2.1 Общая характеристика региона


Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации, который входит в состав Приволжского федерального округа (Приложение 1). Республика Татарстан находится на Восточно-Европейской равнине. Республика Татарстан была образована декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР от 27 мая 1920 года с признанием автономности Татарской Социалистической Советской Республики.

Площадь Республики составляет 68 тыс. кв. км. Татарстан располагается в месте слияния двух крупнейших рек – Камы и Волги. 17% территории Республики Татарстан покрыто лесами. На территории располагаются национальный парк «Нижняя Кама» и Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник.

Население Республики Татарстан составляет 3 894 120 человек, при этом Республика является одной из самых многонациональных в России. По численности населения Республика Татарстан занимает восьмое место.

Административным центром является город Казань с населением свыше 1,1 миллионов человек. Административное деление: 43 муниципальных района (Приложение 2), 14 городов республиканского подчинения и 8 городов районного подчинения.

2.2 Анализ основных социально-экономических показателей развития региона


Устойчивое социально-экономическое развитие является главным условием стабильности в регионе. Республика Татарстан обладает вполне обширными конкурентными преимуществами, но для возможности полноценного использования данных преимуществ необходимо время.

Оценка динамики и качественная характеристика изменений в Республике Татарстан возможна лишь благодаря основным социально-экономическим показателям (Таблица 4), которые можно найти на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 4 - Основные социально-экономические показатели развития Приволжского федерального округа и Республики Татарстан за 2019-2021гг.

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

ФО

Респ.

ФО

Респ.

ФО

Респ.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Площадь территории, тыс. км.

1038

68

1038

68

1038

68

  1. Численность

населения, тыс. человек

29397,2

3898,7

29287,7

3902,9

29070,8

3894,2

  1. Среднегодовая численность

занятых, тыс. человек

13434,6

1941,3

13114

1938,8

13436,9

1985,8

  1. Среднедушевые денежные доходы

(в месяц), руб.

28239

38251

28518

35653

31858

39688

  1. Потребительские расходы в среднем

на душу населения

(в месяц), руб.

19428

23053

18644,7

24187,3

18933

24548

  1. Среднемесячная

номинальная начисленная заработная

плата работников организаций, руб.

34592

37418

36975

39761

41129

45800

  1. Валовой региональный продукт, млн. руб.

10326702

1933091

11061307

2139809

12467473

2469217

  1. Основные фонды

в экономике (по полной

учетной стоимости;

на конец года), млн. руб.

49243

795

35984

789

30517

2775

  1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности,

млн. руб.

1.добыча

полезных ископаемых

2611155

689612

2665497

688510

2074236

575550

  1. 2.обрабатывающие производства

9154765

1930682

9585058

1934817

9093325

1953852


Продолжение Таблицы 4

  1. производство и

распределение

электроэнергии, газа и воды

980674

144762

1004283

148124

987191

139395

  1. Продукция сельского

хозяйства

- всего, млн. руб., в т. ч.

1191900

226034

1316907

248781

1518948

264329

    1. 1. растениеводства

668368

88625

237668

28401

290622

38823

    1. 2. животноводства

315744

39591

306222

43007

338333

46474

Ввод в действие

общей площади

жилых домов, тыс. м2

15223

2410

16190

2676

15775

2680

Оборот розничной

торговли, млн. руб.

5540392

916973

5839683

952690

5786086

929099

Сальдированный финансовый результат

(прибыль минус убыток) деятельности

организаций, млн. руб.

1509805

456161

1626393

535603

1719750

550279

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

2428836

637612

2491205

629731

2690313

640837

Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что показатели Приволжского федерального округа медленно, но растут. Нужно отметить, что растут среднедушевые доходы и заработные платы. Особенно выделяется сумма инвестиций в основной капитал, которая растет с каждым годом как в Приволжском федеральном округе, так и в Республике Татарстан.

Возможно вычисление темпов роста по Приволжскому федеральному округу и Республике Татарстан (Таблица 5).

Таблица 5 – Динамика основных социально-экономических показателей развития Приволжского федерального округа и Республики Татарстан за 2019-2022гг.