Файл: Научнотехническая политика в регионе (на примере Республики Татарстан).docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы научно-технической политики
Глава 2. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Татарстан
2.1 Общая характеристика региона
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей развития региона
2.3 Приоритеты социально-экономической политики Республики Татарстан
Глава 3. Аналитическое исследование научно-технической политики в Республике Татарстан
3.1 Анализ научно-технической сферы Республики Татарстан
Таким образом, социально-экономическое развитие региона является очень сложной структурой с множеством различных показателей, которые включают критерии, отражающие социальные, экономические и иные варианты развития региона. Основой формирования социально-экономической политики является стратегия социально-экономического развития. Республика Татарстан - динамично развивающийся регион Российской Федерации. Показатели уровня жизни населения держатся на высоком уровне по российским меркам. В последнее время отмечается активное использование инвестиционного потенциала региона. Стратегия социально-экономического развития описывает каждую существующую проблему в Республике Татарстан с конкретным описанием сценариев развития.
Глава 3. Аналитическое исследование научно-технической политики в Республике Татарстан
3.1 Анализ научно-технической сферы Республики Татарстан
Научно-техническая сфера Республики Татарстан хоть и пережила экономический кризис, но тем не менее смогла сберечь существующий потенциал по объему выполненных научно-технических работ. Важнейшее условие Стратегии экономического развития Республики Татарстан до 2030 года – эффективное использование и наращивание потенциала Республики.
Наука является главным инструментом экономического развития, она должна постепенно адаптироваться к условиям, позволяющим обеспечивать растущие потребности экономики, которые выражены в новых идеях, конструкторских и научно-исследовательских разработках. Конечным результатом данной работы будет являться инновационная система, которая обеспечивает ускоренное и эффективное введение передовых технологий в хозяйственный оборот, быстрое развитие высокотехнологических наукоемких производств и разработок.
Научно-техническая политика в Республике Татарстан проводится на основе:
-
организационных механизмов (проведение конкурсов инновационных и научно-технических программ, работ и проектов с последующей государственной поддержкой в сфере научно-технической деятельности); -
правовых механизмов (законы и иные нормативно-правовые акты Новосибирской области, а также различные договоры, которые регулируют отношения в сфере научно-технической деятельности); -
экономических механизмов (содержащие государственные и ведомственные целевые программы, научно-технические и инновационные проекты и программы).
Приоритетными направлениями развития научно-технической сферы в Республике Татарстан – переработка и освоение полезных ископаемых, энергоэффективность, развитие минерально-сырьевой базы, ядерная энергетика и новые технологии в медицине. Существует соглашение между Правительством Республики Татарстан и Российским Фондом Фундаментальных исследований, где каждый год по данным направлениям проходят совместные конкурсы. В прошлом году поддержку получили 59 проектов на очень крупные суммы, финансирование производится из бюджета Республики совместно с Фондом.
Инновационная деятельность поддерживается: тремя технопарками ( в том числе медицинским), инкубатором технологий, а также инновационно-техническим центром Республики Татарстан. Финансовая поддержка научно-технической сферы представлена различными фондами, среди которых:
-
Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области; -
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области; -
Фонд микрофинансирования Новосибирской области; -
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Например, благодаря фонду развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан было профинансировано более 1000 проектов на сумму 1 миллиард рублей. Среди данных проектов выделяется проект на производство научно-технических инноваций в сфере медицины (34%), машиностроения (23%), строительства и новых материалов (18%). Остальные средства направляются на создание инновационно-технологических центров.
Численность работников в сфере науки стремительно растет, по состоянию на 2020 год в Республике Татарстан 210 членов Академии Наук, 4890 Кандидатов Наук, 2074 Доктора Наук. Также, количество занятых исследованиями и разработками в высших учебных заведениях 3500 человек и 1200 аспирантов, которые ведут научно-исследовательскую деятельность. Как результат получены более 100 патентов на изобретения.
Таким образом, научно-техническая политика в Республике Татарстан проводится достаточно эффективно, ведь именно достижение научно-технического и кадрового обеспечения является основной целью научно-технической политики.
3.2 Направления совершенствования научно-технической сферы Республики Татарстан.
Инновационный потенциал в Республике Татарстан реализован не в полной мере, несмотря на то, что в регионе есть многочисленные достижения в сфере научно-технической политики. Современный этап выделяет актуальный вопрос научно-технической политики – это вопрос о повышении эффективности взаимодействия для участников инвестиционно-инновационного блока.
Почти все внедряемые инновации имеют совершенствующий характер и в плане стратегии эти новшества запрещено считать внедренными инновациями. Некоторые организации владеют разработками, которые выделяются применением результативных технологий и позволяют выпускать продукцию на уровне мировых стандартов. Но достижение результатов в связи с развитием инновационной сферы среди большинства предприятий может быть проблематичным, так как:
-
Предприятие ориентировано на достижение краткосрочных результатов в ущерб среднесрочным и долгосрочным; -
Имеющие ресурсы используются неэффективно, не сбалансирована инвестиционная политика предприятия, которая приводит к распылению ресурсов; -
Предприятие не готово к изменениям рыночного спроса, так как отсутствует четкая связь между работами по обновлению продукции и результатами маркетинговых исследований; -
Системы планирования не приспособлены к системам учета, планирования и контроля в современных условиях хозяйствования; -
Финансовый менеджмент и управление издержками являются неэффективными, что не позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Существенным фактором неэффективности производственной и коммерческой деятельности яляется отсутствующая научная обоснованность управленческих решений, принимаемых в области обновления производства. Вследствие несоответствия управленческих технологий задачам производства, эффективность вложенных средств в обновление производства не может оправдать ожиданий предприятия.
Финансирование инновационного процесса находится на высоком уровне, ведь инновационность экономики является одной из базовых принципов развития Республики Татарстан. Много внимания уделено инновационному развитию в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Постепенно происходит развитие инфраструктуры, которая поддерживает инновационную деятельность. Базовый принцип размещения производительных сил Республики Татарстан – принцип кластеризации. Кластер обладает значительным уровнем конкуренции и нацелен на внедрение наиболее перспективных технологий. Высшие учебные заведения вводят кафедры, которые заточены под инновации (например, направление «Нанотехнологии»), также производится мониторинг инновационных идей среди молодых ученых.
Внедрение основательных инноваций предполагает создание специализированных инжиниринговых компаний, которые и обеспечивают основную капитализацию инноваций. Россия в целом и Республика Татарстан отстают от ведущих западных держав по уровню инновационности. Это приводит к навязыванию особых требований в процесс развития инновационной деятельности. Наиболее оправданной станет стратегия «обратного инжиниринга», которая наиболее успешно используется в Китае. Начальная точка развития - это не текущий уровень развития инноваций, существующий в России, а технологии передовых зарубежных стран.
Исходя из вышесказанного возможно выделение важных шагов к совершенствованию инновационного развития:
-
Создание и развитие инжиниринговых компаний, которые способны работать на стыке науки и бизнеса, а также реализовывать крупные комплексные инновационные проекты в промышленности не только Республики Татарстан, но и других субъектов Российской Федерации. Необходимо создание и внедрение региональной программы развития инжиниринга и постановка ее под особый контроль Правительству Республики Татарстан. Системообразующими предприятиями должны стать научно-исследовательские институты и проектные, которые существуют в области еще с советских времен; -
Создание и финансирование лабораторий, которые специализируются на технологиях обратного инжиниринга, однако выделение средств на столь дорогое оборудование для исследований станет довольно проблематичным; -
Важнейшая задача состоит в привлечении, развитии и удержании ведущих научных кадров и производственных экспертов. В мире данная проблема находит решение в создании особых инновационных территорий, имеющих инновационную структуру, условия деятельности и проживания, возможно даже со своей собственной культурой. Подобный подход находил применение в СССР.
Данные мероприятия смогут увеличивать эффективность инвестиций, вкладываемых в научно-техническую сферу Республики Татарстан и вывести экономику региона на передовой фланг национального народного хозяйства.
Инновационное развитие невозможно без улучшения научного комплекса региона. Стратегическая задача - развитие науки, обеспечивающей осуществление наиболее важных инновационных проектов и включение в инновационную инфраструктуру научных образований. Цель развития науки – это удовлетворение потребностей общества в новых знаниях в области прикладных исследований и разработок, наращивание научного потенциала области и рентабельности в реализации социально-экономического развития.
Недостаточная эффективность имеющейся инновационной инфраструктуры приводит к необходимости повышать результативность научный сферы, а также использовать интеллектуальные и трудовые ресурсы и свободные производственные мощности. Следовательно, нужны мероприятия, связанные с развитием инжиниринговых компаний и созданием лабораторий, которые специализируются на технологиях обратного инжиниринга, привлечением,